Физкультминутка-логоритмика. €

• Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топоют, поворачива­ясь вокруг себя:

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (7раз), Мы ногами — топ-топ-топ (7раз). Кулаками постучим (7раз), Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Уточнение артикуляции и произношения звука [к]. Буква К

• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, при произношении — язык «горкой», глухой — произносится без голоса).

• «Звуковичок» (см. «Звук и буква А»).

• «Один —много». Знакомство с «младшим братцем» звука [к] — мягким звуком [к'].

Дети вместе с логопедом выясняют, в какой звук превра­щается звук [к] (в мягкий звук [к']): мак —маки, рак — ра­ки, домик — домики, гномик — гномики, комок — комки, снежок — снежки, кустик — кустики, веник — веники, сок — соки, совок — совки, лак — лаки.

• «Какое слово длиннее?» Дети должны отхлопать количе­ство слогов в словах. Для игры используются слова из пре­дыдущего упражнения.

• «Назови слово». Логопед просит детей назвать слова со звуком [к], объединенные тематическим единством (продук­ты: капуста, колбаса, квас, сок, мак, кофе, котлета, какао; животные: собака, кошка, крокодил, белка, барсук, волк, же­ребенок; посуда: ложка, вилка, стакан, чашка, ножик, полов­ник, кастрюля, чайник и т. д.).

• «Кому отдашь картинку?» Дифференциация звуков [к] и [к'].

На доске картинки: кот и кит. Логопед раздает детям кар­тинки, в названии которых встречаются звуки [к] и [к']. По­очередно выходя к доске, дети говорят: «Я отдам картинку

коту, потому что у меня куст». Или: «Я отдам картинку ки­ту, потому что у меня кенгуру». И т. д.

• «Живые звуки». Вызывается трое детей. Каждый из них обозначает определенный звук. По сигналу логопеда «дети-звуки» объединяются в слова: мак, ком, волк.

• «Слово расспыпалось». Для игры используются слова из предыдущего упражнения.

«Дети-звуки» разбегаются, а водящий должен собрать их в нужном порядке.

• Знакомство с буквой К: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскива­ние в алфавите.

Логопед. Куда «смотрит» буква К? (Вправо.)

• Чтение звукокомплексов: ак, ик, ок, ук, аук, иок, ауик.

• Чтение обратных слогов и преобразование их в прямые: ак — ка, ок — ко, ук — ку, ык — кы, ик — ки.

Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.

• Чтение и преобразование слов: умы — ум — кум — кума — кум — ум — умка — мука; мат — мак — маки.

• Работа с разрезной азбукой. Дети должны составить слова: кит, паук, кот, ток, каток, тапок, тапки, копыто.

• Понятие о предложении.

Логопед. Предложение состоит из слов. В предложении о чем-то говорится. Оно пишется с большой буквы. В кон­це предложения ставится точка.

Чтение предложений, написанных на доске: «Тут папа. У папы кот».

Тематический цикл «Посуда»

(десятая неделя)

Беседа

Назначение посуды; из чего она сделана; где ее хранят. Лексико-граматические игры и упражнения

• «Магазин». Дети «приходят в магазин и покупают» посу­ду, объясняя ее назначение. Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. д.

• «Чего не хватает?» Усвоение категории родительного падежа.

Логопед показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спра­шивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хвата­ет носика.) И т. д.

• «Составь предложение». Составление сложных предложе­ний со значением противопоставления.

Логопед выставляет на доске по две картинки. Дети долж­ны составить предложения, например: «Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чаш­ка — из фарфора». И т. д.

• «Посуда». Дети должны повторить за логопедом стихотворение и выучить его. Чтение сопровождается показом картинок.

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо, Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой, И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

• «Где живут продукты?» Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей на­звание домика.

Сахар живет в... (сахарнице). Соль живет в... (солонке). Су­хари живут в... (сухарнице). Масло живет в... (масленке). Пе­рец живет в... (перечнице). Чай живет в... (чайнике). Кофе жи­вет в... (кофейнике). Сел едка живет в... (селедочнице). Конфеты живут в... (конфетнице). Салат живет в... (салатнице).

• «Чашка и блюдце». Дети выполняют инструкции логопе­да и комментируют свои действия.

— Поставь чашку на блюдце. — Я поставил чашку на блюдце.

— Возьми чашку с блюдца. — Я взял чашку с блюдца.

— Поставь чашку возле блюдца. — Я поставил чашку воз­ле блюдца.

— Поставь чашку справа от блюдца. — Я поставил чашку справа от блюдца.

— Держи чашку над блюдцем. — Я держу чашку над блюдцем.

— Поставь чашку перед блюдцем. — Я поставил чашку пе­ред блюдцем.

— Поставь чашку под блюдце. — Я поставил чашку под блюдце.

— Возьми чашку из-под блюдца. — Я взял чашку из-под блюдца.

— Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце. — Я отдал Та­не чашку, а у нее взял блюдце. И т. д.

• «Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, са­мовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжимал­ка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить вни­мание детей на время суток приема пищи).

• « Чего не бывает ?» Логопед показывает какую-либо часть предмета посуды, а дети комментируют. Не бывает чайника без... (носика). Не бывает терки без... (дырочек). Не бывает кастрюли без... (крышки). Не бывает сковородки без... (дна). Не бывает кофейника без... (ручки). Не бывает сита без... (дырочек). Не бывает ножа без... (лезвия) и т. д. Развитие связной речи

• «Сказка о чайнике»:

«Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пуза-тый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с од­ной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его лю­били и чай из него пили».

Вопросы к сказке: «С кем жил чайник? Какой он был по размеру? Какие части есть у чайника? Из чего сделан чай­ник? Почему его любили люди?»

Логопед предлагает детям выучить сказку, а потом приду­мать аналогичную о каком-либо предмете посуды.

Наши рекомендации