Последовательность выполнения заданий

1. Установочная консультация методиста по психологии.

2. Изучение примерной схемы психологической характери­стики.

3. Повторение теоретического материала по теме исследова­ния.

4. Знакомство с классом. Беседа с классным руководителем об истории становления и развития данного коллектива.

5. Оформление дневника наблюдений (дневник ведется в те­чение всей практики).

6. Проведение бесед с учителями-предметниками о классе.

7. Изучение формальной структуры класса, актива, распреде­ления поручений.

8. Посещение уроков всех типов и внеклассных мероприятий в целях проведения целенаправленного наблюдения за классным коллективом.

9. Изучение и выбор экспериментальных методик.

10. Проведение экспериментального изучения классного кол­лектива и межличностных взаимоотношений при помощи социо­метрии. Также использовать другие методики (на выбор).

11. Систематизация полученных данных и составление ха­рактеристики классного коллектива.

12. Обсуждение и доработка характеристик.

13. Оценка работы студентов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Для учителя важно уметь исследовать межличностные отно­шения в группе. Классному руководителю нужно знать кто лиди­рует в классе, на кого можно опереться во внеучебной и учебной работе, а кто является изгоем, и требуется ли этому ребенку по­мощь со стороны учителя или ученика. Есть ли в классном кол­лективе ребята, равнодушные к своему положению в данной группе или претендующие на роль лидера? Каковы отношения между мальчиками и девочками, дружный ли класс? Для ответа на эти важные вопросы недостаточно одной социометрической методики, необходимы другие виды наблюдений за группой, в том числе в специально организованных ситуациях, прямые оп­росы, знание истории формирования и развития группы, особен­ностей личности ее руководителя и т.д.

И все же владение и правильное применение социометрии да­ет исследователю весьма богатую и достоверную информацию.

Социометрия (от лат. societas — общество, metreo — изме­ряю) — разработанный Дж. Морено социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

Одно из центральных понятий этой теории «теле» — термин, обозначающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и ус­пешность межличностных отношений, в которые они вступают.

Назначение социометрической процедуры может быть троя­ким:

1) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

2) выявление «социометрических позиций», т.е. соотноси­тельного авторитета членов группы по признакам симпатии - ан­типатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «изолированный»;

3) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить внутригрупповые связи людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социальнопсихологической совместимости ее членов, дать количе­ственную оценку сплоченности, выявить конфликты в группах, между группами и т.п.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии исполь­зовать полученные результаты для переконструирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

В результате социометрической процедуры составляются со­циометрическая матрица, социограмма, вычисляются социомет­рические коэффициенты групповой сплоченности, осуществляет­ся построение социоматриц и социограмм.

Социометрия, как метод, занимает одно из мест в ряду анали­тических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документации, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а, наоборот, гармонично дополняет, обла­дая рядом преимуществ по сравнению с другими методами ана­лиза. На сегодняшний день это один из немногих способов, по­средством которого можно увидеть зачастую скрытую от непо­средственного наблюдения систему межличностных взаимоот­ношений в малой группе.

В то же время эти методы имеют границы применимости, ко­торые необходимо учитывать при исследовании малых групп. Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции деятельностного опосредствования межлич­ностных отношений, показали, что социометрия позволяет про­анализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности и не дает возможности осуществлять анализ межлич­ностных отношений людей на основе учета социальных факторов.

Наши рекомендации