Грамматическая сторона речи. Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Порядок слов в предложении.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах.
Побудительные предложения с утвердительной и отрицательной формой сказуемого, с частицами мед, вай .
Синонимичные конструкции
Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами:
Сложноподчиненные предложения с придаточными:
Прямая и косвенная речь. Трансформация прямой речи в косвенную речь.
Временная система коми языка: настоящее, будущее, 1 и 2 прошедшее время.
Образование и употребление множественного числа существительных . Склонение имен существительных по падежам. Определенно-притяжательное склонение существительных Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.
Множественное число прилагательного. Степени сравнения прилагательных. Уменьшительно-ласкательные суффиксы прилагательных. Препозитивное положение прилагательного в функции определения.
Количественные и порядковые числительные.
Разряды местоимений
Типы послелогов по лексическому значению
Социокультурная компетенция
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях России и Республики Коми, полученные на уроках коми языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и коми языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете Республики Коми, ее символике и культурном наследии;
Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадаться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности; - самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Формируются и совершенствуются умения:
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычным словарем;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Основное содержание программы 7 класс
Речевые умения
Предметное содержание речи
Общение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей примерной тематики:
1) Школьное образование.Мой класс, одноклассники. Успехи в школе.
2) Межличностные отношения в семье. Семейные традиции. Распорядок дня в семье. Работа по дому. Совместное проведение досуга.
3) Здоровый образ жизни. Виды спорта. Мои спортивные увлечения. Традиционные виды спорта в Республике Коми. Олимпийские, паралимпийские игры. Олимпийские, паралимпийские чемпионы Республики Коми. Мои спортивные увлечения.
4) Досуг и увлечения. Театры Республики Коми.
5) Мир профессий. Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (театральные деятели, певцы, композиторы). Знаменитые люди творческих профессий Республики Коми (писатели, поэты)
6) Человек и окружающий мир. Описание погоды. Времена года. Мой родной город. Его история. Символ города. Достопримечательности. Природные богатства Республики Коми: лес, нефть, газ, уголь и т.п.
7) Коми край. Государственная символика РК: флаг, герб, гимн. Районы Республики Коми. Сыктывкар – столица РК. История города. Достопримечательности. Традиционные праздники народа коми.
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь:
диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;
диалог-побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/ не принимать его
диалог-обмен мнениями – выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней;
Монологическая речь
-кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/характеристика, повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
-передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
-делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
Формирование умений:
-выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;
-выбирать главные факты, опуская второстепенные;
-выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст;
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
-с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
-с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
-с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Использование словаря независимо от вида чтения.
Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Формирование умений:
-определять тему, содержание текста по заголовку;
-выделять основную мысль;
-выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
Формирование умений:
-полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
-оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Письменная речь
Развитие умений:
-делать выписки из текста;
-писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
-заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
-писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи.
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии, навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Различение на слух всех звуков коми языка и адекватное их произношение (ö, дж, дз, тш, зь, сь; твёрдых парных согласных перед i). Чередование согласных звуков (в/л). Соблюдение правильного ударения в словах, фразах.
Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Деление предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 700 единиц, включая 500, усвоенных в начальной школе. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1)суффиксация: существительных с суффиксами (-öм: вöралöм, котралöм; -ысь: велöдысь, мунысь); прилагательных с суффиксами -öсь: пызьöсь, лымйöсь; -тöм: кöмтöм, помтöм); наречий с суффиксами (-а: бура, мичаа; -пырысь: лёкпырысь, радпырысь)
2) Распознавание и использование заимствованных слов, многозначных слов, синонимов, антонимов. Понятие о лексической сочетаемости.