Современное состояние образования

1. Образование как многоаспектный феномен.

2. Понятие о системе образования. Основные приоритеты и принципы государственной политики в области образования.

3. Структура и характеристика национальной системы образования.

1. В настоящее время выделяют следующие аспекты, содержательные трактовки понятия «образование». Образование как:

- общечеловеческая ценность - 60-е гг. 20 века – усиливается интерес к проблемам личности, возникает наука аксиология – о базовых человеческих ценностях. Образование – такая ценность;

- социокультурное явление:

- способ вхождение в мир науки и культуры;

- важный способ социализации личности;

- осуществляет трансляцию культурно оформленных образцов поведения и деятельности;

- система - совокупность преемственных образовательных программ и стандартов, реализуемых сетью учреждений образования;

- педагогический процесс – (подготовка к школе);

- результат – получение образование определенного уровня; приобретенные знания, навыки.

2. В России при Петре 1 – Министерство просвещения.

1804 г. – «Об учебных заведениях, подведомых университету»:

1) начальная школа;

2) уездное училище;

3) гимназия;

4) университет.

Лицеи – 1805 г. – УЗ закрытого типа для детей дворян.

В. П. 19 века (Германия) – дошкольные учреждения – детские сады, ясли

Цюрихский университет.

10.1918 г. – единая девятилетняя общеобразовательная школа с двумя ступенями обучения. До 1930 – ликвидация безграмотности. С 1930 – обязательная начальная школа.

1949 – обязательная семилетняя школа.

195.. – восьмилетняя школа.

1977 – всеобщее среднее обязательное образование.

2011 – кодекс РБ об образовании.

Приоритеты, принципы:

- доступность;

- равенство прав граждан на получение образования;

- диверсификация – оптимальное разнообразие образовательных учреждений;

- гуманизм;

- связь обучения с общественной практикой;

- экологическая направленность обучения;

- преемственность и непрерывность;

- светский характер;

- поддержка таланта и образованности;

- обязательность базового 9-летнего образования.

3. Образование:

- основное. Уровни:

- дошкольное;

- общее базовое;

- общее среднее (полное);

- профессионально-техническое;

- среднее специальное;

- высшее;

- послеВУЗовское: магистратура, аспирантура, докторантура; соискательство;

- дополнительное.

Может осуществляться на всех уровнях основного, а также включая внешкольное воспитание и обучение и систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Должности: преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор.

Звания: доцент, профессор.

Основы процесса обучения

1. Понятие о дидактике.

2. Сущность и структура процесса обучения.

3. Общая характеристика процесса обучения.

4. Принципы обучения.

1. Дидактика – педагогические дисциплины, изучающая и разрабатывающая теоретические и методические основы образования и обучения. Чему учить и как учить.

- общая – отвечает на вопросы чему и как учить по всем предметам (учебным дисциплинам) и на всех уровнях;

- частная – проблема обучения отдельному предмету (учебной дисциплине);

Проблемы – разделы:

- для чего учить? – цели образования;

- кого учить? – субъекты обучения;

- чему учить? – содержание образования;

- как учить? – методы обучения;

- какие необходимы средства обучения? – методы и средства обучения;

- как организовать обучение? – формы (урок, семинар, и так далее) и организации обучения;

- какие необходимы средства обучения? – методы и средства обучения;

- как более эффективно обучать? – активные формы и методы обучения (новые технологии обучения);

- как научить учиться самостоятельно? – самообразование;

- как проконтролировать и оценить результаты обучения? – диагностика в обучении.

Обучаемость – способности к приобретению знаний и умений.

Обученность – запас условий, понятий, знаний, способов образовательной деятельности

Знания – совокупность сведений, познания в какой-нибудь области (факты, понятия, законы, идеи). Полнота, прочность.

Умения – способность делать что-нибудь, приобретенные знания и опыт:

- предметные (определяется материалом учебного предмета: правописание в языке);

- межпредметные (формируются на основе установления причинно-следственных связей между фактами, явлениями из различных предметов);

- общеучебные (формируются при изучении все предметов: конспектировать);

- общелогические/общенаучные (анализировать, обобщать, систематизировать сопоставлять, выделять главное).

Навыки - умения, привычки. Многократное повторение.

Компетенция.

2. Компоненты:

- обучение;

- преподавание;

- содержание образования (обучения);

- методы обучения - способы организации обучения;

- средства обучения (учебники, тренажеры);

- форма (лекция, семинар, урок, КСР, лабораторные);

- цели (типовая учебная программа);

- результат (к/р, устные опрос, зачеты, экзамены, коллоквиумы – устные и письменные собеседования).

Образовательно-воспитательная (дидактическая среда) – учебное заведение: педагогический коллектив (профессорско-преподавательский состав), ученики, нравственно-психологическая атмосфера (традиции), ресурсы учреждении образование (инфраструктура: аппаратура, общежитие).

3. Характеристика:

- двусторонний процесс обучения (обучение и преподавание);

Учение - деятельность обучаемых, которая включает:

- освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;

- овладение приемами и методами учебной работы;

- самооценка учебных дисциплин, достижений;

- развитие мотивов учения;

- осознание личностного смысла и социального значения, усваеваемых культурных ценностей.

Преподавание – деятельность педагога по передаче учебной информации и организации учебно-познавательной деятельности:

Основные структурные компоненты ППД (профессионально-педагогическая деятельность):

- диагностические (посещение классного руководителя домов);

- проектировочный (планирование);

- организационный;

- коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений);

- методический (проведение занятий на высоком уровне);

- прогностический (предвидение результатов обучения и затруднение, которые могут возникнуть на каждом этапе обучения).

Этапы усвоения новых знаний:

Ю. К. Бабанский:

1) восприятие;

2) осмысление (понимание);

3) обобщение;

4) закрепление;

5) применение;

Движущая сила процесса обучения – противоречия:

- между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными задачами и наличном уровне знаний, умений, навыков, умственным развитием;

- между пониманием учебного материала преподавателем и учащимся;

- между теорией и практикой.

Мотивы – внутренние побуждения:

- (заставление);

- вознаграждение;

- удовольствие от процесса обучения;

- значимость для личности обучаемого непосредственного результата учебно-познавательной деятельности;

- симпатия к педагогу.

Средства мотивации – то с помощью чего можно добиться интереса:

- создание ситуации успеха;

- объективная оценка знаний;

- авторитет педагога (насколько хорошо знает);

- отношение к социум.

4. Принципы – исходные требования к организации и обучению:

- воспитывающего и развивающего обучения;

- научности;

- доступность;

- систематичности и последовательности в обучении;

- наглядность (золотое правило);

- принцип связи обучения с практикой, с жизнью;

- сознательность и активность в обучении;

- прочности и действенности результатов обучения;

- учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- оптимального уровня обучения.

Наши рекомендации