Педагогика и ее связи с другими науками о человеке

Совершенствование педагогической деятельности, пе­дагогической профессии невозможно без знаний других наук о человеке, его развитии и формировании.

Педагогика связана с социологией, экономикой, био­логией, психологией (прежде всего с возрастной психоло­гией) и физиологией. Чем выше уровень развития педаго­гической науки, тем больше ученые и учителя-практики опираются на знания других наук о человеке, используя их для более глубокого осмысления сущности педагогическо­го процесса. Не случайно в школах появилась должность консультанта-психолога, учащиеся школ и детских садов должны систематически проходить всесторонний меди­цинский осмотр и т. п.

При создании государственных стандартов образова­ния учитываются в обязательном порядке психологиче-

ские особенности возраста детей, при разработке содер­жания образования используется весь комплекс наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятель­ности человека. Связь педагогики и социологии отрази­лась в сравнительно молодой науке - социальной педаго­гике, что, в свою очередь, привело к новой педагогической специальности - социального педагога, организатора вос­питательной деятельности с детьми по месту жительства, просветительской работы среди родителей, направленной на усиление их связи со школами и детскими садами и, наконец, на создание в микрорайоне, селе, поселке воспи­тывающей среды, целостной воспитательной системы.

В деятельности социального педагога не последнюю роль играет народная культура, особенно ее традиции:

семейные, трудовые, празднично-игровые. Именно народ­ные традиции, внедряемые и развиваемые в среде, где ре­бенок живет, становятся тем основанием, на котором мо­жет строиться целенаправленная воспитательная деятель­ность учителей, воспитателей, социальных педагогов и просто людей, заинтересованных в воспитании нового поколения, любящих детей. Например, интересными для любого возраста будут праздник «Масленица», Новый год. Праздник урожая, День Победы; соревнования по народным видам спорта. Принимать участие могут все, а сколько разнообразных развлечений будет задействовано:

и различные народные игры, и изготовление скульптур из снега или песка в зависимости от времени года, и конкурс на лучшую выпечку, и лучшую народную пляску. Всем весело, интересно, познавательно.

Педагогика не просто берет из народной культуры ка­кой-то элемент (в нашем случае - праздник) и знакомит с ним учащихся. Она его педагогизирует, т. е. включает в учебно-воспитательную систему как средство достижения целей воспитания.

В современных условиях возрастает удельный вес ком­плексных исследований, когда ученые, работающие в раз­личных областях научного знания, объединенными уси­лиями изучают сложную проблему воспитания или сово­купность проблем. Скажем, экономисты исследуют эко­номические предпосылки и результаты организации обра­зования, социологи - общественные условия, в которых оно осуществляется, деятели различных отраслей научно­го знания - тенденции развития наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятельности человека, кото-

23

рые могут быть существенными для воспитания, в особен­ности для того, чтобы определить содержание общего об­разования. Они вместе с тем предвосхищают и фиксируют те требования, которые общество должно предъявить к образованию в обозримом будущем.

Новые отношения между педагогикой и другими нау­ками возникают там, где в педагогических исследованиях используются методы, разработанные в других науках, например математике, социологии, психологии, технике. Эти методы применяются с учетом специфики предмета педагогики. Все более широко в педагогических исследо­ваниях используются технические средства (магнитофон, кино и телевидение).

Осуществление качественно новых связей педагогики с другими науками является сегодня существенной предпо­сылкой быстрого продвижения к новому педагогическому знанию.

Таким образом, необходимо уяснить, как непедагоги­ческие знания могут ассимилироваться педагогикой. Но всегда надо помнить о том, что:

1. Систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо другой научной дисциплины.

2. Данные других наук необходимы для разработки пе­дагогической теории и практических рекомендаций, но педагогика этими данными не ограничивается, исследуя педагогический процесс как целостную качественно свое­образную систему.

3. Существенная особенность педагогики состоит в том, что она не просто суммирует данные других наук, а перера­батывает их так, чтобы это способствовало раскрытию компонентов, закономерных связей и функций педагогиче­ского процесса.

Возьмем, к примеру, дидактику. Общие механизмы учения в процессе обучения и самообучения исследует педагогическая психология. Эти данные могут быть ис­пользованы при разработке дидактических рекомендаций. Но ограничиться этим источником научного обоснования практики обучения дидактика не может. Учение - это один из познавательных процессов. Теорию познания раз­рабатывает гносеология, которую должна использовать дидактика. Задача дидактики специфична: исследовать взаимосвязь гносеологических и психологических сторон учебного познания, соотношение между логикой образо­вательного материала и психологией его усвоения, между

24

преподаванием и учением, а также между обучением и воспитанием личности. Чтобы создать систему обучения, отвечающую требованиям воспитания всесторонне и гар­монически развитой личности, дидактике нужно исполь­зовать положения теории познания, логики, психологии, социологии и других наук, а также обобщать практиче­ский опыт школы.

Нам, конечно, могут задать вопрос: «Зачем же учителю, начинающему или уже имеющему опыт, знать, как взаи­модействует педагогика с другими областями научного знания, если уже разработаны и содержание образования, и методы, и формы организации обучения и воспитания, и даже государственные стандарты как цель образования?»

Прежде всего учителю и воспитателю необходимы зна­ния по детской психологии. Ведь психические функции любого человека (ребенка или взрослого) имеют врожден­ные индивидуальные особенности, а к детскому саду и тем более к начальной школе - уже и определенный, индиви­дуальный уровень развития. У детей различная память, восприятие, эмоции, темперамент, у них различный «жиз­ненный опыт», неодинаковые знания и умения, одни из них замкнутые, другие общительны и т. д. Поэтому с само­го начала обучения и воспитания в новых для детей усло­виях (детский сад, школа) воспитателям и учителям нужно узнать каждого ребенка, продумать, спланировать инди­видуальную работу с ним. А для этого и нужны знания по детской и педагогической психологии.

Учителю и воспитателю необходим минимум знаний по физиологии, детской гигиене, ибо забота о здоровье детей не только задача медицины, но и педагогики. Ведь только в детском саду и школе возможно дополнить знания ре­бенка, полученные в семье, о личной гигиене, гигиене тру­да и игры. Учитель и воспитатель регулируют физические нагрузки на организм ребенка, предупреждают умствен­ные перегрузки и переутомление. Приобщение детей к началам здорового образа жизни - одна из значимых за­дач воспитания.

А зачем же воспитателю детского сада или учителю на­чальной школы такая далекая от педагогики абстрактная математическая наука, как кибернетика? Но именно эта наука впервые поставила, а в дальнейшем и решила про­блему управления любыми целенаправленными процесса­ми. Воспитание же и обучение являются как раз такими. Во-первых, оба процесса подчинены целям, которые фор-

мируются обществом в связи с потребностями его экономи­ческого, социального и духовного развития. Во-вторых, для достижения целей педагог-ученый и воспитатель-практик создают содержание обучения и воспитания, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. В-третьих, учителя и воспитатели корректируют, изменяют учебно-воспитательный процесс на основе результатов обу­чения и воспитания. Педагог сравнивает полученные им в учебно-воспитательном процессе результаты (знания, уме­ния, оценочные суждения, уровень сформированности нравственных качеств и др. ) с целями, которые ему заданы обществом в виде государственных стандартов образова­ния, нравственных требований к личности и т. д. И если они ниже, хуже, чем цели, то необходимо искать, совершенство­вать и содержание обучения и воспитания, методику и ор­ганизационные формы воспитательной деятельности.

А это и есть основная идея теории управления как час­ти кибернетики: цели деятельности - способы ее выполне­ния - деятельность - результат - сравнение с целями -коррекция, совершенствование способов деятельности -новая деятельность и т. д.

Так что и кибернетика нужна учителю, воспитателю. Ни от чего нельзя отказываться воспитателю и учителю. Как говорили в старину: «Всякое знание ко благу». По­этому, чтобы вы ни прочитали - статью в журнале или газете, художественную или научно-популярную книжку, сказку, басню, занимательную историю о животных или растениях, о звездах и планетах, рассказы из жизни заме­чательных людей, - подумайте обязательно о том, как это можно использовать в работе с детьми. Ибо чем больше знает и умеет учитель, тем интереснее и богаче его работа с детьми, родителями, с коллегами, со всеми людьми, ко­торые заинтересованы в воспитании нового поколения.

Наши рекомендации