В основе мастерства лежит формирование способностей.
Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
План:
1. Понятие о научно-педагогических работниках, функции преподавателя высшей школы.
2. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, его структура.
3. Пути формирования педагогического мастерства преподавателя ВУЗа.
Научно-педагогические работники – лица, которые профессионально занимаются в ВУЗах педагогической деятельностью в сочетании с научной деятельностью.
Основные должности научно-педагогических работников:ассистент, преподаватель, старший преподаватель, научный сотрудник библиотеки, доцент, профессор, декан, проректор, ректор.
Функции преподавателя ВУЗа |
|
Вопрос 2. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, его структура.
В научной литературе выделяют три составляющие педагогического мастерства:
1. Профессиональные знания: знание своего предмета; знание психологии и педагогики; знание методики обучения и воспитания; знание преподавателем положительных и отрицательных черт своей личности и деятельности.
2. Профессиональные умения: профессиональные знанияпредопределяют формирование педагогических умений: а) психолого-педагогических – наиболее обобщенных, что касаются всей деятельности педагога: аналитических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, контролирующих; б) конкретно-методических – специфических, связанных с обучением и организацией конкретной деятельности; в) педагогической техники: умение руководить собой; умение взаимодействовать с людьми, влиять на личность и коллектив.
3. Педагогические способности: вершиной профессиональной подготовки преподавателя является развитие педагогических способностей, которые составляют основу деятельности будущего специалиста. Они развиваются в деятельности и определяют пригодность человека к ней. Именно они и должны быть в первую очередь объектом осознания будущим преподавателем.
Критерием профессионализма (степень действительной готовности человека к успешному осуществлению деятельности) выступает уровень продуктивности решения преподавателем разнообразных педагогических задач.
В основе мастерства лежит формирование способностей.