В основе мастерства лежит формирование способностей.

Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

План:

1. Понятие о научно-педагогических работниках, функции преподавателя высшей школы.

2. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, его структура.

3. Пути формирования педагогического мастерства преподавателя ВУЗа.

Научно-педагогические работники – лица, которые профессионально занимаются в ВУЗах педагогической деятельностью в сочетании с научной деятельностью.

Основные должности научно-педагогических работников:ассистент, преподаватель, старший преподаватель, научный сотрудник библиотеки, доцент, профессор, декан, проректор, ректор.

Функции преподавателя ВУЗа
  • учебная;
  • научная;
  • методическая;
  • организаторская;
  • воспитательная.

Вопрос 2. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, его структура.

В научной литературе выделяют три составляющие педагогического мастерства:

1. Профессиональные знания: знание своего предмета; знание психологии и педагогики; знание методики обучения и воспитания; знание преподавателем положительных и отрицательных черт своей личности и деятельности.

2. Профессиональные умения: профессиональные знанияпредопределяют формирование педагогических умений: а) психолого-педагогических – наиболее обобщенных, что касаются всей деятельности педагога: аналитических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, контролирующих; б) конкретно-методических – специфических, связанных с обучением и организацией конкретной деятельности; в) педагогической техники: умение руководить собой; умение взаимодействовать с людьми, влиять на личность и коллектив.

3. Педагогические способности: вершиной профессиональной подготовки преподавателя является развитие педагогических способностей, которые составляют основу деятельности будущего специалиста. Они развиваются в деятельности и определяют пригодность человека к ней. Именно они и должны быть в первую очередь объектом осознания будущим преподавателем.

Критерием профессионализма (степень действительной готовности человека к успешному осуществлению деятельности) выступает уровень продуктивности решения преподавателем разнообразных педагогических задач.

В основе мастерства лежит формирование способностей.

Наши рекомендации