Веселый праздник, 2) тяжелая работа, 3) вкусный ужин, 4) болезнь, 5) дружба, 6) голодный человек, 7) страх, 8) обман, 9) богатство, 10) строгая учительница.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени В. П. Неймышева» г. Тобольска Тюменской области

Конспект

Занятия с детьми начальных классов

По теме

«Что такое память? Приемы эффективного запоминания»

Педагога-психолога

Первой квалификационной категории

Таскаевой Н.А.

Учебный год

«Что такое память? Приемы эффективного запоминания»

Цели:развитие разных видовпамяти (слуховой, зрительной, осязательной, смысловой); содействие осознанию участниками занятия собственных особенностей памяти; упорядочить представление участников о том, что такое память; показать способы и приемы эффективного запоминания учебного материала.

Оборудование: доска с написанными числами для запоминания, геометрические цветные фигуры на доске; игрушки и разные предметы для игры на осязательное запоминание (мячик, кубик, кукла, кисть, ручка и т.п.); карандаши, листы для записи.

1. Беседа о том, что такое память? Спросить у участников занятия о том, что такое память, попросить назвать ассоциации – на что похожа память? (сначала участники называют свои варианты, потом можно сказать, что память похожа на склад, записную книжку, флэшку, сундук и т.п.). Зачем нужна память? Что будет с человеком, если он потеряет память?

2. Диагностика слуховой памяти. Ведущий читает 10 слов, которые участники должны запомнить, а потом в любом порядке записать столько слов, сколько запомнили. Слова: Дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

Затем каждый проверяет себя. В норме – 6 слов.

3. Диагностика зрительной памяти. На развороте доски написано 12 двузначных чисел. Показать их в течение 30 секунд, затем доска закрывается. Участники должны запомнить и записать числа в любом порядке. Снова доска открывается, происходит самопроверка (в норме – 8 чисел).

Числа записаны в 3 столбика: 16, 23, 47, 92, 78, 36, 32, 59, 53,14,89, 64.

4. Смысловая память – работа устно. Зачитать 10 пар слов, затем читается первое слово, а все хором называют второе. Пары слов:

шум – вода, лес – медведь, час – время, рубль – копейка, рой – пчела, мост – река, дичь – выстрел, стол – обед, дуб – желудь, гвоздь – доска.

5. Механическая память. Читается 10 пар слов, не связанных между собой по смыслу, затем ведущий читает первое слово, а все хором отвечают второе слово. Пары слов: жук – кресло, книга – попугай, цветок – барабан, синица – груша, крокодил – ягода, поезд – самовар, солнце – дом, тетрадь – чайник, праздник – колесо, корова – свеча.

6. Определи на ощупь и запомни. 1 уч-ся выходит к доске, закрывает глаза и протягивает руки вперед ладонями вверх. Ему последовательно кладутся 4 разных предмета. Надо угадать на ощупь, назвать, а потом перечислить все предметы по порядку с открытыми глазами.

7. Игра «Что изменилось?». Нужно запомнить расположение цветных бумажных фигур на доске, прикрепленных с помощью магнитов, затем ведущий меняет их местами. Желающие выходят и возвращают все на свои места.

8. Игра «4 стихии».Участники игры показывают движения по команде ведущего: «земля» - присесть на корточки, «воздух» - поднять руки вверх, «вода» - руками сделать волны, «огонь» - вращательные движения руками перед собой. Задача игроков быть внимательными при выполнении команд и делать то, что ведущий говорит, а показать он может другое действие, чтобы запутать всех.

9. Самодиагностика ассоциативной памяти. Ведущий читает по 2 раза слова или словосочетания, в это время все участники выполняют схематические рисунки к словам. Затем, когда все слова и словосочетания будут сказаны, уч-ся подписывают свои рисунки. Затем все вместе проверяют правильность подписанных рисунков.

Группы слов и словосочетаний:

веселый праздник, 2) тяжелая работа, 3) вкусный ужин, 4) болезнь, 5) дружба, 6) голодный человек, 7) страх, 8) обман, 9) богатство, 10) строгая учительница.

9. Игра «Что изменилось?».Один уч-ся выходит за дверь, в классе что-то

меняется (н-р, участники пересаживаются местами и т.п.). Затем тому,

кто выходил за дверь, нужно вернуть всех на места.

11.Игра «Фотограф».Фотограф с памятью и без памяти. Вызывается 3

участника – кого фотографируют, фотограф с памятью, фотограф «без

памяти». Нужно описать фотографам того, кого «фотографируют, один

– правильно, другой фотограф говорит все неправильно, наоборот.

Участники занятия задают вопросы фотографам о внешности того, кого

фотографируют. Фотографы стоят спиной к тому, кого фотографируют, а

лицом к остальным участникам занятия и отвечают на вопросы.

Рефлексия. Спросить, когда лучше запоминался материал, на каких упражнениях и играх? Для чего нам нужно развивать память? Кратко рассказать и показать общие рекомендации по развитию памяти.

Наши рекомендации