Учение Пвлова о 1 и 2 сигнальной системе
Высшая нервная деятельность животных обусловлена совокупностью условных рефлексов, возникающие на конкретны сигналы внешней среды.
Первая сигнальная система – совокупность условных рефлексов на конкретны сигналы окружающей среды.
К этим сигналам у человека добавляется комплекс условных сигналов, которые вырабатываются на словесные раздражители, т.к. для человека окружающая среда сигнализируется не только в форме конкретных сигналов, но и в словесном обозначении этих сигналов. Условные рефлексы, выработанные на слово, Павлов и обозначил для человека 2ой сигнальной системой.
ВНД и складывается из этих 2х систем. Для животных слово является конкретным звуковым сигналом.
Для человека – специфический сигнал и оно облает следующими 5ю особенностями, которые отличают слово.
1. Слово является сигналом сигнала. В этой особенности заключена замена словом конкретного сигнала окружающей среды.
2. Отвлеченный сигнал. Это позволяет абстрагироваться от конкретной действительности и в слове имеет место обобщение, которое обозначает всю совокупность предметов, к которому слово относится.
3. Обобщающий сигнал. В словах заключаются понятия, которые мы не можем наблюдать в нашей повседневной жизни(например скорость света).
4. Слово является социально детерминированным сигналом. Оно формируется только при общении ребенка с окружающими людьми. Если изолировать ребенка от социальной среды, у него не будет формироваться условно сигнала.
5. Смысловой сигнал – человек воспринимая слово реагирует на его смысловое значение. Синонимы дают одинаковую реакцию у человека(доктор, врач). У животных же идет восприятие конкретных звуковых сигналов – словосочетаний.
Формирование слова происходит на основе условного рефлекса, а предмет является подкреплением(обучение ребенка слову «Яблоко» - оно воспринимается ребенком при даче подкрепляющего сигнала - яблока). Слово с подкреплением формируют понятие слова.
Во второй сигнальной системе существуют те же законы, что и для 1ой системы – возбуждение, торможение, процессы могут переходить из одной системы в другую.(если в транспорте кто то толкнул, то идет первая реакция – толчок в ответ – 1ая сигнальная система, либо вторая система – словесная перепалка).
На основе второй сигнальной системы возникает речь. Речь – это форма общения между людьми и основа абстрактного мышления. Речь, а вместе с ней и язык возникли в процессе трудового общения людей, т.е. коллективная деятельность человека потребовала создание форм общения друг с другом. На первых порах речь состояла из возгласов, включенных в систему жестов – жестовая речь. Звуковые комплексы не имели постоянного значения на этом этапе и зависели от практической ситуации.
Наиболее яркая форма жестовой речи – на стройке.
В ходе длительно эволюции появляются слова, которые обозначают признаки предметов, сами предметы и абстрактные понятия. Чем выше развито общество, чем больше уровень обобщения.
В речи современного человека выделяют импрессивную и эксперссивную речь.
Импрессивная речь – процесс понимании речи
Экспрессивная– процесс высказывания.
Импрессиная речь протекает в 3 этапа
· Первичное восприятие речевого сообщения – восприятие слово слышимого или видимого. Этот процесс связан с зрительной и слуховой системой
· Анализ слухового и буквенного состава речи.
· Идет сопоставление сообщения с категориями прошлого опыта, которые хранятся в памяти. Осуществляется процесс понимания речи – задняя треть верхней височной извилины на границе затылочной, теменной и височной областей
Экспрессивная речь – процесс высказывания включает в себя устную речь и письмо. Начинается с мотива или замыла высказывания.
Затем происходит стадия внутренней речи, когда мы формируем модель высказывания. Рече - двигательный центр в нижней лобной извилины. Мы должны осознать и понять о чем мы будем говорить и обе зоны тесно связано между собой. Сама речь будет реализовываться при передаче сигналов на мышцы, обеспечивающие артикуляцию. В этом процессе участвуют подкорковые образования, мозжечок и нисходящие двигательные пути, которые должны обеспечить координированное сокращение мышц, для воспроизведения речи.
Речь – высокоскоростное движение. В ходе высказывания нам очень сложно внести коррекцию, но человек осуществляет постоянный контроль – по принципу обратной связи. Человек слышит, что говорит и если слышится отклонение, мы вносим коррекцию.
Нарушения речи
· Сенсорная афазия Вернике – отсутствует способность понимания слов, как произнесенных самим человеком, так и обращенных к нему
· Моторная афазия Брока – неспособность двигательной функции
· Глобальная афазия - нет ни понимания, ни способности говорить
· Дизартрия, связанная с нарушением функции иннервации мышц, участвующих в воспроизведении речи. Нарушение функций мозжечка, продолговатого мозга.
1ая и 2ая сигнальная система обеспечивают отражение мыслящим мозгом окружающей действительности. На основе отражательной деятельности формируется мышление и сознание.
Формы отражения подразделяются на
· конкретно чувственные и проявляются в форме ощущения, восприятие, представления и воображения
· Абстрактно – обощенное- понятие, суждение, умозаключение
Суждение – субъективное отражение отдельных свойств, предметов и явления, которые непосредственно действуют на наши органы чувств. Это элементарный психический процесс, в котором энергия внешнего раздражения преобразуется в акт сознания
Основным свойством ощущений будет его модальность, она определяется какие свойства отображаются в ощущении – механические, химические. По своим качествам каждая модальность может быть разнообразна. Качествами слухового ощущения будут являться громкость, высота, тембр, длительность звука и локализация его в пространстве.
На основе ощущения более сложная форма – восприятие – отражение предметов в целом, как совокупности всех его свойств. Восприятие – это чувственное познание, которое возникает при воздействии предмета или явления, но на более высоком уровне. Здесь происходит отражение всех свойств в совокупности.
Восприятие тесно связано с мышлением. Возникает в форме чувственного образа, которое может переходит в чувственное мышление.
Представление – конкретно чувственный наглядный образ предмета или явлений, который может возникнуть у человека в отсутствии предмета, на основе индивидуального опыта. Не требует воздействия на органы чувств.
Воображение – психический процесс создания человека новых образована основе имеющихся путем из преобразования. Это творчество.
Абстрактно обобщенное – форма мышления, где отражаются общие свойства отношения вещей и явлений окружающего мира.
Понятия возникают в процессе обобщения и входят в логическое познание. Понятия связываются в суждения и умозаключения.
Суждение – форма логического мышления, которая представляет собой мысль, глее что то либо утверждается, либо отрицается.
Грамматический строй понятен только человеку.
Умозаключения – рассуждения, где из 1 или нескольких суждений выводится новое. Выделяют
· Дедуктивное – от более общих к отдельным фактам
· Индуктивное – от частных к общим выводам.
На основе этого формируются наши мысли.
Хотя мысли выражаются словами, они ими не исчерчиваются