Школы ручного труда в Америке

Школа предприятий Контенауза

Здесь ученики принимаются в возрасте от 13-15 лет из начальной школы и несколько недель считаются «предучениками», пока не будут, по наблюдениям руководителя за это время, признаны годными к принятию в «ученики».

Став учениками, они проходят теорию параллельно работе в мастерской под наблюдением опытного инструктора, который ведет их к все более и более сложным слесарным работам, а затем и к работам на станках. При усложнении рабочих операций вводится ознакомление с калькуляцией в машиностроении и расчетам работы по наиболее экономному плану. Все работы учеников учитываются точно по карточкам, итоги которых сообщаются их родителям. По этим же итогам классифицируется успешность работы, увеличивается плата и назначаются премии в виде включения ученика в годичную экскурсию во время каникул.

Школа в Турню

Также является школой-мастерской. Основана в июле 1922 г.

Характерной чертой является то, что она обучает всем металлообрабатывающим операциям путем организации различных производств сериями. Начинают с массового производства ходких на рынке самых простых металлических частей - и все ученики работают их сериями. Затем повышают сложность, меняя сырье, орудие и т.д. При производстве фабрикатов ученик проходит постепенно по всем операциям.

Школа возникла на субсидию муниципалитета, но затем смогла покрывать свой бюджет собственными силами.

Руководителя школы Готье упрекают в том, что школа все равно должна будет пожертвовать полнотой и разносторонностью обучения в угоду увеличения выхода фабрикатов. Но он возражает, что они держатся в должных рамках и выпустят мастеров, пригодных не только к работе «сериями», но и ко всякой ответственной работе по металлу.Во французской школьно-заводской практике обращает на себя внимание создание особого термина и соответствующего ему ученического состояния: «предученичество». Далее, обращает на себя внимание начавшаяся разработка постепенности обучения трудовым приемам.

Правда, здесь больше обращает на себя внимание сама картина чисто внешних переходов от одних приемов к другим, но отнюдь не методически разработанные схемы обучения. Ученики упражняются в организационно-оперативной тренировке. Это особенно выявляется в школе в Турню. Бросается в глаза известное стремление соединить методику, выработавшуюся в школах ручного труда, с методикой заводского ученичества. Существуют робкие стремления ловко отделывать трудовые движения учеников. Эта тенденция зафиксирована в приемах, которые французы называют маневренными ( чернорабочий- ХХХХХХ). Также как и у немцев, во французских школах заметно стремление к организационной отделке обстановки школы.

Уже во Франции заметно внедрение в заводское ученичество школьно-трудовых тенденций.

Наиболее сильная тенденция в этом отношении обозначилась в Америке, правда в форме особых моральных наставлений.

В Америке, видимо, формируется синтез трудовой школы ручного труда и новейшего завода.

Школы ручного труда в Америке

Современная средняя школа Америки уже в полном смысле слова - школа политехническая. Там уже 10 с лишним лет проводится в жизнь принцип, провозглашенный знаменитым американским педагогом Уорринером: « Одним из результатов нового настроения умов можно считать требование общественного мнения, чтобы средняя школа давала не просто развитие вообще, а ряд знаний специального характера, таких знаний, которые могут приносить очевидную, ясно усматриваемую пользу непосредственно после окончания среднего образования». Этот принцип претворяется в жизнь определенно и настойчиво.

Но такой взгляд в американской практике подготовлялся постепенно. Первым опытом в этом направлении была Сент-Луисская школа ручного труда. Эта школа была общеобразовательной и ввела в программу обучения ручной труд как один из главных предметов преподавания.

В официальном учебном плане школы наряду с положениями об общем развитии памяти, способности к наблюдению, изобретательности, способности к логическому мышлению и т.д., стоят слова: «Ручной труд в школе не только благотворно влияет на умственное и нравственное развитие учащихся, но и сам по себе имеет большую ценность, т.к. благодаря занятию ручным трудом человек делается более ловким».

Теперь дадим характеристику знаменитой фордовской заводской школы.

Помимо постоянного наблюдения у врача, «мальчики делятся на 3 группы, одна из которых занимается в классах, а две других - в мастерских»;эти группы перемещаются из классов в мастерские. «Всякая выполняемая учениками работа проделывается как обычная заводская. Каждая операция последовательно проходится учеником до тех пор, пока он не овладеет процессом. Опытные механики руководят учениками. Те из учеников, которые обнаруживают способности по руководству работой, соответственно повышаются в классах и мастерских.

Объем приобретенных знаний равняется объему знаний, даваемых 8-ми классной общественной школой, с той разницей, что преподавание это базируется на проблемах производства и ремесла.

Ученики за все время обучения получают ежедневное вознаграждение.В американской практике поражает ясно выраженная, больше, чем где бы то ни было, связь заводского и общетехнического ученичества с выработкой общекультурных качеств.Это особенно заметно в фордовской школе, где общекультурные качества требуются от всего состава рабочих и прививаются всем ученикам, из которых хотят создать представителей высшего организаторского и цехового состава. В этом случае формируется техническая сметливость, изобретательность и покрывающая все это наблюдательность.

В Америке усиленное внимание обращается на создание организаторско-цехового состава, а не только на воспитание рядового состава.

Общее образование в Америке с серьезным уклоном в сторону ручного труда. Америка начала практиковать в заметном масштабе организованное нарочное повышение квалификации рабочего состава. В Америке школы построены на принципе практической тренировки.

Англия в настоящее время выделяется своими работами по утомлению при работе. Поднимаемые в связи с этим вопросы вызовут и проблему обучения и тренировки. Тренировка ведется путем воспитания определенного темпа работ, при котором автоматически получается отбор наиболее ловких жестов и наиболее удобных биологических установок. Из всех стран, которые занимаются вопросами рационализации труда, Англия наиболее готова к восприятию методики тренировки.

Очень интересный подход к обучению трудовым приемам обозначился в Англии по отношению к углекопам. « Сотрудники английского национального института промышленной психологии Фармер, Эдема и Стивенсон проводят в настоящее время обследование труда горнорабочих с целью отыскания рационального способа обучения углекопов. Первой задачей было определение «непроизводительного» утомления при различных операциях в подземных работах.

На основе исследования лучших и худших рабочих выяснилось, что лучшие рабочие могут точнее изменять силу удара в зависимости от того, по чему рубят — углю или породе, у худших рабочих эти изменения менее отчетливы. Лучшие рабочие изменяют темп удара в зависимости от изменения разрабатываемого пласта. И наконец, лучшие работники могут утилизировать упругую отдачу при ударе, не давая инструменту увязнуть в породе.

На основе этих исследований были сделаны первые опыты тренировки зарубщиков с помощью метронома. Эксперимент длился 10 недель, по истечение которых тренированные рабочие дали 20% увеличения выхода угля. Работа протекала уже не так судорожно, более спокойно и с меньшими затратами энергии.

Наши рекомендации