История развития информатики
Наука в ее историческом развитии.
Начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.
Главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. (создание орудия труда, овладевает огнём и строит жилищ).
Обычно выделяют следующие периоды развития науки:
- Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.
- Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
- Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира.
- Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
- Неклассическая наука —теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома и др.
Возможно другое деление на периоды:
1. доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)
2. классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)
3. неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины)
4. постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
История развития информатики
Информатика как наука стала развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и компьютерной революцией.
Всю историю информатики принято подразделять на два больших этапа: предысторию и историю.
В предыстории. Каждый этап характеризуется резким возрастанием, по сравнению с предыдущим этапом, возможностей хранения, передачи и обработки информации.
Начальный этап предыстории информатики – освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стали средством хранения и передачи информации.
Второй этап – возникновение письменности. На этом этапе резко возросли возможности хранения информации. Человек получил искусственную внешнюю память.
Третий этап – книгопечатание. Первая ИТ. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу.
Четвертый (последний) этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот Возникновение средств связи, как радио, телефон и телеграф, телевидение. Фотография и кино.
С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникновение информатики как науки, начало ее истории. Сам термин «информатика» появился благодаря развитию ВТ, Выделению информатики в отдельную науку способствовало единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации (двоичная форма).
На сегодняшний день информатика представляет собой комплексную научно-техническую дисциплину. Под этим названием объединен довольно обширный комплекс наук, таких, как кибернетика, системотехника, программирование, моделирование и др. Каждая из них занимается изучением одного из аспектов понятия информатики.
2. МЕТОДОЛОГИЯ КАК НАУКА. СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО, ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ХОДЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методология, система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология научного исследования – это форма организации научного знания и деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию.
Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.