Современное состояние образования
1. Образование как многоаспектный феномен.
2. Понятие о системе образования. Основные приоритеты и принципы государственной политики в области образования.
3. Структура и характеристика национальной системы образования.
1. В настоящее время выделяют следующие аспекты, содержательные трактовки понятия «образование». Образование как:
- общечеловеческая ценность - 60-е гг. 20 века – усиливается интерес к проблемам личности, возникает наука аксиология – о базовых человеческих ценностях. Образование – такая ценность;
- социокультурное явление:
- способ вхождение в мир науки и культуры;
- важный способ социализации личности;
- осуществляет трансляцию культурно оформленных образцов поведения и деятельности;
- система - совокупность преемственных образовательных программ и стандартов, реализуемых сетью учреждений образования;
- педагогический процесс – (подготовка к школе);
- результат – получение образование определенного уровня; приобретенные знания, навыки.
2. В России при Петре 1 – Министерство просвещения.
1804 г. – «Об учебных заведениях, подведомых университету»:
1) начальная школа;
2) уездное училище;
3) гимназия;
4) университет.
Лицеи – 1805 г. – УЗ закрытого типа для детей дворян.
В. П. 19 века (Германия) – дошкольные учреждения – детские сады, ясли
Цюрихский университет.
10.1918 г. – единая девятилетняя общеобразовательная школа с двумя ступенями обучения. До 1930 – ликвидация безграмотности. С 1930 – обязательная начальная школа.
1949 – обязательная семилетняя школа.
195.. – восьмилетняя школа.
1977 – всеобщее среднее обязательное образование.
2011 – кодекс РБ об образовании.
Приоритеты, принципы:
- доступность;
- равенство прав граждан на получение образования;
- диверсификация – оптимальное разнообразие образовательных учреждений;
- гуманизм;
- связь обучения с общественной практикой;
- экологическая направленность обучения;
- преемственность и непрерывность;
- светский характер;
- поддержка таланта и образованности;
- обязательность базового 9-летнего образования.
3. Образование:
- основное. Уровни:
- дошкольное;
- общее базовое;
- общее среднее (полное);
- профессионально-техническое;
- среднее специальное;
- высшее;
- послеВУЗовское: магистратура, аспирантура, докторантура; соискательство;
- дополнительное.
Может осуществляться на всех уровнях основного, а также включая внешкольное воспитание и обучение и систему повышения квалификации и переподготовки кадров.
Должности: преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор.
Звания: доцент, профессор.
Основы процесса обучения
1. Понятие о дидактике.
2. Сущность и структура процесса обучения.
3. Общая характеристика процесса обучения.
4. Принципы обучения.
1. Дидактика – педагогические дисциплины, изучающая и разрабатывающая теоретические и методические основы образования и обучения. Чему учить и как учить.
- общая – отвечает на вопросы чему и как учить по всем предметам (учебным дисциплинам) и на всех уровнях;
- частная – проблема обучения отдельному предмету (учебной дисциплине);
Проблемы – разделы:
- для чего учить? – цели образования;
- кого учить? – субъекты обучения;
- чему учить? – содержание образования;
- как учить? – методы обучения;
- какие необходимы средства обучения? – методы и средства обучения;
- как организовать обучение? – формы (урок, семинар, и так далее) и организации обучения;
- какие необходимы средства обучения? – методы и средства обучения;
- как более эффективно обучать? – активные формы и методы обучения (новые технологии обучения);
- как научить учиться самостоятельно? – самообразование;
- как проконтролировать и оценить результаты обучения? – диагностика в обучении.
Обучаемость – способности к приобретению знаний и умений.
Обученность – запас условий, понятий, знаний, способов образовательной деятельности
Знания – совокупность сведений, познания в какой-нибудь области (факты, понятия, законы, идеи). Полнота, прочность.
Умения – способность делать что-нибудь, приобретенные знания и опыт:
- предметные (определяется материалом учебного предмета: правописание в языке);
- межпредметные (формируются на основе установления причинно-следственных связей между фактами, явлениями из различных предметов);
- общеучебные (формируются при изучении все предметов: конспектировать);
- общелогические/общенаучные (анализировать, обобщать, систематизировать сопоставлять, выделять главное).
Навыки - умения, привычки. Многократное повторение.
Компетенция.
2. Компоненты:
- обучение;
- преподавание;
- содержание образования (обучения);
- методы обучения - способы организации обучения;
- средства обучения (учебники, тренажеры);
- форма (лекция, семинар, урок, КСР, лабораторные);
- цели (типовая учебная программа);
- результат (к/р, устные опрос, зачеты, экзамены, коллоквиумы – устные и письменные собеседования).
Образовательно-воспитательная (дидактическая среда) – учебное заведение: педагогический коллектив (профессорско-преподавательский состав), ученики, нравственно-психологическая атмосфера (традиции), ресурсы учреждении образование (инфраструктура: аппаратура, общежитие).
3. Характеристика:
- двусторонний процесс обучения (обучение и преподавание);
Учение - деятельность обучаемых, которая включает:
- освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;
- овладение приемами и методами учебной работы;
- самооценка учебных дисциплин, достижений;
- развитие мотивов учения;
- осознание личностного смысла и социального значения, усваеваемых культурных ценностей.
Преподавание – деятельность педагога по передаче учебной информации и организации учебно-познавательной деятельности:
Основные структурные компоненты ППД (профессионально-педагогическая деятельность):
- диагностические (посещение классного руководителя домов);
- проектировочный (планирование);
- организационный;
- коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений);
- методический (проведение занятий на высоком уровне);
- прогностический (предвидение результатов обучения и затруднение, которые могут возникнуть на каждом этапе обучения).
Этапы усвоения новых знаний:
Ю. К. Бабанский:
1) восприятие;
2) осмысление (понимание);
3) обобщение;
4) закрепление;
5) применение;
Движущая сила процесса обучения – противоречия:
- между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными задачами и наличном уровне знаний, умений, навыков, умственным развитием;
- между пониманием учебного материала преподавателем и учащимся;
- между теорией и практикой.
Мотивы – внутренние побуждения:
- (заставление);
- вознаграждение;
- удовольствие от процесса обучения;
- значимость для личности обучаемого непосредственного результата учебно-познавательной деятельности;
- симпатия к педагогу.
Средства мотивации – то с помощью чего можно добиться интереса:
- создание ситуации успеха;
- объективная оценка знаний;
- авторитет педагога (насколько хорошо знает);
- отношение к социум.
4. Принципы – исходные требования к организации и обучению:
- воспитывающего и развивающего обучения;
- научности;
- доступность;
- систематичности и последовательности в обучении;
- наглядность (золотое правило);
- принцип связи обучения с практикой, с жизнью;
- сознательность и активность в обучении;
- прочности и действенности результатов обучения;
- учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- оптимального уровня обучения.