Осмысливание результатов наблюдения.

51. Педагогический анализ. Понятие и основные приемы.

52. Педагогическое решение. Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата).

53. Теника использования речевых средств.

54. Педагогическое общение и взаимодействие.

55. Педагогическая требовательность.

56. Экстремальность в правоохранительной деятельности сотрудника

57. Виды и система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях.

58. Сущность и организация, основы методики профессионально-психологическая подготовки.

ГЛОССАРИЙ

Авторская школа- учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

Адаптация- процесс и результат становления индивида социальным существом.

Анализ- мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет).

Аннотирование- краткое, свернутое изложение содержания прочитан­ного без потери существенного смысла.

Беседа- диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового ма­териала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беспризорность- общественное явление, заключающееся в недостаточ­ном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.

Валидность- соответствие теста целям диагностики.

Вид обучения- обобщенная характеристика обучающих систем, уста­навливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции ис­пользуемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание (узкое педагогическое значение)- специально организован­ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Воспитывающие ситуации- обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

Гуманизм- направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при бе­зусловном уважении свободы каждой личности.

Движущие силы- противоречия между новыми познавательными зада­чами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим уче­ником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и на­выков.

Девиантное (отклоняющееся поведение)- система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

Детская общественная организация- самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафик­сированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Диагностика педагогическая- изучение состояния педагогического про­цесса.

Дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра- коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены ре­шением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Домашняя самостоятельная работа- составная часть процесса обуче­ния, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.

Закон- объективная, устойчивая, существенная связь между явления­ми, сторонами процесса.

Закон педагогический- категория, обозначающая объективные, су­щественные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функциониро­вания.

Закономерности воспитания (обучения)- устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (вос­питания).

Запущенность педагогическая- отклонение от нормы в поведении ре­бенка, обусловленное недостатками воспитания.

Интериоризация- перевод социальных, внешних по отношению к лич­ности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образо­вание новых по мере развития психологических структур личности.

Категория- научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Контроль- наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Конференция (учебная)- организационная форма обучения, направлен­ная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Концепция воспитания (обучения)- цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, сред­ствах, формах.

Коррекция- система специальных и общепедагогических мер, направ­ленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Личность- человеческий индивид как продукт общественного разви­тия, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Менеджер- профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функцио­нально подчиненных ему.

Методика воспитательной работы- прикладная отрасль теории воспи­тания, которая изучает направления и принципы, формы и методы органи­зации воспитательной работы.

Методология- 1) система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки- учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.

Методы воспитания- совокупность способов иприемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.

Методы контроля- способы, с помощью которых определяется резуль­тативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогиче­ской работы обучающих.

Методы обучения- способы совместной деятельности педагога и уча­щихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования- способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, за­висимостей и построения научных теорий.

Методы управления- способы достижения поставленных целей управ­ления.

Мировоззрение- система философских, научных, социально-полити­ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра­жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен­ность его деятельности.

Молодежная субкультура- система ценностей и норм поведения, вку­сов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

Мораль- совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Наблюдение- целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наказание- выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Неформальные объединения молодежи- одно из проявлений субкульту­ры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

Образование (как процесс)- специально организованное взаимодей­ствие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образо­вания.

Образование (как результат)- характеристика достигнутого уровня об­разованности.

Образованность личности- характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Обучение- активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формиру­ется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способ­ности и потребности, а также нравственные качества личности.

Общение- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Отметка- условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка- определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Парадигма - теория, принятая в качестве образца решения исследова­тельских задач, т. е. научный подход.

Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая деятельность- разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая профессия- род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является на­правленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

Педагогическая технология- научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс- последовательная смена состояний педагогической системы.

Педагогический менеджмент- а) комплекс принципов, методов, органи­зационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функциониро­вания и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива, второй - управление деятельностью учащихся.

Педагогическое взаимодействие- преднамеренный контакт (разной про­должительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое мастерство- совершенное владение технологией педагогической

Повышение квалификации- вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к вы­полнению более сложных трудовых функций.

Поощрение- выражение положительной оценки, одобрения, призна­ния качеств, поступков, поведения школьника или группы.

Правила обучения- конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Прием воспитания (обучения)- составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к об­щему понятию «метод».

Принципы воспитания (обучения)- основные (общие, руководящие) по­ложения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономер­ностями.

Принципы управления- основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Проверка- система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Прогнозирование- научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Профессиональная ориентация- процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение- состояние готовности выпускни­ка к реальному и осознанному выбору профессии.

Развитие- процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия- внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Содержание воспитания- совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры об­щества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в ин­дивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования- педагогически адаптированная система на­учных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которы­ми необходимо овладеть обучающимся.

Социализация- процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ро­лей, норм поведения в обществе.

Социальная педагогика- отрасль педагогики, исследующая социальное вос­питание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социум- окружение, в котором формируется человек.

Способности- индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Средства воспитания- различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Средства обучения (дидактические средства)- источники получения знаний, формирования умений.

Стандарт образования- система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и систе­мы образования по достижению этого идеала.

Субкультура- комплекс морально-психологических черт и поведенче­ских проявлений, типичных для людей определенного возрастного и определенного профессионального или культурного слоя, который в целом со­здает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Тест- стандартизированная процедура измерения.

Тестирование- целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяю­щее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического про­цесса.

Технология- проект, разработка, описание процесса воспитания (обу­чения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Управление- целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение заплани­рованного результата (цели).

Учебная программа- нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каж­дому отдельно взятому учебному предмету.

Учебник- книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебный план- нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный- основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Го­сударственной Думой, а для полной средней школы - Министерством об­разования РФ.

Фактор- движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма воспитательной работы- организационная структура, педагоги­ческое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Форма обучения (как дидактическая категория)- внешняя сторона орга­низации учебного процесса.

Форма организации обучения- конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Функции управления- виды деятельности органов управления и долж­ностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Ценности (духовные)- абстрактные идеи, воплощающие общественные; идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, спо­собностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

Экскурсия (учебная)- форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент- научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

Экстериоризация- перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.

Эмпатия- способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.

Подготовлено доцентом кафедры кандидатом юридических наук, доцентом Мариновской И.Д. и доцентом кафедры кандидатом юридических наук, доцентом Обыденовой Т.В.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры педагогики (Протокол № ___ от «___» _______201___ г.

[1] Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Беличева С. А., Беляева Л. И., Буданов А. В. и др. / Под ред. проф. В. Я Кикотя, проф. А. М Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 320.

[2] Бондаревская Е. В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 4–5.

[3] См.: Карелова Г. Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты (На примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-х гг. XX в.): Дис. … д-ра социол. наук. – М., 1998; Шифанова И. Е. Ослабление влияния гендерных стереотипов как одна из целей социальной педагогики // Социальная педагогика: Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета социальной педагогики (29 марта 2000 года). – М., 2000. – С. 69–72.

[4] См.: Кирьякова А. В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 89–90; Сергеева Т. Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – М., 2001.

[5] См.: Рожков М. И. Стратегии и модели воспитания \\ Теоретико-методологи­ческие проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград, Перемена, 2004. – С. 134.

[6] См.: Аршинов В. И., Савичева Н. Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000; Горшкова В. В. Воспитание в контексте синергетической методологии // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 36–47; Таланчук Н. М. Воспитание – синергетическая система ориентированного человековедения. – М., 1998 и др.

Наши рекомендации