С интеллектуальной недостаточностью

Факторы, определяющие уровень готовности к школе детей

Проблема готовности ребенка к школе уже в течение многих десятилетий не теряет актуальности. Изменяются условия воспитания детей, глубже и шире исследуются особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, изменяется содержание обучения в школе, и проблема готовности к школе предстает в новом свете, все новые ее аспекты выдвигаются на первый план.

Переход ребенка в школу оказывает влияние на всю его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к своим обязанностям ученика, к учебным предметам, к игре и учебной деятельности.

Готовность к школе представляет собой момент равновесия между требованиями школы и возможностями ребенка их выполнить. Она выступает как интегральное, целостное новообразование социально-личностного, интеллектуального и физического развития ребенка, которое формируется в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания и обучения и обладает сложной структурой.

Основными компонентами готовности к школе являются общая и специальная готовность. Общая готовность предполагает достижение ребенком такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который является необходимой основой для активного вхождения ребенка в новые условия школьной жизни и сознательного овладения программным материалом. Специальная готовность к школе определяется наличием у ребенка знаний, умений и навыков, необходимых для овладения грамотой и математикой.

Сегодня достаточно подробно разработаны критерии и методы, которые позволяют определить уровень готовности к школе нормально развивающихся детей, а также хорошо представлены в литературе особенности психофизического и личностного развития ребенка, обладающего готовностью к школьному обучению. Такой ясности нет, когда речь идет о детях с проблемами интеллектуального развития. Не определены критерии их готовности к обучению в коррекционной школе, нет общепризнанной системы оценки их уровня готовности к школе, не охарактеризованы особенности психофизического и личностного развития ребенка с проблемами интеллектуального развития, обладающего готовностью к школьному обучению. Отсутствие решения этих теоретических вопросов оказывает влияние на практику обучения детей.

Результаты еще немногочисленных исследований показывают низкий уровень готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к овладению грамотой и к участию в процессе обучения в школе (В.В.Воронкова, С.В.Кудрина). Это проявляется, в частности, в больших трудностях в овладении первоклассниками программными знаниями, умениями и навыками, неумении адаптироваться к условиям школьной жизни и приводит нередко к дублированию первого класса учащимися или переводу ребенка на надомную форму обучения.

Отсутствие четких критериев и методов оценки готовности к школе детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к тому, что довольно часто при направлении ребенка в школу учитываются, прежде всего, его паспортный возраст (полные 7 лет на момент поступления в школу) и наличие определенного объема знаний и умений, которые, как правило, являются непрочными и к началу учебного года в школе распадаются. Не всегда должное внимание обращается на уровень его физического развития, практически не учитываются особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы, общения. Именно эти показатели развития ребенка в большой степени определяют успешность его адаптации к условиям школьной жизни и участие в систематическом процессе обучения.

Готовность к школе является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, О.П. Гаврилушкина, Е.Е. Кравцова, Н.Д. Соколова, Д.Б. Эльконин, E. Hurlock, J. Parafiniuk-Soinska, K. Tyborska, B. Wilgocka-Okon, L. Woloszynowa и др.). Следовательно, целенаправленное формирование готовности ребенка к школе начинается с первых дней его воспитания в дошкольном учреждении.

К основным факторам, которые оказывают непосредственное влияние на уровень готовности ребенка с проблемами интеллектуального развития к школе, можно отнести следующие:

• степень снижения интеллекта,

• условия воспитания в период, предшествующий его поступлению в школу,

• возраст ребенка.

Степень снижения интеллекта прямо влияет на уровень готовности к обучению в коррекционной школе, который может достичь ребенок с проблемами умственного развития. Глубина нарушения определяет возможности интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка в целом и овладения им содержанием обучения в школе, в частности. Это находит отражение, в частности, в разной степени сложности содержания школьной программы для детей с легкой и выраженной степенью недоразвития интеллекта. Кроме этого, группа детей с легкой степенью умственной отсталости является тоже весьма неоднородной. В нее входят дети, показывающие уровень развития интеллекта, приближающийся к уровню задержки психического развития, и дети, показывающие уровень развития интеллекта, приближающийся к уровню умеренной умственной отсталости.

Условия воспитания ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Об этом свидетельствует опыт работы школ и проводимые исследования (С.В.Кудрина). Оптимального уровня готовности к школе может достичь лишь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, показывают, преимущественно, низкий уровень готовности и при низких показателях интеллектуального развития составляют основной контингент учащихся, дублирующих первый класс. Как правило, самый низкий уровень готовности к обучению, даже при относительно хорошем потенциале интеллектуального развития, показывают дети, не посещавшие дошкольные учреждения.

На уровень готовности к школе влияние оказывает и возраст ребенка. Так, результаты длительных наблюдений и проводимых исследований показывают, что к концу 7-го года жизни практически все дети с недоразвитием интеллекта не достигают такого уровня физического, интеллектуального, социально-нравственного и эмоционального развития, который позволил бы им успешно обучаться в школе. Многие демонстрируют необходимый минимум знаний и умений, однако эти знания и умения не закреплены, часто ситуативны (актуализируются только в привычной обстановке, в присутствии постоянно работающего с детьми педагога и т.п.), быстро забываются детьми, нет их переноса в новые условия. Особенно ярко это наблюдается у детей, посещающих дошкольное учреждение непродолжительное время (1-2 года).

Самая выраженная динамика в умственном, эмоциональном и социально-нравственном развитии у детей с интеллектуальным недоразвитием, воспитывающихся в дошкольном учреждении, наблюдается на восьмом году жизни. Однако, когда ребенок в возрасте 7 лет без достаточного уровня готовности начинает учиться в первом классе школы, такой динамики, как правило, нет. Это связано, видимо, с резким изменением условий и всего образа его жизни, ломкой привычных стереотипов поведения, ростом требований к нему, которые он не всегда может понять и выполнить. Такая ситуация может быть существенно изменена, благодаря, предоставлению ему возможности обучаться в подготовительном классе, в котором условия обучения должны быть приближены к тем, какие имеют место в дошкольном учреждении. Такой подход можно считать обоснованным, так как дети с проблемами интеллектуального развития переходят на новую стадию психического развития, какой является младший школьный возраст, значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, и длительное время сохраняют черты, характерные для дошкольника.

Наши рекомендации