Составляющие процесса обучения

Преподавание – Учение

1. разъяснение учащимся целей и задач О. собств. д-ть по созданию мотивации к учению;
2. ознакомление уч. с новыми знаниями приобретение УН, их систематизация;
3. управление процессом осознания и приобретения ЗУН восприятие ЗУН;
4. управл. проц. познания научн. законов познание зак-тей и законов, устан. прич.-следств. связей
5. управл. проц. перехода от теории к практике практич. д-ть по самост. устранению проблемы;
6. организация эвристич. и исслед. д-ти;  
7. проверка обученности и развития учащихся самоконтроль.

Признаки обучения:целенаправленность, организованность, планомерность, двусторонний характер, руководящая роль У., динамичность, исследовательский характер, проблемность, перманентность (преемственность, единство всех ступеней), контролируемость, продуктивность, комплексность. Осуществляемость процесса характеризует наличие принципиальных целей для его возникновения и развития: мотивов, информации, времени, возможностей.

Задачи ПО:

1. Стимулирование учебно-познавательной активности уч-ся;

2. Формирование познавательной потребности;

3. Организация познавательной деят-ти по овладению ЗУН;

4. Формирование у уч-ся УН для последующего самообразования;

5. Развитие познавательной и творческой способности учащихся;

6. Формирование научного мировоззрения и воспитания нравственно-эстетической культуры.

Функции ПО:

I. Образовательная функция направлена на формирование ЗУН, опыта творческой деятельности

Главное назначение обучения: вооружить учащихся ЗУН, научить творчески испольховать ЗУН в практике и самостоятельно приобретать знания.

II. Воспитательная функция состоит в том, что в ПО у уч-ся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, нравственные и этические представления.

Проявляется:

- в осознании уч-ся учебной деят-ти как социально значимой

- в формировании нравственных ценностей

- в формировании положительной мотивации учения

- в формировании опыта общения между учащимися и У.

- в содержании учебных предметов

III. Развивающая функция. Развитию способствует содержание образ-я, использование методов и форм обучения, активная, разнообразная сознательная деятельность.

Происходит развитие логич. мышления, воображения, памяти (слух. и зрит.), качеств ума, речи, сенсорной и двигательной сфер.

Движущие силы ПО:

Структура ПО:

I подход – ресурсы (компоненты) ЦПП:

1. Целевой К. включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности

2. Содержательный К. отражает смысл цели, содержание процесса

3. Деятельностный К. характеризует формы, способы, средства организвции и осуществления образовательного процесса.

4. Результативный К. отражает эффективность перетекания процесса, достигнутые результаты

5. Ресурсный К. отражает социально-экономическое, нравственное и другие условия протекания пед. процесса, его кадровое, материальное, финансовое обеспечение.

Внимание. Виды внимания: 1. Непроизвольное – легко возникает, чел. легко переключается 2. Произвольное требует волевых усилий, утомляет. Постановка задачи 3. Послепроизвольное – возникает в связи с предметом, на кот. направл. произв. вним-е; сохраняет целенаправленность, снимает напряжение.
II подход:

Восприятие

Осмысление

Запоминание

Применение

Восприятие – отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств (зрительное, осязательное, слуховое). Основа восприятия – ощущение (форма психического отражения предметов). Типы восприятия:

1. Синтетический –обобщенное отраж. явлений и определение основного смысла происходящего.

2. Аналитический – стремление к выделению деталей и частностей.

3. Аналитико-синтетический – понимает основной смысл и учитывает детали.

4. Эмоциональный тип – выражение своего переживания, вызванного явлением.

Осмысление – формирование понятий, происходящих с помощью мыслительных операций.

1. Анализ – мыслительное разделение предметов и явлений на части и свойства

2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними

4. Обобщение – мысл. определение предметов и явлений по их общим и существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других

6. Классификация – разделение и последовательное объединение по каким-либо основаниям

Виды мышления: практически-действенный (мыслительная задача решается в действии), наглядно-образное, словесно-логическое (задача решается в словесной форме).

Запоминание – психическая деят-ть, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связи ее с уже приобретенным ранее знанием.

Память – форма психич. отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизв. опыта.

Типы памяти:

1. По преобладающей модальности – образный, словесно-логический, эмоциональный;

2. В соотв. с целями деят-ти – произвольная, непроизвольная (сильнее);

3. По длительности сохранения – кратковременная, долговременная, оперативная;

4. По степени осмысления – механическая (без осмысления), логическая.


Наши рекомендации