Лабораторно-практическое занятие № 1
Литература
обязательная: 2, 4,5,6;
дополнительная: 12, 16, 17, 18, 20, 26.
Занятие 2. « Участники и субъекты образовательного процесса»
Форма проведения – семинар.
1. Понятие образовательного процесса. Образовательный процесс в различных образовательных учреждениях.
2. Субъекты образовательного процесса. Их функции, направления деятельности и содержание работы.
3. Развитие субъектной позиции ребенка в образовательном процессе.
Задание. 1. При подготовке к занятию заполнить таблицу, используя рекомендованную литературу и самостоятельно найденные интернет-источники.
Таблица «Субъекты образовательного процесса»
Образовательное учреждение | Субъекты образовательного процесса | Функции субъектов образовательного процесса | Основные направления деятельности |
Дошкольное образовательное учреждение | |||
Общеобразовательное учреждение | |||
Учреждение дополнительного образования | |||
Учреждение профессионального образования |
2.Подготовить индивидуальное сообщение«Комплексное сопровождение в образовательном учреждении как совместная деятельность «команды» специалистов», используя рекомендованную литературу и самостоятельно найденные интернет-источники.
Литература
обязательная: 1, 5, 6;
дополнительная: 10, 14, 16, 17.
Занятие 3. «Межличностные отношения участников
образовательного процесса»
Форма проведения – семинар.
1. Понятие межличностных отношений.
2. Структура и содержание межличностных отношений.
3. Межличностные отношения педагога и обучающихся.
4. Межличностные отношения в педагогическом коллективе.
5. Пути улучшения межличностных отношений.
Задание. При подготовке к семинару подобрать примеры, иллюстрирующие различные виды межличностных отношений.
Литература
обязательная: 2,5,6;
дополнительная: 14
Занятие 4. «Совместная деятельность педагогов и обучающихся
как способ реализации педагогического взаимодействия»
Форма проведения – семинар.
1. Понятие совместной деятельности; ее основные характеристики.
2. Стили руководства деятельностью.
3. Совместная деятельностьпедагогов и обучающихся в образовательном процессе:
а) совместная учебная деятельность;
б) совместная внеучебная деятельность.
Индивидуальные сообщения:
· «Сотрудничество педагогов и воспитанников в совместной деятельности»;
· «Роль конфликта в совместной деятельности педагогов и воспитанников»
Литература
обязательная: 1, 2 ,5,6;
дополнительная: 8,11, 14.
Занятие 5. «Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в различных учреждениях и на различных возрастных этапах»
Форма проведения – семинар.
Задание. I. При подготовке к семинару разбиться на группы по 5- 6 человек, и каждой группе подготовить ответ на один из предложенных вопросов (на выбор):
1. Особенности взаимоотношений и взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении:
а) дошкольника и взрослого;
б) дошкольника со сверстниками.
2. Особенности взаимодействия в системе «педагог-учащийся»:
а) особенности организации групповой деятельности учащихся;
б) ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе;
3. Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе:
а) понятие сплоченности педагогического коллектива;
б) основные аспекты руководства педагогическим коллективом;
в) особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей.
4. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель»:
а) в дошкольных образовательных учреждениях;
б) в общеобразовательных школах и в специализированных образовательных учреждениях;
в) в учреждениях дополнительного образования.
II. Разработать презентацию по выбранной теме, в соответствии с планом (см. «Требования к разработке презентации»).
III. Выступить на семинаре с защитой презентации.
Примечание. Все вопросы семинара должны быть освещены.
Литература
обязательная: 3,5,6;
дополнительная: 3,4,8,9,11,12,13,15, 26.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Лабораторно-практическое занятие № 1
«Педагогическое общение как форма взаимодействия
педагогов и учащихся»
Содержание занятия:
1. Повторение теоретических основ:
«Что значит эффективно общаться?
· Студенты делятся на группы по 5—6 человек. Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы и попытаться ответить на них:
1. Что такое общение?
2. Как человек учится общаться?
3. Что значит уметь общаться?
4. Есть ли какие-то особенности профессионального общения?
5. Какие профессии требуют от человека умений и навыков общения?
6. Каковы особенности профессионально-педагогического общения?
7. В чем трудности такого общения?
8. Что значит учиться общаться?
· После того как все группы готовы (на работу отводится 20 мин), проводится коллективное обсуждение. Все ответы обобщаются, делаются выводы по итогам работы.
2. Предъявление результатов самодиагностики «Умею ли я общаться?»: интерпретация результатов диагностических методик и формулировка индивидуальных коммуникативных проблем.
3. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за особенностями педагогического общения учителя.
4.Оформление диагностической методики по результатам наблюдения; формулирование выводов (групповая работа).
Результаты лабораторно-практического занятия:результаты диагностической методики с выводами об эффективности педагогического общения учителя.
Приложение 1.