Работа над речевым материалом
• Логопед показывает и называет предметные картинки с
изображением овощей. Объясняет детям, где растут овощи,
как за ними ухаживают, что из них готовят. Подчеркивает,
что каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, ре
пу, свеклу — выдергивают; огурец, помидор, горох— снима
ют; капусту, тыкву, кабачки — срезают; картофель — выкапывают.
• Логопед задает вопросы детям на понимание пройденного
материала: «Редиску выдергивают или срезают? Картофель
выкапывают или снимают?» Ит.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индиви
дуально).
Помидор круглый, а морковка...
Редиска мелкая, а редька...
Огурец овальный, а тыква...
Кабачок большой, а тыква...
Лук горький, а морковка...
Помидор кислый, а чеснок...
Огурец зеленый, а свекла...
Морковка в земле, а помидор...
• «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
огурец — огурчик; помидор — помидорчик; горох — горошек и т.д.
• «Что приготовим». Образование относительных прилага
тельных от существительных:
из картошки— картофельное пюре и т.д. Итоги занятияЛогопед. О чем мы сегодня говорили? (Об овощах.)
Занятие 2
Цель занятия.Систематизировать знания детей по теме; развивать навыки связной речи, слуховое внимание, сознательное восприятие речи и произносительные навыки.
Материалы.Изготовленная из картона корзина с прорезями для силуэтов овощей, силуэты овощей.
Ход занятия
Организационный момент
Дети называют овощи и садятся.
Артикуляционная гимнастика
Закрепление речевого материала
Развитие навыка связной речи
• Логопед читает рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» и по ходу чтения вставляет силуэты овощей в прорези корзины. Затем дети повторяют за взрослым каждое предложение, разбивая его на две логические части.
Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:
Вот помидор красный — овощ прекрасный,
Вот овальный огурец — зеленый молодец,
Вот морковка-краса—длинная коса,
Вот вкусная картошка —для супа и окрошки,
Вот крупная свеклуша —мы любим ее кушать.
Психоречевая гимнастика
По усмотрению логопеда может быть использована на индивидуальных занятиях.
• Повторение слоговых цепочек:
ут-ат, ут-ат-от;
кто-кту, кто-кту-кты;
га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,
ба-ба-пва, да-да-тва.
•«Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»:
по-ми-дор;
ре-дис-ка;
ка-ба-чок и т. д. .
• Речевая подвижная игра:
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).
•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Итоги занятия
Логопед. Что собрала Зина? (Овощи.) Куда она сложила урожай?
Примеры типовых занятий на неделю II-III периоды
Тематический цикл «Посуда»
Занятие 1
Цель занятия.Работать над речевым материалом по теме «Посуда»; учить составлять предложения с предлогами с, из; формировать навыки словообразования.
Материалы.Предметы посуды или картинки с ее изображением.
Ход занятия
Организационный момент
Дети называют известные им предметы посуды и садятся. Артикуляционная гимнастика