Менталитет- уникальная духовная сокровищница Знанияи Веры... 4 страница

Человек должен веритьв возможность собственной самореализации и ее общественного признания.

Должен веритьв возможность и естественность духовного продолжениясобственного Я...

Он должен получитьтакую возможность, получить реально и зримо, без мистики и пустых обещаний. Во всем этом, именно в этом Он должен видеть Смысл своей жизни,верить в него, стремиться все более полно понять его и достигнуть его.

И это - вовсе не эгоизм, столь одномерно осуждаемый ныне. Это - не самолюбование и не никчемная по сегодняшним меркам жажда посмертной славы. Это - естественное чувство собственного человеческого достоинства,доведенное до своего высшего уровня, высшего смысла, высшего воплощения и требующее к себе соответствующего уважительного и неизменно доброго отношения.

Новый Человек хотел бы видеть труды свои, по достоинству оцененными и способности свои, востребованнымиобществом, другими людьми? Он хочет жить для них, видит в этом Смысл своего повседневного труда?

Кто посмеет отказать Ему в этом?

Он жаждет максимально возможной творческой самореализации ?

Прекрасно! Только раньше надо поверить,что именно в этом и состоит единственно достойный Человека и доступный в его достижении Смысл Жизни, возвыситься до понимания этого Смысла,напряженно учиться,овладеть в совершенствесвоей профессией, войти в то вполне реальное, индивидуально выстроенное и сориентированное предметное пространстводля самовыражения и самореализации, которое у каждого Человека обязательноесть. Но есть оно у каждого свое, и потому найти Свое Призвание - важнейшая часть Пути к реализации этого призвания...

Вера, Знание, Труд...

Именно в этой неделимой триаде Человек будущего будет видеть истоки своего восхождения к пониманию Смысла своей жизни, свои

стартовые возможности и гарант реальности своих жизненных устремлений.

Но и Вера, и Знание, и готовность к Труду, и Воля к собственной жизненной самореализации закладываются в школе,формируются всеми звеньями образования.Именно в этом - смысл образовательной деятельности, смысл обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития личности. Осознание именно этих жизнетворящих функций образования и Человеком, и Обществом - залог долгожданного повышения престижаобразования, восхождения образования на ту высоту общественного признания, которого оно действительно заслуживает, источник грядущего подлинного, бесспорного и окончательного образовательного триумфа.

И все же решающими и главными предпосылками такого триумфа будут, не могут не быть Веросозидающиефункции школы, всей сферы образования.

Вера- источник подлинного духовного величия Человека, внутренний, а потому и единственно надежный стимулятор его стремления и к овладению Знанием,и к продуктивному, творческому Труду, и к собственной всесторонней самореализациикак необходимому условию удовлетворения своей состоявшейся жизнью, реализации ее высшего Смысла...

Ко всему этому, к этой Вере и к этому Знанию Новый Человек должен быть возведен в Храме, именуемом Школа,именуемом Образование.И относиться он будет поэтому к Школе, к Образованиюс чувством глубочайшего уважения, с любовью, с благодарностью и доверием, ибо именно Школаи только Школадействительно доводит Его до Веры в подлинный Смысл Жизни,смысл бытия, смысл вечного, не умирающего никогдадуховного Мира каждого Человека.

Школашаг за шагом будет вести Человека к познанию и принятию этой Веры.

Именно в этом смысле Школа-Храм,а подлинное веросозидаю-щее Образование-Религия.

Альтернативы такому развитию высших функций Образования,его восхождения к статусу полноценной Религиинет и быть не может.... Такова логика самой жизни, если, конечно, она будет следовать идеалам Добра, сможет активно и наступательно противостоять Злу, не исчезнет во тьме неверия, духовной деградации и безвозвратного вырождения Человека и Человечества.

И потому именно Образованию суждено стать истинной Религией будущего...

Такая Религия, такая Вера, конечно же, будут востребованы в будущем, пусть далеком, пусть недостижимом для нас, но в нашем общем будущем. А "технологическое" оснащение такой Религии соответствующими заповедями и ритуалами, надо думать, не составит большого труда.

Это будет Религия умных и образованных людей,людей, проникнутых постоянным беспокойством за бесцельно проживаемые и прожитые годы, людей, стремящихся не только к потреблению радостей земного бытия, но и к самоотдаче,к обогащению жизни самим фактом своего, увы, временного присутствия на Земле, ценящих это отведенное им судьбой Времяи страстно желающих наполнить его неумирающим, вечным Смыслом...

И, разумеется, эта Религияне будет посягать на свободное развитие других религий, коль скоро в этих религиях еще будет потребность, не будет вести себя агрессивно по отношению к ним. Она будет трезво и реально оценивать собственные возможности влияния на людей и, как положено любой Религии, терпеливого наставления их на путь истинный... Только Истинуэту она будет черпать не в слепых иррациональных и мистических иллюзиях, а в Знании, в единственно праведной и жизнетворящей гармонии Знания и Веры.

Бессмертие души в информационно-технологической
интерпретации...

(фантазии на грани здравого смысла)

В качестве совершенно необходимого при столь экстравагантном заглавии самооправдания заметим, прежде всего, что балансирование на грани здравого смысла - это все-таки еще не переход за эту грань...Во всяком случае, автор будет к этому стремиться. Да и само понятие "здравый смысл" со временем, надо полагать, будет меняться, наполняться новым содержанием, нам, по понятным причинам, пока неведомым. Кто знает, быть может, как раз из-за гранисегодняшнего понимания "здравого смысла", из области так называемых "безумных идей" и придет это новое содержание, станет вполне "здравым" и отнюдь не "безумным"...

Кроме того, читатель должен понять автора: сказавши "А", надо все же сказать и "Б"... Провозгласив, пусть и применительно к далекому будущему, Образованиеновой Религией,возведя его в этот сверхответственный статус, никак нельзя обойти молчанием и вопрос вопросов любой религии - сущностьи, что не менее важно, формыдуховного человеческого бессмертия. Иными словами, ни много, ни мало, вечный Вопрос о Бессмертии Души...О формах и самой возможности воплощениястоль загадочной, неизменно ускользающей из зоны обычного человеческого восприятия духовной субстанции в некоем этически и нравственно допустимом материальном эквиваленте,доступном чувствам и разуму Человека и отражающем, хотя бы в какой-то мере,неповторимый духовный Мир каждого живущего и жившего на Земле...

Можно не сомневаться в том, что и для Нового Человека далекого будущего, точно так же, как и для Человека далекого прошлого или

наблюдаемого нами настоящего, будет противоестественной сама мысль о неизбежности ухода из жизни. Ему, умудренному всей правдой о конечности бытия и об иллюзорности надежд на личное физическое бессмертие, будет особенно тяжело покидать этот Мир, покидать навсегда,подобно миллиардам жившим до него людей на протяжении всех, уже безвозвратно ушедших тысячелетий человеческой истории. Но еще более нетерпимой будет для него мысль о неизбежности и неотвратимости духовногопредела своей жизни, о суровой и непреодолимой необходимости унести с собой в небытие свой духовный Мир, собственное духовное Я, состоявшиеся и несостоявшиеся идеи, свои мечты, замыслы и надежды, результаты творчества, опыт повседневного труда, просто свой образ, манеру общаться с друзьями, свою улыбку, свою неповторимую любовь к семье, к детям, внукам, правнукам, свое последнее духовное завещание им...

Но почему бы не предоставить каждомуЧеловеку будущего возможность собственного продолжения, фактическуювозможность духовного бессмертия в поистине вечной, принципиально не ограниченной ни временем, ни пространством Памятио нем?

Так ли уж безнадежна и так ли уж нереальна сама идея беспредельно долгой, грубо говоря, "консервации"духовного Я каждого человека и, тем более, человека, верящего в полезность подобной (по нашим нынешним понятиям, конечно же, вполне сумасбродной) акции и стремящегосявоспользоваться ею?

Но технологически это уже возможно.

Такая возможность, доступная каждому,несомненно, есть... Уже есть.

Только надо верить,что твое личное духовное наследие рано или поздно, но непременнопонадобится людям, вошедшим в этот Мир после тебя... Что именно тебе уже посчастливилось или обязательно посчастливится в будущем добавить хотя бы одну небольшую крупицу в сокровищницу человеческого опыта, знания, человеческой культуры, человеческой ментальности и обогатить их тем самым на долгие годы, навечно.

Но для этого надо о многом знать, многое уметь, во многое верить и неутомимо готовить себяк выполнению этой достойной Человека жизненной миссии.Надо понять, что истинным гарантомтвоей духовной востребованности в будущем, гарантом доброй памяти о тебе может быть только масштаб твоей личности,твои способности, твои главные поступки в жизни, твое отношение к другим людям, твое желание и умение творить Добро... И все это зависит от тебя и только от тебя.

Бессмертие Души возможно... Оно необходимо.

Что придает уверенность в этом? Что это - наивное озарение, основанное на необузданной фантазии автора, мающегося от безделья и отошедшего от повседневных забот о хлебе насущном? Очередная оглушительная сенсация - однодневка для сугубо журналистского

пользования? Не заслуживающая внимания, абсолютно и принципиально нетехнологизируемая утопия - верный признак фатальной нереализуемости любого замысла? Или все же идеи такой Религии, Религии умных, творческих людей,предъявляющих повышенный, достойный собственного Я, счет к Жизни и Смерти, озабоченных собственным духовным продолжением, бессмертием своей Душипосле физической смерти, вызревал и давно? Вспомним Пушкина:

"Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит... "

Надо обладать поистине гениальным пониманием, абсолютным чувством Жизни и Смерти, чтобы так емко и просто выразить суть сокровенных желаний, суть Веры человека, осознающего бренность физического бытия, неизбежную конечность земной жизни, но не желающего смириться с этим... Величие человека и в том, что он сам себекует утешение, ищет и находит его еще при жизни, предпочитая любым посмертным роскошным памятникам рукотворного происхождения бессмертие души, бессмертие идей и дел своих, "памятник нерукотворный",духовный, вне веков, границ и расстояний...

В мировой литературе, в поэзии, во всех видах искусства так или иначе проходит сквозная тема Жизни и Смерти, тема поиска продолжения, тема вечности человеческого Духа, его воплощения в памяти человечества. Особенно близка эта тема русской поэзии. Недаром говорится: "Поэт в России - больше чем поэт..."

Подлинный Поэт - провидец будущего, философскисхватывающий самые сокровенные тайны бытия, играющий буквально на струнах вечности. Он познает действительность чувством, целостно, одномоментно, во многом интуитивно, но ведь именно интуиция - основа творческого озарения, прорывав неведомое, прорыва в будущее...

Вот всего лишь несколько строк из Пастернака:

"Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись...
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. "

Только два слова - "любовь пространства"... Но насколько же глубже они многотомных философских трактатов о Смысле Жизни...

С гениальной простотой они выражают главное: человек живет, трудится и умирает не зря,если он веритв вечное существование

духовного пространства Мира, если всей своей жизнью, делами и мыслями своими стремится внести и свой посильный вкладв эту духовную сокровищницу Мира ради будущего всего человечества.

В этих незаметных, непоказных и намеренно, умышленно, нарочито недокументированных в архивах трудах человека видит поэт смысл его земного существования, смысл, не осложненный излишними бюрократическими, суетливыми фиксациями, и не осложняющий ими и сам переход земной жизни к жизни новой, вечной - духовной...

Но вопрос о документальной, вещественной, материальной фиксации самого факта жизни каждого человека, сведений о его личности, его исканиях, его идеях и делах, его высших достижениях и даже незавершенных замыслах и трудах, конечно же, не так прост.

Подлинно творческий человек готов к аскетизму материальному, он сплошь и рядом доказывает это своим пренебрежительным, безразличным отношением к внешним признакам материального успеха.

Но он не готов к аскетизму духовному...

Известность, признание, уважение, почет, наконец, память - категории, отнюдь не чуждые любому нормальному человеку, но особенно - человеку творческойпрофессии. Любой труд немыслим без более или менее выраженных элементов творчества, а собственно творческих профессий, требующих от человека высшего напряжения всех его физических, интеллектуальных и духовных сил, со временем будет становиться все больше. Да и сама жизнь человеческая во всех ее проявлениях - не что иное, как повседневное творчество,ибо по заранее заготовленному шаблону мыслей и действий могут "жить" только автоматы, только бездушные роботы...

Естественно, что и вопросы фиксации, документирования, в конечном счете, увековечиваниярезультатов этого творческого труда,этой индивидуально-личностной творческой самоотдачи каждогочеловека со временем будут становиться все более актуальными, более того, напрямую выходящими к реализации извечной мечты человека о личном духовном бессмертии, о бессмертии своей Души...

Как бы мы не идеализировали духовное бескорыстие и готовность к аскетической духовной безвестности, в природе человека- нечто совсем иное. И ему, и окружавшим или окружающим его людям необходимывполне материальные знаки внимания, знаки памяти, знаки признания.

У разных народов, у разных людей свое отношение к этим знакам. Вечный огонь и памятники на могилах усопших; ордена и другие знаки трудового и воинского отличия; семейные альбомы с фотографиями; научные звания и степени; человеческие имена в названиях планет и персонифицированные следы на асфальте выдающихся актеров Голливуда; прижизненные и посмертные издания книг, конечно же, с именами их авторов; организация памятных выставок художников, да и сами художественные произведения как вечный "консервант"

тех или иных сторон их неповторимой личности, их восприятия Мира; партитуры музыкальных произведений, архитектурные памятники и сооружения с обязательным указанием имени автора;памятные наименования городов, улиц и площадей; документальная запись шахматных партий выдающихся гроссмейстеров; этикетки с указанием автора той или иной продукции, начиная от самолетов и кончая видами водки или пива... Наконец, Мавзолеи и усыпальницы великих кормчих с их натуральными (!) останками в самом центре крупнейших столиц мира, в самом конце просвещенного XX века...

Не счесть используемых человеком так или иначе материализованныхсимволов и знаков, призванных подтвердить и напомнить потомкам о его личномпребывании на Земле, личномучастии в происходивших событиях, личномвкладе в развитие тех или иных сторон жизни, в "духовный резервуар" человечества, в его ментальное пространство.

Но, конечно, такая, чаще всего, предельно примитивная материализованная память доступна немногим. И по их действительно заслуженному признанию при жизни или хотя бы после смерти, и, что совсем уж убого, по их материальным возможностям создать на собственных могилах нечто нетленно-каменное, способное привлечь внимание прохожих...

Миллиарды людей уходят в абсолютнуюдуховную безвестность, уповая лишь на биологическую возможность продолжения рода ("родив сына... "). Миллиарды верят, что, взрастив собственными руками скромное деревцо, они тем самым оставят вполне достаточную память о себе. Миллиарды удовлетворяются процедурой развеяния по ветру собственного праха... И уходят, уходят, уходят...

Неизбежно ли это? Допустимо ли? Нравственно? Наконец, целесообразно ли терять бесследно поколения за поколениями и начинать собственный жизненный опыт, собственный жизненный путь сызнова, не отягощая себя ни коллективной, ни, тем более, индивидуальной мудростью предков?

Каждый человек - это не только пассивный потребительсложившихся до него ментальных ценностей. Он еще и генератор, производительдуховного опыта, отражающего его индивидуальность. Человек уникален, прежде всего, по тому вкладу, который он, пусть даже потенциально, но способен внести в менталитет социума. Этот вклад может быть разным в зависимости от способностей, образования и духовных качеств личности, но он обязательно должен состояться.Высшее преступление перед цивилизацией - лишить, пусть даже одного человека, права на духовное бессмертие, воплощенное в его вкладе в менталитет социума, цивилизации в целом. Даже, если этот вклад лишь поучителен для социума, поучителен трагичностью негативного жизненного опыта человека. Физически человек уходит, а этот вклад остается, должен остаться...

Разве не в этом состоит подлинное бессмертие Души,тем более, что ничего другого Природа предложить -Человеку не может, все остальное - мираж, самообман, иллюзии... ? И хотя в такой переломной и стрессовой для сознания коллизии любой нормальный человек "и сам обманываться рад", хотя многие миллионы людей еще предпочитают жить в сладких наркотических иллюзиях своего личного бессмертия, якобы гарантированного им, наступающего автоматически, самопроизвольно, без каких-либо усилий с их стороны, подобный самообман просто унизителен для мыслящего человека, духовно обедняет его, вводит в мистику ожидающегося "чуда", отрывает от реалий жизни...

Но, если именно в материальных носителях памятичеловек видит, хотел бы видетьподтверждение не зря прожитой жизни, если в нетленных материальных свидетельствах добрых дел своих он хотел бы усмотреть хотя бы признаки своего духовного воплощения после физической смерти, если для него, а главное, для Мира, в котором он жил, так важно сохранить все самое ценное, что извлек человек из своего неповторимого жизненного опыта, из своего понимания Жизни, то надо, обязательно надопредоставить такую возможность каждомучеловеку и сделать это на самом высоком этическом, эстетическоми собственно техническомуровне, доступном цивилизации.

Кто и как может инициировать решение этой задачи?

Кто может и должен проявить инициативу в организации фантастического по нынешним понятиям завершающего этапа самореализации личности - этапа материального воплощения,извечной мечты человека о бессмертии его души,об увековечивании духовного вклада каждого человека в ментальной памяти человеческого сообщества?

Такую инициативу естественно и логично было бы проявить именно той религиозной доктрине, которая идет на смену традиционным религиям Мира... Тому зачинателю новой Веры, который способен объединить ее со Знанием. Той сфере человеческой деятельности, которая по самой своей сути озабочена будущим и прокладывает конструктивные пути к нему, а значит, сфере Образования...

Именно эта сфера стоит у истоков Верычеловека в то, что всесторонняя самореализация человека - есть его высшее предназначение в жизни, необходимое условие активного участия в процессе обогащения ментального пространства цивилизации. Образование выступает как наиболее надежный гарант этой Верыи берет на себя все связанные с этим функции и обязательства Новой Религии.

Образование как система ориентации человекана познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности.

Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыковпредоставляет возможность каждому человеку

овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап этой деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.

Образование как сфера реальной жизнедеятельностиучащихся вводит их в систему разнообразных межличностных отношений,способствующих формированию нравственных качеств личности и последовательному закреплению этих качеств в дальнейшей учебе и труде.

Образование как источник и стимулятор познавательной активности человека,последовательного открытия человеком новых для него системных знаний о целостном Мире и о всеединстве людей в этом Мире, их ментальном взаимодействии, ментальной совместимости и взаимоподдержки, выступает как технологически наиболее энергичный и целенаправленный способ личностного и общественного менталеобразования и культурообразования.

Именно Образованиево всех этих своих ипостасях и взаимодополняющих друг друга аспектах, распространяющихся фактически на все стадии формирования Веры, Знания, Мировоззрения и Ментальности,их обогащения и возможного преобразования, действительно вправе инициировать свое представление и о завершающем этапе личного участия каждого отдельного человека в непрерывном процессе менталеобразования и культурообразования - этапе увековечиванияего вкладав этот непрерывный процесс.

Каким видится этот этап? В каких формах и какими средствами предполагается создать механизм гарантированного увековечивания Души Человека, мониторинга и надежного избирательного воспроизведения духовных ценностей человечества?

Остановимся на некоторых технических возможностяхрешения этой кажущейся совершенно фантастической задачи. Задачи, не будем исключать и этого, сама постановка которой чревата упреками в реанимации архаичного языческого идолопоклонства, якобы недостойного современного просвещенного человека, или, что по сути то же самое, обвинениями в примитивном технократическом вмешательстве в тончайшее пространство неуловимой, а потому и заведомо не поддающейся какой бы то ни было проявляющей ее материализациидуховной субстанции.

Вполне осознавая возможность и, с точки зрения сегодняшних представлений, даже правомерность подобных упреков и обвинений, попытаемся все же выйти за рамки сложившихся стереотипов и догм...

Даже сейчас, не говоря уже о далеком будущем, практически имеются все возможности для создания и непрерывного пополнения вечного Пантеона Памятидуховного вклада каждого человека в развитие собственного социума и человечества в целом. Вечного, во всяком случае, по космическим масштабам самого существования человеческой цивилизации...

Задача эта при всей ее экзотичности является, в своей сущности, сугубо информационной.А уже достаточно изощренные и мощные современные средства информационной и компьютерной техники делают ее решение в собственно техническом планевполне реальным и относительно несложным. Оставляя пока в стороне куда более важные проблемы нравственного и этического плана, обозначим некоторые направления собственно технического подхода к данной необычной задаче.

Достижения современных средств телевидения, видеозаписи, неограниченного хранения и видеовоспроизведения практически любых изображений, а также возможности голографического (объемного и цветного) отображения образов самого различного вида, делают технически возможной получение качественных видеосюжетов (разумеется, с соответствующим звуковым сопровождением) с участием любого человека, заинтересованного в сохранении для будущего своего зрительного образа.Это могут быть портреты разных лет, фрагменты наиболее важных выступлений, изображения в кругу семьи, за любимой работой, на отдыхе и т. п.

Понятно, что речь не идет о сплошной хронологии прожитой жизни, а лишь о сравнительно небольшом числе ее наиболее существенных фрагментов, поддающихся специальной, конечно же, объективной и честной режиссуре и требующих известного операторского мастерства. Но так или иначе, вопрос об увековечивании образа,динамичного ("живого") изображения любого человекане представляется сколько-нибудь технически сложным. Что же касается объемов памяти подобных изображений, то и эта проблема ( даже при условии непрерывного увеличения числа таких изображений на уровне многих миллиардов) не составляет неразрешимой задачи для компьютерных средств хранения видеоизображений, которые уже сейчас получают все более широкое распространение.

Сравним такой живой, динамичный, а главное, вечный образсо стертыми временем фотографиями на миллионах и миллионах памятников ушедшим от нас людям и зададимся напрашивающимся вопросом: "Если уходящему человеку, его родным и близким, его друзьям и коллегам, наконец, его потомкам небезразличназрительная память о нем, то почему бы не способствовать организации такой памяти, но на неизмеримо более высоком уровне, чем сейчас, и не предоставить возможность в любоевремя вызвать этот образиз небытия?"

В чем здесь можно усмотреть нарушение хотя бы каких-то норм нравственности, этики и морали?

Но зрительный образ, естественно, - всего лишь внешняя "оболочка" человека. Наверное, со временем его значимость для характеристики собственно духовных качествличности будет снижаться, окажется не столь уж важной... Хотя представим себе, насколько заманчиво было бы хранить в памяти благодарного человечества образы действительно великих людей прошлого, насколько больше они бы могли рассказать о

себе людям по сравнению с пожелтевшими фотографиями и кинопленками (да и то появившимися по историческим меркам совсем недавно), не говоря уже о столь популярных музеях примитивнейших восковых фигур или безжизненных скульптурных надгробиях...

Итак, вечное хранение образов всех без исключенияживших на Земле людей и, тем более, людей, поистине выдающихся, не составляет практически никаких принципиальных технических трудностей, а своеобразные "спиритические сеансы", связанные с мгновенным вызовом того или иного образа, становятся вполне реальными и даже, как будет показано ниже, могут приобрести не -только сугубо познавательный, но и эвристическийсмысл.

Все так, - вправе заметить читатель. Но причем здесь обещанное бессмертие Души... ?

Но что есть Душа человеческаяс сугубо информационной точки зрения? Может ли она быть представлена в виде некой информационной модели?

Принципиально, да. Может.

Ибо Душаесть квинтэссенция Духовного Мирачеловека, синтез характерных для данного человекакачеств личности, его ментальный эквивалент,его зашифрованное в информационно емких характеристиках неповторимое Я... Конечно, любая информационная модель всегда неизмеримо беднее оригинала. Она не может претендовать, но это и вряд ли столь важно, на отражение всехмногочисленных нюансов Духовного Мира личности. Но главное, наиболее существенное, наиболее значимое содержание, по крайней мере, результативной частидуховного опыта Человека, результаты Его творческой самореализации,несомненно, могут быть зафиксированы в индивидуальном информационном поле, информационном пространстве личности...89.

Наши рекомендации