В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис.

Лекция 1. История экскурсионного дела в России

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII века и тесно связано с развитием педагогики. В течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике (Организация для детей «прогулок в природу»).

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии, которые были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью создавались художественно-промышленные выставки и музеи (появление нового, музейного вида экскурсий).

В 1877 г. в Тифлисе было основано «Общество любителей естествознания», члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этнографии, флоры и фауны.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ). Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Организация в 1900 г. в Москве Русского горного общества. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

В 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии - Центральная экскурсионная комиссия, которая выпускала серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914–1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906–1916 гг.). Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России. Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе. В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. Экскурсии являлись средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека.

В ноябре 1917 г. внешкольный отдел Наркомпроса: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу.

В ноябре 1920 г. - Главный политико-просветительный комитет – Главполитпросвет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий.

1921 г. - Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий.

Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.

В 1929 г. Российское общество туристов (РОТ) было реорганизовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). В марте 1930 г. постановлением Совнаркома было создано единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Начало массовой организации туристско-экскурсионной работы в Советском Союзе: централизация туристско-экскурсионной работы, обеспечение необходимых услуг (транспорт, размещение, питание, выбор объектов посещения), подготовка кадров, осуществляющих туристско-экскурсионную деятельность, издание литературы.

Из индивидуальных и элитарных экскурсии превратилась в групповые и массовые, стали доступным и оперативным средством организации досуга и других видов деятельности населения. В апреле 1936 г. в целях расширения массового туризма и экскурсий в системе ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов) было организовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), имевшее 34 республиканских, краевых и областных отделения.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Первостепенное значение придавалось производственным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспитания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессий, культурных запросов экскурсантов. Популярными стали экскурсии на новостройки страны – Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города.

В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получает дальнейшее развитие и другая тематика экскурсий, в частности литературная и производственная.

В 1956 г. некоторые экскурсионные организации из ведения профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу «Знание».

В 1971 г. постановление Президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы»дало право профсоюзным комитетам оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурную работу. В результате с 1970 г. по 1980 г. на плановых маршрутах количество туристов возросло с 9,3 млн до 30 млн, а экскурсантов – с 40,2 млн до 173 млн. В 1985 г. статистика зарегистрировала 208,7 млн экскурсантов.

В 70-е гг. XX века было создано Главное экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали местные, иногородние и зарубежные экскурсанты. Большое внимание уделялось организации и поддержанию учреждений, в том числе и научных, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания. Наконец, в тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис.

Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма.Если раньше существовали крупные специализированные экскурсионные учреждения-бюро путешествий и экскурсий (бюро международного молодежного туризма «Спутник», бюро «Интурист», городские экскурсионные бюро), то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы.

Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии.

Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах. Дальнейший процесс тормозится в основном ростом цен на услуги, главным образом транспортные.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне.

Наши рекомендации