Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Планы семинарских занятий по дисциплине БЖД
Планы семинарских занятий по дисциплине БЖД
Семинарско-практическое занятие № 1
Тема: Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Цель:
1. Изучить с обучаемыми (студентами) задачи, структуру и органы управления РСЧС РФ.
2. Дать представление студентам по практической организации работы по защите персонала предприятия(учреждения) в ЧС.
Вопросы для обсуждения:
1. Задачи и структура РСЧС.
2. Органы управления РСЧС.
3. Силы и средства РСЧС.
4. Режимы функционирования.
5. Организация системы связи и управления РСЧС,
Литература. 1-5, 6.7.
Семинарско – практическое занятие №2
Тема: Классификация чрезвычайных ситуаций. Понятие риска. Факторы риска в системе образования. ЧС природного характера.
Цель:Раскрыть понятие «чрезвычайные ситуации», классификацию ЧС. Изучить подход к определению понятия «риск». Изучить факторы риска в системе образования и возможные меры по уменьшению негативных последствий. Изучить меры безопасности и правила поведения при ЧС природного характера. Изучить возможные природные ЧС нашего региона.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие об опасностях, чрезвычайных ситуациях.
2.Классификация ЧС:
• по природе возникновения;
• по масштабам распространения последствий;
• по причине возникновения;
• по скорости развития;
• по возможности предотвращения;
• по ведомственной принадлежности;
• ЧС мирного и военного времени.
3.Причины и профилактика ЧС в РФ.
4.Характеристика и классификация ЧС природного характера. Постановление Правительства РФ о классификации ЧС в стране.
5.Природные ЧС возможные в Краснодарском крае.
6.Основные параметры поражающего воздействия источников природных ЧС и объекты, подвергающиеся воздействию источников природных ЧС.
7.Действия населения при угрозе возникновения ЧС природного характера и при ликвидации последствий.
СРС.Подготовить ответы (письменно) на вопросы :
Природно-техногенные катастрофы.
Различие терминов «авария», «катастрофа», «стихийные бедствия». Отличие понятий «опасная ситуация» и «экстремальная ситуация».
Понятие «риск» и его количественная оценка.
Понятие «приемлемый риск».
Индивидуальный и коллективный (или групповой) риск.
Методологический подход к определению риска (инженерный, модельный, экспертный, социологический).
Риск в системе образования.
Факторы риска ухудшения здоровья школьников.
План построения сообщения:описание явления или природного процесса; защита населения, СР (спасательные работы); ликвидация последствий - ДНР (другие неотложные работы).
Список рекомендованной литературы:
1.Емельянов В.М.Защита населения и территорий в ЧС. Учеб. пос.— М., 2003.
2.А.Г. Мальцев, Руденко В.В., Базылева Т.Е. Рабочая тетрадь по дисциплине. - Армавир, РИЦ АГПИ, 2006.
3.МихайловЛ.А.Безопасностьжизнедеятельности. Уч. пос. — М., 2009.
Семинарско – практическое занятие № 3
Тема. Аварии на радиационно опасных объектах.
Цель.1. Изучить действие радиации на организм человека
2. Изучить способы защиты и выработать тактику поведения воспитателя, педагога при возможных ЧС, связанных с выбросом РВ (радиоактивных веществ)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о радиоактивности и радиации. Виды излучений, единицы измерения, уровни радиации, дозы излучения.
2. Биологическое действие радиации на организм человека
3. Основные принципы и меры противорадиационной защиты: режимы радиационной защиты
4. Зоны заражения РВ при аварии на АЭС
5. Зоны радиоактивного заражения при взрыве ядерного боеприпаса.
6. Порядок оценки радиационной обстановки при взрыве ядерного боеприпаса.
Опережающие задания:
Чернобыльская катастрофа и ее последствия.
Семинарско – практическое занятие № 4
Тема Преступления против личности. Преступления против собственности.
План
- Клевета: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Побои: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Виктимное поведение и изнасилование: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Похищение: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Кража: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Разбой и грабеж: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Угрозы и вымогательства, шантаж по телефону: виды, характеристика, предупреждение и наказание.
- Мошенничество, способы и меры защиты от него. Махинации с деньгами. Махинации с товаром. Махинации на рынке услуг. Квартирные махинации. Азартные игры. Лжецелители и лжепредсказатели.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература.
1. Э.А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М.:2004.
2. Л. А. Михайлов. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. –М.2006.
3. Л. А. Михайлов. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. –М.2009.
4. А.С. Гринин. Экологическая безопасность. Уч. пос. - М.: Издательство торговый дом ГРАНД, 2000.
5. Т.А. Хван, Безопасность жизнедеятельности. Уч. Пос. – Р-н-Д: Феникс, 2000
6. Е. Б. Тютюнникова и др. Учебно-методическое пособие для студентов АГПУ, Армавир 2008.
7. Е.П. Шубин. Гражданская оборона. Учебник для студентов педвузов. – М.: Просвещение, 1991.
8. Современный комплекс проблем безопасности». Шершенева Л. И. и др.УМП. М. Издат.