Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.

Блок самоконтроля

По итогам данной темы вы должны знать:

· роль образования в современном обществе;

· государственную политику в области образования и основы ее правовой регламентации;

· обеспечение государственных гарантий по реализации принципов государственной образовательной политики.

По итогам данной темы вы должны уметь:

· анализировать понятие «образование»;

· выделять основные функции образования как социального института (экономическую, социальную, культурную, правовую);

· анализировать реализацию принципов государственной политики в сфере образования

· выделять новые социальные требования к системе российского образования и понимать необходимость ее модернизации.

Семинарские занятия

Семинар №1

План семинара

Тема для докладов и сообщений.

1. Конституционное право на образование.

2. Содержание права на образование.

3. Государственные гарантии по обеспечению права на образование.

Подготовка к семинарскому занятию

_________________________________________________________

Задание Рекомендации по выполнению
1. Законспектируйте и дайте расширенное толкование «образования». Используя дисциплины общепедагогического цикла, отразите в термине «образование» признаки социальности явления, ценности, процесса и результата деятельности.
2.Проанализируйте, попытайтесь выявить и укажите графически противоречия и пробелы существующим принципам государственной политики в сфере образования Используйте в работе нормативно- правовую и периодическую литературу.

Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.

1.Используя знания дисциплин общепедагогического цикла, Конституции РФ, ФЗ РФ «Об образовании», сформулируйте основные положения термина и понятия «образование».

Напомним, что термином «образование» обо­значается целый ряд одноименных понятий, со­держание которых отражает образование как:

• социальное явление, выступающее атри­бутом (т.е. неотъемлемым, сущностным призна­ком) и неизменным спутником человечества на всем его поступательном пути эволюционного раз­вития;

• социальная ценность для каждого индивида и для социума в целом;

• особая функция общества и его важнейшего института — государства по отношению к своим гражданам (формирование и развитие социально значи­мых качеств каждого индивида как членов общества и граж­данина государства), с одной стороны, и в то же время как функция сознательного саморазвития граждан, с другой стороны;

• процесс и как результат социализации членов обще­ства, т.е. включения (включенности) людей в сложные и осмысленные социальные связи, без которых человек не может рассматриваться как член общества — «человек — животное общественное» (Аристотель);

• сложная иерархическая система, включающая в себя различные уровни образования, содержательно и ло­гически последовательно связанные между собой. В Рос­сийской Федерации, в соответствии с действующим за­конодательством, выделяются девять таких уровней: дошкольное, начальное общее, основное общее, общее (пол­ное), начальное профессиональное, среднее профессио­нальное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное и дополнительное профессиональное образование;

• сектор области нематериальной (точнее сказать, не­производственной, в узком смысле этого слова) жизнедея­тельности общества, органически взаимосвязанный с дру­гими ее «родственными» секторами — культурой, наукой, здравоохранением, искусством и др.;

• особого рода интеллектуальная, физическая и управ­ленческая деятельность — педагогическая деятельность, основное содержание которой составляет взаимодействие педагогов и тех, кто является субъектом образовательного воздействия;

• процесс усвоения знаний в целом;

• результат образовательной деятельности (образо­ванность).

2. Какие социально-экономические и политические условия обеспечения права на образование со стороны государства вам известны?

3.Что такое принцип организации образовательной деятельности в РФ?

- способ деятельности образовательных учреждений;

- упорядоченная и систематическая деятельность, направленная на достижение цели обучения;

- основные положения организации образовательной деятельности;

- руководящее начало, обуславливающее стратегию и тактику образовательной политики.

4. На основании ст. 2 Конституции РФ представьте содержание понятия «доступность образования» как правовое противоречие существующего права на образование.

Доступность образования.Важнейшей гаран­тией права на образование является его доступ­ность. Ее реализацию в современном мире тор­мозят несколько обстоятельств. Одно из них со­стоит в увеличении количества учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Другое связано с провозглашени­ем формального равенства прав на образование, но сопровождающимся усилением неравенства в плане доступа к образованию. Третье обстоя­тельство - усиливающиеся финансовые труднос­ти образовательных учреждений: запросы систе­мы образования на свое развитие не получают должной финансовой поддержки от государства.

В целом доступность образования мы рассмат­риваем в контексте определенной идеологии, в которой главной задачей общества является обеспечение устойчивого развития человечества, где экономический рост подчинен социальному развитию и обеспечивает экологическую устой­чивость6.

В п. "в" ст. 2 Закона РФ "Об образовании"7 этот принцип получил юридическое закрепление: он сформулирован как общедоступность образо­вания. В ст. 5 Закона понятие общедоступности определено вне зависимости от факторов, разли­чающих людей: расы, национальности, языка, по­ла, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, со­циального происхождения, места жительства, от­ношения к религии, убеждений, партийной при­надлежности, наличия судимости.

Ограничение прав граждан на образование возможно в интересах защиты их здоровья, на­пример по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Речь идет в данном случае о профессиональном образовании, и огра­ничения могутбыть установлены только законом (п. 1 ст. 5 Закона РФ "Об образовании").

Доступность образования определяется двумя факторами: политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан. При низком благосостоянии, отсутствии возможностей у большинства граждан оплачи­вать образовательные услуги, как, например, в нашей стране, выход остается один: установить бесплатное образование на всех его уровнях, до­пуская платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.

В п. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" госу­дарство гарантирует гражданам России общедос­тупность и бесплатность начального, общего, ос­новного общего, среднего (полного) общего об­разования и начального профессионального образования, на конкурсной основе - бесплат­ность среднего, высшего и послевузовского про­фессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если также образование гражданин получает впервые.

Однако в политике государства по данному во­просу существуют противоречия. Во-первых, в ст. 43 Конституции РФ установлена бесплатность дошкольного образования, и в то же время госу­дарство устанавливает размеры платы за образо­вание в дошкольных учреждениях. Во-вторых, Конституция закрепила бесплатность лишь основ­ного общего образования. Президент РФ своим Указом установил бесплатность общего (полного) образования, после чего был изменен Закон РФ "Об образовании". В-третьих, Конституция пре­дусмотрела бесплатность среднего профессио­нального образования и на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального обра­зования. В Законе же РФ "Об образовании" уста­новлена бесплатность профессионального обра­зования всех видов, начиная со среднего, на кон­курсной основе.

Из вышесказанного необходимо сделать вы­вод: устранить названные противоречия, устано­вив в Конституции и Законе "Об образовании" бесплатность и общедоступность дошкольного, общего (школьного) и профессионального обра­зования, используя конкурс лишь с уровня выс­шего профессионального образования. Видимо, такая политика в большей мере выразит права людей, интересы экономического и социального развития страны.

5. Поясните на основе, каких положений государственной образовательной политики сфера образования рассматривается приоритетной?

Статья определяет основные смыслы, основные изме­рения современного образования. Это главное в государ­ственной концепции образования.

Государственная политика в области образования пред­полагает обеспечение его современного качества, выст­раивание эффективной образовательной системы с дей­ственной экономикой и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны, обращенной к интересам личности, общества, го­сударства.

Надо отчетливо осознавать еще одну фундаменталь­ную задачу политики образования, диктуемую вхожде­нием образования в принципиально новую стадию свое­го развития. На современном этапе общественной жизни и своей собственной истории образование становится не только важнейшей экономической отраслью. Оно играет решающую роль в накоплении и развитии че­ловеческого капитала, который в развитых странах со­ставляет более 75% национального богатства, оставляя на долю физического (воспроизводимого) капитала 10-20 и на долю природного фактора — до 5%.

Благосостояние России держится вполовину (50%) на человеческом капитале, 10% дает воспроизводимый ка­питал и 40% обеспечивает природа. Перспективы роста благосостояния страны — на пути увеличения значимо­сти человеческого капитала в России, а следовательно, значимости российского образования.

Государственная политика в сфере образования пред­полагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемирное развитие образования как все­общей формы человеческой жизни.

Государственная политика определяет задачи по оз­доровлению и развитию общеобразовательной сферы, требующие напряженных усилий государства, общества и самой системы образования, интенсивной и динамич­ной мобилизации ее внешних и внутренних ресурсов.

Государство, решая определенные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образова­тельную поддержку проводимым в стране преобразова­ниям.

Государственная политика в сфере образования явля­ется составной частью политики по обеспечению госу­дарственной безопасности. В этом плане задачи образо­вания приобретают максимальную общенациональную значимость. Ибо мы проходим развилку, где определя­ется, будет ли образование стимулом стагнации обще­ства или фактором его экономического роста и благосос­тояния, фактором конкурентоспособности и националь­ной безопасности страны.

Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Программа развития обра­зования на определенный период, утверждаемая Феде­ральным Собранием РФ.

6. Перечислите совокупность педагогических мер, которые относятся к конституционному принципу гуманизма в образовании?

Гуманистический характер образования предполага­ет совокупность мер, направленных на стимулирование и развитие личностного подхода к учению. В гуманис­тической парадигме (К. Роджерс, Р. Берне, Ш.Амонашвили) данный подход опирается на следующие прин­ципы:

1. основываться на личностном интересе и стремле­нии ученика;

2. поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки;

3. сделать учение эмоциональным, а не только ум­ственным процессом;

4. помочь каждому учащемуся в ходе учения откры­вать и понимать осваиваемые знания, а также понимать самого себя и свои возможности;

5. воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задач;

Гуманистический характер образования опирается на принцип гуманизма — совокупность взглядов, выража­ющих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании бла­гоприятных для человека условий общественной жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обу­чения, но и его личностную централизованность на обу­чающемся. Представление личности, как высшей цен­ности жизни, соответствующее этому приоритету рас­смотрение самоценностей сознания, его самореализа­ция как осуществление человеком своего предназначе­ния, составляют основу гуманистического характера образования.

Гуманистическая парадигма альтернативно противосто­ит парадигме преобразующей (формирующей) на всех эта­пах своего развития. Обращение к личностно-смысловой основе человека, к внутренним источникам деятельности сознания, к его определяющему бытие значению на этапе философского обоснования выступает как оппозиция иде­алистической традиции (от Фихте и Шопенгауэра до Дильтея и Гуссерля), традиции материалистической (от Фей­ербаха и Маркса до Дюринга и Геккеля).

Гуманистическая педагогика выводит на первое мес­то человека, его ценности, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. В центре внимания гуманистической педагогики стоит уникальная целостная личность, которая стремит­ся к максимальной реализации своих возможностей (са­моактуализации), открытой для восприятия нового опы­та, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно-гуманный подход к ребенку является фун­даментальным достижением теории и практики гумани­стической педагогики.

Наиболее существенные черты гуманистической па­радигмы образования состоят в следующем: во-первых, особо ценностное отношение к ребенку и детству как уни­кальному периоду жизни человека; во-вторых, призна­ние развития личности (умственного, физического, нрав­ственного, эстетического) главной задачей школы, а ста­новление уникальной индивидуальности ребенка — ее главным результатом.

9. «…право на образование в РФ имеют не только граждане, но и любые другие лица, которые законно находятся на ее территории, да­же если они не имеют гражданства либо являются иностранцами. Таким правом люди, проживающие в РФ, обладают независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и других обстоятельств. Значит, право на образование принадлежит каждому независимо так­же и от его возраста». Действие, какого конституционного принципа организации образовательной деятельности отражено в тексте?

10. Поясните, почему светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования, обеспечивает действие ст. 14 Конституции РФ?

11. Проанализируйте основные принципы образовательной деятельности в РФ (ст. 2 Конституции РФ) подберите аргументы противоречий и пробелов существующих в действительности.

12. По официальному признанию Министерства образо­вания, чтобы изучить все, что требуют школьные програм­мы, учащимся необходимо 167 часов в неделю, тогда как в неделе всего 168 часов; министерство также констати­рует, что более половины школьников не усваивают свы­ше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии.

Неэффективно профессиональное образование, несостыкованное как с реальными и перспективными потреб­ностями страны в кадрах, так и с современными требо­ваниями к их квалификации, в результате чего выпуск­ники профессиональных учебных заведений всех уров­ней в значительной своей части (до 60%) оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рын­ке труда.

На основе анализа представленных данных обоснуйте, какой принцип государственной политики в области образования не получил своего широкого действия?

Неэффективность управление образованием, предельно бюрократизированное, неспособное реализовать как внесистемные, так и внутрисистемные факторы и ресурсы развития образования. Отсутствует прогноз в подготовке кадров и соотнесение его с потреб­ностями рынка труда, отсутствуют социально-экономи­ческие и качественные показатели работы отрасли, от­сутствует текущий мониторинг образования.

Таким образом, центральной задачей в преобразова­нии системы образования становится обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной об­разовательной системы с действенной экономикой и уп­равлением, соответствующей запросам современной жиз­ни и потребностям развития страны.

Наши рекомендации