Психолого-педагогический анализ интерактивных методов обучения
К интерактивным методам обучения относят: «эвристическую беседу», дидактическую игру, «мозговую атаку», круглый стол, дискуссию, тренинг и др.
Эвристическая беседа представляет собой систему обучения, основанную на так называемых сократовских беседах. Сущность метода сводится к получению ответов от учащихся через активизацию их мышления путем искустно поставленных вопросов. По своей психологической природе Эвритич. Беседа – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему.
Дидактическая игра - это активная, коллективная, целенаправленная, учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов.
Главное отличие игры от другой деятельности, предмет – сама чел. деят-ть. Каждый участник игры и команда в целом объединены решением гл. задачи и ориентируют своё поведение на выйгрыш.
Главное назначение — это стимулировать познавательный процесс, сформировать определённые знания, умения, навыки.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. Свойство игровой учебная деятельность - познавательная деятельность учеников (студентов) - самодвижение, т.к. информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Цикл дидактической игры - представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этапы процесса:
1.Подготовка к самостоятельным действиям; 2.Постановка учебной задачи:
3.Выбор имитационной модели объекта; 4.Решение задачи на её основе; 5.Проверка, коррекция; 6.Реализация принятого решения;7.Оценка его результатов; 8.Анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом.
Разновидностиигровыхметодов –симуляционные игры. Участники такой игры приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных. Например:
Метод инсценизации - может принимать форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определённую тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место, или гипотетических.
Метод генерации идей - он напоминает «мозговую атаку», в процессе которой, участники сообща высказывают (генерируют) собственные идеи её разрешения.
Метод «мозговая атака»сложный, не имеет широкого применения. Дает положительный результат при обсуждении спорных вопросов, гипотез, проблемных или конфликтных ситуаций.
Метод «круглого стола» в обучении используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных аспектах с участием специалистов разного профиля.
Целевое назначение метода дискуссии в том, что студенты не только воспринимают и сопоставляют новые знания, но и учатся отстаивать свою позицию, вести научную полемику; предполагается проявление и развитие познавательной активности студентов.
К новым методам интерактивного обучения можно отнести тренинг. Метод заимствован из практики по психокоррекционной работе. Осуществляется посредством организации общения в специально создаваемых малых группах – группах тренинга. Используется в преподавании социальной психологии как «социально-психологический тренинг» и применяется в качестве метода практического занятия в учебных группах для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе деятельности.
Психолого-педагогическое взаимодействие педагога-психолога учреждения образования с родителями обучающихся.
Взаимодействие психолога с родителями начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выясняются отношение ребенка к поступлению в детский сад, их пожелания к работе воспитателя, предполагается степень участия в работу учреждения. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с ребенком посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение детского сада, площадку для прогулки и т.п. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить причастность к происходящему в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп, детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, программах воспитания и обучения, принятых в детском саду, Факультативных занятиях.
Предварительно необходимо провести сбор информации о ребенке и родителях с помощью беседы и знакомства с медицинской картой.
В беседе (анкете) выясняется: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (Ф.И.О. матери и отца, год и место рождения, национальность, образование, специальность, место работы или учебы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понятия системы воспитания в семье, ее культуре, особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иных отклонениям в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования.
Пример (нарушение речи).
Психологу необходимо знать социальные характеристики семьи:
1) состав семьи (полная, неполная, распадающаяся, стабильная);
2) жилищные условия (отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие, проживание с родственниками и т.д.);
3) среднемесячный доход (выше среднего, средний, ниже среднего);
4) характер взаимоотношения между родителями: взаимопонимание, доминирующее (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, пренебрежение, неприязнь и т.д.;
5) воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляют: мать, отец, бабушка, дедушка, другие члены семьи;
6) в случае, если семья неполная или распадается, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, дедушки, не видит отца (мать) и т. д.;
7) произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.
Вполне вероятно, что психологу не удастся собрать все сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи и родители могут не захотеть их обсуждать. Если нет крайней необходимости, то некоторые вопросы могут и не задаваться. Однако при выявлении отклонений в развитии ребенка необходимо постараться создать атмосферу откровенности в отношениях с родителями, так как сведения о положении ребенка в семье особенно важны для понятия психического состояния ребенка.