Объяснение нового учебного материала. 2.1. Вступительная беседа, анализ стихотворения.
2.1. Вступительная беседа, анализ стихотворения.
Беседа проводится после экскурсии на речку, во время которой внимание детей обращают на красоту окружающей природы, на изменения, которые произошли с наступлением зимы: сугробы, снег на ветках деревьев, блеск снега на солнце, голубое небо. Проверяется наблюдательность детей. Устанавливается, что вверху небо темнее, а внизу светлее.
Учитель напоминает детям, чтобы они внимательно наблюдали за окружающим и запоминали, так как на уроке им придется рисовать по памяти и по представлению.
Во время беседы проводится анализ стихотворения Я. Коласа «На рэчцы з1мой».
2.2. Анализ произведений живописи.
Проводится беседа по картинам К. Юона «Русская зима», К. Коровина «Зимой». Учитель предлагает внимательно посмотреть на картины и ответить на вопросы:
—Какую зиму изобразил каждый из художников?
—Назовите основные цвета зимы.
—За что вы любите зиму?
Учитель обобщает ответы учащихся.
У. На картине К. Юона «Русская зима» изображен морозный День. Глубоким мягким серебристо-серым снегом покрыты пригорки, запорошило домики. Большие и маленькие деревья тоже все в пушистом белом снегу. Тихо стоят березы, елочки, будто задумались и боятся отряхнуть свой снежный наряд. На сером фоне неба красиво выделяются белые шапки на ветвях деревьев.
— Художник К. Коровин в своей картине «Зимой» создал образ
русской деревни зимой. Около старой избы стоит продрогшая, с уныло
опущенной головой лошадь, запряженная в сани.
Для развития у детей эстетического восприятия зимнего пейзажа учитель обращает внимание на контраст заснеженной земли с темными, выделяющимися на ее фоне деревьями.
2.3. Упражнение «Краски зимы».
Это упражнение на составление различных оттенков серого, голубого, розового, фиолетового цвета (от самого светлого до самого темного) путем постепенного добавления и смешения на палитре. Внимание детей обращается на то, что перед тем, как набрать новую краску, особенно белую, нужно промыть кисть.
Учитель сообщает, что задача детей — не просто нарисовать рисунок, но и обязательно передать глубину пространства.
У. Нас окружает пространство. Оно трехмерное (ширина, высота и глубина). Лист бумаги имеет только два измерения: ширину и высоту.
— Можно ли на ровном листе бумаги показать пространство?
2.4. Работа по учебнику [3, с. 66—67].
У. Рассмотрим картины. Как художники передают пространство? (Ответы детей.) Учитель делает вывод:
1. Все предметы, которые находятся ближе, кажутся большими.
2. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше.
3. Основы близких предметов всегда ближе основ предметов
отдаленных.
4. Близкие предметы чаще загораживают дальние.
Большое значение в изображении глубины пространства имеет цветовое оформление рисунка. Учитель отмечает, что при изображении предметов первого плана нужно раскрывать индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета мелких и крупных частей, при изображении предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части, при изображении предметов дальнего плана обобщают форму схематически, показывают через контур или цвет.
С помощью методической табицы учитель объясняет правила изображения пространственной глубины.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а уда
ленные — обобщенно; для передачи пространства ближние пред
меты надо изображать детально, а дальние — обобщенно.
2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а дальние —
неопределенно; для передачи пространства контуры ближних пред
метов надо делать резче, а дальних — мягче.
3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее,
а тёмные — светлее ближних.
4. Для передачи пространства ближние предметы надо изобра
жать объемно, а дальние плоско.
5. Все дальние предметы, затянутые дымкой, приобретают ее
цве*г — фиолетовый, синий, голубой; для передачи пространства
надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а даль
ние — бледными.
6. Для передачи пространства ближние предметы надо изобра
жать различными по цвету красками, а дальние — одинаковыми.
2.5. Объяснение последовательности выполнения композиции.
Дети должны посочинять вслух, «нарисовать» словами будущую композицию. Когда сюжеты выбраны, учитель уточняет, какие главные герои будут действовать в детских рисунках. Главных героев немного — один или два. Дети уясняют для себя смысловой центр композиции, продумывают взаимосвязь в действиях героев.
В соответствии с выбранным сюжетом и действиями главных героев композиции каждый ученик решает, как ему лучше расположить лист бумаги: вертикально или горизонтально.
Учитель демонстрирует примерную последовательность выполнения рисунка «На катке» (рис. 7). |
Рис.7
В работе и с карандашом, и с красками необходимо соблюдать правило — от общего к частному. Это показывает учитель в линейном рисунке на классной доске с пояснением:
а) вспомогательными тонкими линиями намечают компо
зиционное расположение главных героев сюжета, определяют
их место;
б) выделяют первый план, уточняют смысловую взаимосвязь
героев сюжета.
Такая последовательность прослеживается на первых этапах работы с карандашом, затем с гуашью.
Учитель объясняет порядок покрытия рисунка цветом: намечают линию горизонта, рисуют небо, затем кистью с белой краской широкими мазками изображают снег на земле, каток. После того как фон высохнет, рисуют солнце, а вдали на горизонте слабым серым цветом — силуэты деревьев. Затем цветом покрывают фигуры детей, деревья на первом плане.