Методические рекомендации по проведению лекционных занятий

Методические рекомендации преподавателю

по учебной дисциплине «Правоведение»

направление подготовки 080100.62 Экономика

Методические рекомендации по проведению лекционных занятий

Лекция - это логически последовательное, систематизированное изложение определенных научных знаний и материалов перед студентами с целью передачи им соответствующих знаний и воспитания у них навыков творческого мышления. В данном случае имеются в виду учебные лекции, которые являются одной из основных форм учебного процесса и главным ме­тодом преподавания в высших учебных заведениях.

Лекция, прежде всего, существует для того, чтобы дать максимально новый материал, чаще всего это первый источник, из которого студент получает совершенно новые для себя понятия; это возможность непосредственного восприятия студентом материала.

Лекции составляют основу теоретического обучения студентов. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрывать современное состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Особенностью лекционного процесса является наличие нескольких типов лекций: вводные, заключительные, установочные и обзорные лекции. С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция и т. д.

Вводная лекция предваряет изучение учебной дисциплины, играет роль своеобразного путеводителя по учебной программе, вводит студентов в учебный курс, позволяет им правильно ориентироваться в нем, нацеливает на само­стоятельное изучение основной и дополнительной литературы, открывает перед обучающимися общие перспективы изучения учебной дисциплины.

Обзорная лекция читается перед студентами по окончании изучения учебной дисциплины, в преддверии зачета или экзамена. Она знакомит обучающихся с основными, наиболее сложными проблемами учебного курса.

Установочная лекция нацеливает студентов на самостоятельное изучение основных научных проблем учебной дисциплины, знакомит с ее назначением и содержанием, определяет основные категории и понятия учебного курса, наце­ливает обучающихся на изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Заключительная лекция завершает изучение учебной дисциплины, подводит итоги, ориентирует студентов в перспективе дальнейшего самостоятельного изучения учебного курса.

Наибольший эффект в преподавании дисциплины достигается при использовании информационно-объяснительной и проблемной лекций.

Лекция состоит из введения, двух-четырех учебных вопросов и заключения. Содержание лекции должно соответствовать учебной программе. Основными элементами лекции традиционно являются:

1. Введение, которое определяет тему, план, цели лекции, основную и до­полнительную литературу. Введение должно быть кратким и целенаправленным (не более 5 минут).

2. Содержание учебных вопросов - основная часть лекции, в которой реа­лизуется научное содержание темы, ее главные проблемы, приводится система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Изложение каждого учебного вопроса заканчивается кратким выводом, логически подводящим студентов к следующему вопросу лекции.

3. Заключение имеет целью обобщить основные идеи лекции, сформули­ровать краткие выводы, дать рекомендации для самостоятельного изучения ос­новных проблем лекции, основной и дополнительной литературы.

Глубина и эффективность лекций существенно возрастают, если препода­ватель потребует от студентов предварительного прочтения соответствующего читаемой лекции учебника. Это повысит качество знаний и приведет к тому, что студент превратится из пассивного слушателя в активного участника лекции.

Наши рекомендации