Составляющие процесса обучения
Преподавание – Учение
1. разъяснение учащимся целей и задач О. | собств. д-ть по созданию мотивации к учению; |
2. ознакомление уч. с новыми знаниями | приобретение УН, их систематизация; |
3. управление процессом осознания и приобретения ЗУН | восприятие ЗУН; |
4. управл. проц. познания научн. законов | познание зак-тей и законов, устан. прич.-следств. связей |
5. управл. проц. перехода от теории к практике | практич. д-ть по самост. устранению проблемы; |
6. организация эвристич. и исслед. д-ти; | |
7. проверка обученности и развития учащихся | самоконтроль. |
Признаки обучения:целенаправленность, организованность, планомерность, двусторонний характер, руководящая роль У., динамичность, исследовательский характер, проблемность, перманентность (преемственность, единство всех ступеней), контролируемость, продуктивность, комплексность. Осуществляемость процесса характеризует наличие принципиальных целей для его возникновения и развития: мотивов, информации, времени, возможностей.
Задачи ПО:
1. Стимулирование учебно-познавательной активности уч-ся;
2. Формирование познавательной потребности;
3. Организация познавательной деят-ти по овладению ЗУН;
4. Формирование у уч-ся УН для последующего самообразования;
5. Развитие познавательной и творческой способности учащихся;
6. Формирование научного мировоззрения и воспитания нравственно-эстетической культуры.
Функции ПО:
I. Образовательная функция направлена на формирование ЗУН, опыта творческой деятельности
Главное назначение обучения: вооружить учащихся ЗУН, научить творчески испольховать ЗУН в практике и самостоятельно приобретать знания.
II. Воспитательная функция состоит в том, что в ПО у уч-ся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, нравственные и этические представления.
Проявляется:
- в осознании уч-ся учебной деят-ти как социально значимой
- в формировании нравственных ценностей
- в формировании положительной мотивации учения
- в формировании опыта общения между учащимися и У.
- в содержании учебных предметов
III. Развивающая функция. Развитию способствует содержание образ-я, использование методов и форм обучения, активная, разнообразная сознательная деятельность.
Происходит развитие логич. мышления, воображения, памяти (слух. и зрит.), качеств ума, речи, сенсорной и двигательной сфер.
Движущие силы ПО:
Структура ПО:
I подход – ресурсы (компоненты) ЦПП:
1. Целевой К. включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности
2. Содержательный К. отражает смысл цели, содержание процесса
3. Деятельностный К. характеризует формы, способы, средства организвции и осуществления образовательного процесса.
4. Результативный К. отражает эффективность перетекания процесса, достигнутые результаты
5. Ресурсный К. отражает социально-экономическое, нравственное и другие условия протекания пед. процесса, его кадровое, материальное, финансовое обеспечение.
Внимание. Виды внимания: 1. Непроизвольное – легко возникает, чел. легко переключается 2. Произвольное требует волевых усилий, утомляет. Постановка задачи 3. Послепроизвольное – возникает в связи с предметом, на кот. направл. произв. вним-е; сохраняет целенаправленность, снимает напряжение. |
Восприятие
Осмысление
Запоминание
Применение
Восприятие – отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств (зрительное, осязательное, слуховое). Основа восприятия – ощущение (форма психического отражения предметов). Типы восприятия:
1. Синтетический –обобщенное отраж. явлений и определение основного смысла происходящего.
2. Аналитический – стремление к выделению деталей и частностей.
3. Аналитико-синтетический – понимает основной смысл и учитывает детали.
4. Эмоциональный тип – выражение своего переживания, вызванного явлением.
Осмысление – формирование понятий, происходящих с помощью мыслительных операций.
1. Анализ – мыслительное разделение предметов и явлений на части и свойства
2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними
4. Обобщение – мысл. определение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других
6. Классификация – разделение и последовательное объединение по каким-либо основаниям
Виды мышления: практически-действенный (мыслительная задача решается в действии), наглядно-образное, словесно-логическое (задача решается в словесной форме).
Запоминание – психическая деят-ть, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связи ее с уже приобретенным ранее знанием.
Память – форма психич. отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизв. опыта.
Типы памяти:
1. По преобладающей модальности – образный, словесно-логический, эмоциональный;
2. В соотв. с целями деят-ти – произвольная, непроизвольная (сильнее);
3. По длительности сохранения – кратковременная, долговременная, оперативная;
4. По степени осмысления – механическая (без осмысления), логическая.