Психологический смысл упражнения. Тренировка навыков регуляции своего поведения

Тренировка навыков регуляции своего поведения. Самый эффек­тивный способ выполнения этого упражнения, к которому обычно прибегают те, кто побеждает в нем, — внутренне отстраниться от про­исходящего, сконцентрировав внимание на какой-либо сторонней мысли.

Обсуждение

Тех, кто остался в игре дольше других, просят поделиться, какими именно способами им удалось добиться этого, что им помогало отвлечься от попыток их рассмешить. Потом участников просят при­вести примеры жизненных ситуаций, в которых важно уметь контро­лировать свой смех.

Упражнение «Пройти за время»

Описание упражнения

Участникам намечают дистанцию длиной 6-10 м и предлагают пройти ее с закрытыми глазами, потратив на это ровно одну минуту. Старт дается одновременно для не­скольких участников (их количество зависит в первую очередь от размеров помещения), ведущий фиксирует, но прошествии какого времени пересек финишную черту

каждый участник. Побеждает тот, чье время окажется точнее. Команда об остановке игры подается тогда, когда финишную черту пе­ресечет последний из играющих.

Два-три участника, не принимающие участие в этом старте, назначаются ассистентами ведущего. Их функции — направлять в сто­рону финиша тех, кто сбился с пути, а также останавливать уже преодолевших дистанцию. Для того чтобы не отвлекать других участ­ников, это делается без слов, легким касанием за плечи.

Психологический смысл упражнения

Ситуация, когда нужно выполнять привычные движения в под­черкнуто медленном темпе, эффективна для развития умения кон­тролировать и произвольно регулировать свое поведение. Кроме то­го, упражнение способствует развитию внутреннего чувства времени и дает материал для обсуждения того, от чего оно зависит и где тре­буется.

Обсуждение

Участники делятся чувствами и эмоциями, возникшими при выполнении этого упражнения. Те, кто выдержал время прохожде­ния дистанции точнее всего, рассказывают, что, с их точки зрения, помогло им, как им удалось определить нужный временной интер­вал.

Упражнение «Запретные слова»

Описание упражнения

Водящий, выступая в роли журналиста, поочередно задает каждо­му из участников вопросы любого содержания, на которые тем тре­буется быстро отвечать. При этом вводится дополнительное условие: в ответах можно пользоваться любыми словами, кроме «да» и «нет». В качестве «запретных слов» могут быть и другие из числа широко распространенных, например «и — или», «я — ты — он » и т. н. Тот, кто при ответе на вопрос употребит запретное слово, сам становится водящим.

Психологический смысл упражнения

Выработка умения контролировать свою речь, прислушиваться к самому себе, излагать свою точку зрения не только простейшими словами, но и с помощью более сложных, развернутых фраз.

Обсуждение

Насколько сложно было выполнять данное упражнение; если оно вызывало затруднения, то чем именно они обусловлены? В каких си­туациях и для чего важно уметь контролировать свои высказыва­ния? Согласны ли вы с тем, что затруднения при необходимости из­ложить свою мысль другими словами, не прибегая к таким простей­шим, как «да», «нет» и т. п., — это признак недостаточной гибкости речи человека? В каких ситуациях имеет смысл прибегать к слож­ным, развернутым высказываниям, а когда, наоборот, лучше гово­рить максимально коротко и просто?

Упражнение «Сядьте так, как...»

Описание упражнения

Участникам предлагают сесть таким образом, чтобы изобразить своим видом различные ситуации, например следующие:

Школьник, получивший двойку за контрольную.

Бизнесмен, подписавший контракт, который принесет ему $10 000 прибыли.

Фигурист, упавший в финальном выступлении и из-за этого ос­тавшийся без медали.

Футболист-нападающий, забивший в матче решающий гол.

Котенок, только что нагадивший хозяйке на кровать.

Спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью. Упражнение может проводиться в нескольких вариантах.

Вариант 1

Ведущий называет ситуацию, сидящие в кругу участники коллек­тивно ее изображают, а потом обсуждается, чья «картинка» оказа­лось самой интересной, и чем именно.

Вариант 2

Каждый участник получает карточку с описанием ситуации, не показывая ее другим. Все по очереди демонстрируют доставшиеся" им ситуации, а зрители должны догадаться, о чем речь (разрешается задавать уточняющие вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет»).

Наши рекомендации