Пауза для обдумывания сказки детьми

Логопед дает детям одну-две минуты для подготовки к пересказу.

9. Пересказ сказки по ролям.[Развитие связной речи, просоди­ческой стороны речи, творческого воображения.]

В зависимости от уровня речевого развития детей можно ис­пользовать разные формы пересказа. Например, рассказ по ролям. Роль сказочника можно поручить ребенку с наиболее высоким уров­нем развития речи. Это занятие следует проводить не с подгруппой, а со всей группой детей.

Логопед. Прежде чем начать разыгрывать сказку, давайте подумаем, каким был каждый герой, каким голосом он говорил.

1-й ребенок. Дед был старым, он говорил скрипучим голо­сом и покашливал.

2-й ребенок. Бабка говорила недовольным голосом. Ей не хотелось печь колобок.

3-й ребенок. Колобок веселый и хитрый. У него звонкий голос.

4-й ребенок. Медведь — самый большой, он говорит низ­ким голосом и рычит.

5-й ребенок. У волка голос злой.

6-й ребенок. Ау зайца голос дрожащий, трусливый.

7-й ребенок. У лисы хитрый голос.

8-й ребенок. А сказочник должен рассказывать так, чтобы всем было интересно.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о своих героях, наде­вайте костюмы, и давайте попробуем сыграть в сказку.

Дети разыгрывают представление. Остальные дети являются зрителями. При проведении игры по сказке во второй половине дня им следует предложить занять активную позицию.

10. Организация окончания занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, как называется сказка, которую они пересказывали, что им понравилось на занятии.

Декабри, 4-я неделя

Лексическая тема «Новый год».

Звуки [х], [х'], [к], [к'], [г], [г']. Буква Хх

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представле­ний о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активи­зация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, кар­навал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегуроч­ка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Совершенствование навыков звукового ана­лиза и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Авто­матизация правильного произношения шипящих звуков. Совер­шенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артику­ляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с дви­жением.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви ибережного отношения к природе.

Оборудование.Магнитная доска, объемный картонный домик, украшенная елочка, фигурка Деда Мороза, фигурки детей, магни­тофон, кассета с записью инструментальной музыки, еловые ветки, тарелочка с очищенным мандарином, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, игра «Украшаем елку»1, «светофорчики» и фигурки Деда Мороза по числу детей, мяч, контейнер с чис­тыми сосками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа.Экскурсия с родителями на новогод­ний базар, украшение группового помещения и кабинета логопеда к празднику, изготовление новогодних подарков домашним и дру­зьям, разучивание пальчиковой гимнастики «На елке».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона, атмосферы сказоч­ности и таинственности. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник».]

Логопед приглашает детей в кабинет к столу. В кабинете вы­ключен свет, а на столе стоит маленький объемный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая ог­нями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью — фигурка Деда Мо­роза. Звучит тихая музыка. Пахнет елкой и мандарином. Логопед читает стихотворение А. Барто «Дед Мороз».

Логопед. Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В темном небе, в мягкой туче

Спит луна.

Тихо в поле. Темный-темный

Смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный,

С елки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

Весь в звездах.

В белой шапке и в пуховых

Сапогах.

1 Нищева Н. В. Играйка 2. Восемь игр для развития речи дошкольников.— СПб., ДЕТ­СТВО-ПРЕСС, 2006.

Вся в серебряных сосульках

Борода.

У него во рту сосулька

Изо льда.

...Зашагал он,

Закачал он головой,

Засвистал он

В свой свисточек ледяной.

Все снежинки

По сугробам улеглись.

Все снежинки

Огонечками зажглись.

Что вы видите, слышите, чувствуете? Расскажите о своих впе­чатлениях.

Дети рассказывают о своих впечатлениях. Логопед выключает магнитофон и гирлянду на елочке, убирает домик, включает свет.

Логопед. Приближается новогодний праздник. И на этой неделе мы будем готовиться к празднику и говорить о нем.

2. Упражнение «Запах Нового года».[Развитие речевого ды­хания.]

Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.

Логопед. Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет елкой и мандаринами. Говорят, что запах елки и мандаринов — это запах Нового года. Давайте понюхаем мандарин вот так.

Логопед берет в руки тарелочку, подносит ее к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу.

Логопед. Ах, как вкусно пахнет!

Тарелочка передается по кругу, упражнение по очереди делают все дети.

3. Работа в тетради №1.[Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает тарелочку, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради и скажите, что нарисовал для вас художник.

Дети. Художник нарисовал елку, хлопушку и шарик.

Логопед. Послушайте загадку об одном из этих предметов.

Что это будет? Хлопушки. Конфеты.

Сосульки. Шары золотистого цвета.

Песни и пляски. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему?..

В. Данько

Дети. Елка!

Логопед ставит на стол украшенную елочку из сказочного домика.

Логопед. Возьмите зеленый карандаш и обведите елочку по контуру, а потом нарисуйте украшения на ней. Елочка из сказоч­ного домика вам подскажет, как выполнить задание.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, а потом предлагает оценить работу друг друга. Все получают наклей­ки на тетради.

4.Пальчиковая гимнастика «На елке».[Развитие тонкой мото­рики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей пройти на коврик и предлагает сде­лать пальчиковую гимнастику.

Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. «Шагают» по столу средним и указа­тельным пальцами обеих рук. «Рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. Загибают пальчики на руках, начиная с больших,

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большушие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

В. Волина

5. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные».)]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Игра «Украшаем елку»1.[Активизация и актуализация сло­варя по теме «Новогодний праздник». Развитие зрительного вни­мания и восприятия. Автоматизация правильного произношения шипящих звуков.]

Логопед приглашает детей за стол к магнитной доске, на кото­рой закреплено игровое поле для игры «Украшаем елку», а на столе рассыпаны карточки с изображениями елочных игрушек.

Логопед. А теперь я предлагаю вам украсить елочку. Вы вы­бираете игрушку, «вешаете» ее на елку и составляете предложение о том, что висит на елке, чем вы украсили елку, где висит игрушка, которой вы украсили елку. Постарайтесь включить в предложения слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» В названиях игру­шек часто встречается звук [ш]. Я надеюсь, что вы будете правиль­но произносить его.

1-й ребенок. Я повесил на елку большую коричневую шишку.

2-й ребенок. Рядом с шишкой я повесила смешную зеленую лягушку.

3-й ребенок. Я украсила елку аппетитной румяной грушей. {И т. п.)

7. Игра «Кого не стало».[Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед убирает оставшиеся предметные картинки.

Логопед. А теперь закрывайте глаза. Я уберу одну из игру­шек. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает петушка. Дети откры­вают глаза.

1-й ребенок. Не стало петушка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответят по два раза все дети.

8. Игра «Прогулка Деда Мороза».[Совершенствование навы­ков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).]

Логопед раздает детям «светофорчики» и фигурки Деда Мороза. Логопед. А теперь игра

1Нищева Я В. Играйка 2. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

«Прогулка Деда Мороза». Я буду по­крывать вам одну из игрушек на елке, а бы будете определять место звука (к] в ее названии, ставить фигурку Дела Мороза на красный, желтый или зеленый прямоугольник.

Логопед показывает по очереди кораблик, флажок, волка, шишку, шарик, мишку, снеговика, сосульку, лодку, рыбку. Дети оп­ределяют место звука в словах, передвигая фигурку деда Мороза по «светофорчику».

9. Игра с мячом «Семейка слов».[Совершенствование грамма­тического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка).]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, берет в руки мяч.

Логопед. Сегодня мы много говорим о елке. Давайте попро­буем вспомнить слова из одной семейки с этим словом. Как вы назовете маленькую елку?

1-й ребенок. Елочка.

Логопед. Как называется лес, в котором растут елки?

2-й ребенок. Ельник.

Логопед. Какие шишки у елки?

3-й ребенок. Еловые.

Логопед. Как называют большую елку?

4-й ребенок. Ель.

Логопед. Отлично.

10. Окончание занятия.[Опенка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать, о чем они говорили на за­нятии, чем занимались, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели.Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Х х. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения зву­ка [ж].

Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, ре­чевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внима­ния и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности,

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандаша­ми, еловая ветка, контейнер с небольшими елочными игруш­ками, синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски, контейнер с чистыми сосками, контей­нер для использованных инструментов, ватные палочки, маг­нитофон, кассета с записью музыкального сопровождения пе­сенки «Елочка».

Предварительная работа.Отработка на индивидуальных заня­тиях с логопедом упражнения «Моторчик», пение с музыкальным руководителем песенки «Елочка».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Уточнение и активизация слова­ря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в ру­ках. В контейнере лежат небольшие елочные игрушки. Логопед здо­ровается с детьми и предлагает им выбрать по одной игрушке, а затем пройти за стол.

Логопед. Сегодня мы продолжаем разговор о новогоднем празднике, обо всем, что с ним связано, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала рассмотрите игрушки, которые вы выбрали, и расскажите, какие они. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

1-й ребенок. Я выбрала маленькую стеклянную серебряную звездочку.

2-й ребенок. А у меня восковая коричневая еловая шишка.

3-й ребенок. Я взяла картонного блестящего гномика.

4-й ребенок. А я выбрал пластмассовую рыжую лошадку.

Логопед ставит на стол вазу с еловой веткой.

Логопед. Вы хорошо рассказали о выбранных вами игруш­ках. А теперь давайте повесим их на еловую ветку. Будете вешать игрушку на ветку и делить ее название на слоги.

1-й ребенок. Звез-доч-ка.

2-Й ребенок. Щиш-ка.

3-й ребенок. Гно-мик.

4-й ребенок. Ло-шад-ка.

2. Игра «Подними флажок». [Развитие фонематического вос­приятия.]

Логопед раздает детям флажки.

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

Дети. Звук [х].

Логопед. Давайте произнесем звук [х] все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук (х}.

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык прижимаемся к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть прегра­да из языка. Как вы думаете, звук [х] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. А те­перь возьмите в руки по синему флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [х].

X, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х.

Ха, ку, го, фу, ка, хо, фо.

Халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мок­рый, голубой.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук (х]. Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не до­пускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает флажки.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я бу­ду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произ­нести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У по­бедителя должно быть фишек больше всех. X, а. Что получилось?

1-йребенок. Ха.

Логопед. Верно. Получи фишку. X, о. Что получилось?

2-йребенок. Хо.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ху, хи, уха.

Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победите­ля и награждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Хх. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонемати­ческого восприятия, связной речи.]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 45. Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страни­цы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

В каких словах этого стихотворения есть звук [х]?

Дети. Хвостик, Харитона.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Хх. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Хх обозначает два звука: [х] и [х'[.

Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, похожие на букву [х].

Дети. Забор сделан из реечек, сложенных буквой X; у стола и стульев ножки перекрещены, как буква X; лопасти у мельницы гоже перекрещены буквой х.

Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Дети. Две палочки.

Логопед. Как они расположены?

Дети. Они пересекают друг друга.

Дети проходят к доске и составляют по одной букве х.

Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-йребенок. Ха.

2-й ребенок. Ху.

3-й ребенок. Хо.

4-й ребенок. Хи.

1-йребенок. Хата.

2-й ребенок. Муха.

3-й ребенок. Уха.

4-й ребенок. Ухо.

1-й ребенок. Мох.

2-й ребенок. Пихта.

3-й ребенок. Тахта.

4-й ребенок. Хомка.

Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте под­писи под ними.

1-йребенок. Пихта.

Логопед. Что такое пихта?

Дети. Это хвойное дерево, похожее на елку,

2-й ребенок. Хата.

Логопед. Что такое хата?

Дети. Так называют дом с глиняными стенами и соломенной крышей.

3-й ребенок. Тахта.

Логопед. Что такое тахта?

Дети. Это мебель. На тахте можно лежать или сидеть.

4-й ребенок. У Фомы Хомка.

Логопед. Кто такой Хомка?

Дети. Это хомячок.

1-й ребенок. Под дубом мох.

Логопед. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Об­ратите внимание: слова Харитон, Фома, Хомка написаны с боль­шой буквы. Почему?

Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Хочу обратить ваше внимание на то, что Вадик и Кирилл прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе про­читаем предложения.

Д е т и. У Фомы Хомка. Под дубом мох.

Логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Вы уже знаете, что первое слово в предложении пи­шется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

5. Пальчиковая гимнастика «На елке».[Развитие тонкой мото­рики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Новогодний праздник».)]

Логопед приглашает детей пройти па ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.

6. Работа в тетради №2.[Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ста­
вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Хлеб, халат, большую и маленькую буквы Хх.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой ка­рандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква X — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить хлеб и халат. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Хх. Посмотрите, как я делаю это

на доске. Сначала я пишу сверху вниз слева направо одну косую палочку, а потом сверху вниз справа налево вторую косую палоч­ку. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных заня­тиях. Закройте тетради.

7. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные».)]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем логопед дает детям влажные гигиенические салфетки и предлагает про­тереть руки.

Логопед. Сегодня мы с вами будем делать упражнение «Мо­торчик». Я дам ватную палочку каждому из вас. Вы коснетесь па­лочкой языка и «заведете моторчик» так, чтобы кончик язычка дрожал без вашей помощи.

8. Составление рассказа по картинке «На елке»1.[Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на наборное полотно картинку.

Логопед. Давайте составим рассказ по картинке «На елке». Рассмотрите картинку и ответьте на мои вопросы. Кого вы видите на картинке?

1-й ребенок. Мы видим на картинке детей.

Логопед. Продолжите предложение. Начните вторую часть предложения со слова которые.

2-й ребенок. Которые пришли на праздник.

Логопед. Повторите предложение целиком.

3-й ребенок. Мы видим на картинке детей, которые пришли на праздник.

Логопед. Что надели дети?

1 Нищева Н. В. Занимаемся имеете. Старшая группа. I часть. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4-й ребенок. Дети надели карнавальные костюмы.

Логопед. Кого из героев сказок вы видите возле елки?

1-й ребенок. Мы видим возле елки Красную Шапочку, Буратино, клоуна, зайчика, снежинку.

Логопед. Что делают дети?

2-й ребенок. Дети поют и танцуют.

Логопед. Кого вы видите на заднем плане?

3-й ребенок. На заднем плане мы видим Деда Мороза.

Логопед. С чем пришел Дед Мороз, что он принес детям?

4-й ребенок. Дед Мороз пришел с большим мешком и при­нес детям подарки.

Логопед. Где еще вы видите подарки?

1-й ребенок. Еще подарки лежат под елкой.

Логопед. Опишите елку.

2-й ребенок. Елка пушистая, зеленая, нарядная.

3-й ребенок. Игрушки на елке блестят и сверкают.

Логопед. Весело ли детям на празднике?

4-й ребенок. Детям весело на празднике.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь давайте повторим рассказ целиком. Я напомню вам план. Вы скажете, кого видите на картинке, куда они пришли, что надели, чем занимаются. Потом опишете Деда Мороза, расскажете, что он принес детям, обязательно опишете елочку, под которой лежат подарки. И закончите рассказ описанием настроения детей на празднике.

Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания картины, а потом вызывает троих детей для составления рассказа по частям и напоминает каждому ребенку, о чем он будет рассказывать.

1-й ребенок. Мы видим на картинке детей, которые пришли на праздник. Они надели карнавальные костюмы. Мы видим возле елки Красную Шапочку, Буратино, клоуна, зайчика, снежинку.

2-й ребенок. На заднем плане мы видим Деда Мороза. Дед Мороз пришел с большим мешком и принес детям подарки. Ещё подарки лежат под елкой. Елка пушистая, зеленая, нарядная. Иг­рушки на ней блестят и сверкают.

3-Й ребенок. Детям весело на празднике. Они поют и тан­цуют.

Логопед. Молодцы! Просто великолепно! А теперь давайте послушаем рассказ целиком.

Четвертый ребенок повторяет рассказ целиком. Если есть необ­ходимость, логопед оказывает ребенку помощь.

9. Пение песенки «Елочка»1. [Совершенствование умения эмо­ционально передавать характер песни, интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ан­самбле.]

Логопед убирает картинку и предлагает детям пройти на коврик.

Логопед. Вы сказали, что дети на празднике поют песенки. Давайте и мы споем песенку про елочку. Старайтесь правильно произносить звуки, четко проговаривать слова, петь выразительно.

Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.

Наша елочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

1 Гавришева Л. Б.. Нищева Н. В. Логопедические распевки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выпол­няли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели.Активизация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыков звуко­вого и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, образование прилагатель­ных и существительных с уменьшительными суффиксами). Совер­шенствование навыка чтения слогов и слов. Автоматизация пра­вильного произношения звука [ж].

Коррекционно-развивающие цели.Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений, навыков звукового

и слогового анализа, зрительного внимания и восприятия, артику­ляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование.Коврограф, магнитная доска, плоскостные изображения большой и маленькой елочек и игрушек для них; комплект плоскостных изображений шаров с написанными на них слогами; контейнеры с сосками и ватными палочками, кон­тейнер для использованных инструментов, влажные гигиениче­ские салфетки, игра «Что везет лошадка?», картинка «Дорисуй елку» по числу детей, контейнер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения.

Предварительная работа.Определение места звука [х] в словах на индивидуальных занятиях с логопедом. Пение песенки «Синий шар» с музыкальным руководителем.

Ход занятия

Наши рекомендации