Краткий очерк становления и развития специального образования в странах Европы и в России

История развития педагогических систем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую связана с социально-экономическим устройством государства. Каждый этап становления системы специального образования соотносится с конкретным периодом развития государства и общества, их отношением к лицам с отклонениями в развитии. История специального образования охватывает огромный отрезок времени, на протяжении которого развивалось, менялось отношение государства и общества к людям с физическими или психическими нарушениями.

В античном обществе таких людей, даже тех, кто принадлежал к привилегированным сословиям, нс считали гражданами. Они так же, как и простые люди, согласно закону составляли неполноценную ("непризнанные") часть общества, для которой в мир свободных граждан античных государств доступа нс было.

Средневековое законодательство, подобно римскому в античную эпоху, закрепляло бесправие лиц с нарушенным развитием. Первыми, кто проявил милосердие к таким людям, были церковные подвижники, организовавшие хосписы и приюты, в которых люди с нарушением слуха, зрения могли иногда получать кров и пищу. Однако к XII в. в Европе были созданы первые немонастырские приюты, больницы, специальные заведения для ослепших воинов, лепрозории. Таким образом, постепенно структура призрения лиц с нарушенным развитием и лечебной помощи им входила в круг деятельности государства.

В России становление специальной помощи людям с выраженными отклонениями началось в X в. во времена христианизации Руси и завершилось к XVIII в., когда в связи с указом Петра I, запрещавшим убивать детей с выраженными дефектами, повсеместно начали открывать приюты и госпитали для оказания помощи нищим и убогим. И если в Европе был длительный период агрессии и нетерпимости к людям с врожденными дефектами, то в России, начиная с Киевской Руси, отношение к ним было терпимым, сострадательным, а с принятием православия Россия начала перенимать европейский опыт монастырской благотворительности, которая возникла позже, чем в Европе, – только к XI в. Становление светской системы призрения началось в период реформирования России, предпринятого Петром I.

К концу XVIII в. церковная и светская благотворительность приобрела большое количество сторонников. Первое специальное учебное заведение в России (опытное училище для глухонемых) было открыто 14 сентября 1806 г. в Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, который через год, в 1807 г. создал первую школу для слепых детей, утвержденную Александром I. Открытие спецшкол в России было следствием знакомства русских императоров с западноевропейским опытом обучения и воспитания лиц с психическими и физическими нарушениями, а также стремлением перенести этот опыт в Россию силами приглашенных учителей из Европы. Россия в готовом виде заимствовала европейскую модель специального учреждения, минуя период собственного накопления индивидуального опыта обучения детей с нарушенным развитием. Однако нововведения не сразу были поняты и приняты населением страны, прошло немало времени, прежде чем наиболее прогрессивная часть дворянства и купечества сумела перейти от традиционно российского нищелюбия и сострадания к больным и убогим к деятельностной благотворительности. Такому положению способствовало зачаточное состояние отечественной науки, медицины и образования, которое было не только не в состоянии помочь, но и препятствовало попыткам организовать индивидуальное обучение детей с нарушениями. Таким образом, при внедрении европейской модели специальной школы в России отсутствовали социокультурные основы для целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями. Это было связано с тем, что в XVIII–XIX вв. в России еще не была осознана роль образования в жизни человека.

С конца XIX до начала XX в. меняется отношение к лицам с умственными и физическими недостатками, все более осознается не только возможность обучения, но и право на образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Если в начале XIX в. в Европе и России открылись первые специальные учебные заведения, то в начале XX столетия в Европе были приняты законодательные акты об обязательном начальном образовании. Изменения в общественном сознании были подготовлены идеями великих мыслителей Просвещения, воплотившихся в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Происходит становление специального образования в тех европейских странах, где были приняты нормативные акты о введении специального образования.

В России, как и в европейских странах, развивались три направления помощи детям с отклонениями в развитии: благотворительное (приюты, дома призрения), лечебнопедагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад). Введение законодательных актов о всеобщем обязательном начальном образовании повлекло за собой создание сети учреждений для умственно отсталых детей и взрослых, которых до этого не обучали.

В России к началу XX в. создается значительное количество специальных образовательных учреждений, но система специального образования остается не оформленной из-за глубокого экономического кризиса и разрухи вследствие революций и Гражданской войны. Оформление системы специального образования произошло только в конце 1920-х гг., когда государство впервые сформулировало в документах цели специального образования (подготовка к общественно полезной трудовой деятельности) и ввело жесткие правила комплектования специальных учебных заведений. В отличие от формирования специального образования на Западе, в России система специального образования создавалась в рамках государства диктатуры пролетариата, вне контекста развития гражданских прав и свобод человека, вне диалога с общественными движениями, при запрещении благотворительной деятельности, с указанием единственного источника финансирования – государственного бюджета. Специфика социокультурных основ становления государственной системы специального образования в России обусловила в дальнейшем непревзойденные достижения советских учитслей-дефектологов и закрытость самой системы специального образования.

После Второй мировой войны мир по-новому стал смотреть на различия между людьми, а права человека были признаны главными ценностями. Принятая ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека закрепила новое миропонимание. На волне экономического подъема 1950– 1970-х гг. в странах Западной Европы специальной школе уделяется огромное внимание: совершенствуются механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии; меняется и уточняется классификация детей, нуждающихся в специальном обучении; возрастает количество типов спецшкол; расширяются возрастные рамки оказания специальной помощи через создание дошкольных и постшкольных учреждений; совершенствуются законодательные основы специального образования.

В 1950 г. количество специальных образовательных учреждений в России достигло довоенного уровня. В постановлении Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) "О всеобуче" не содержалось отдельной статьи, касающейся организации обучения детей с физическими и психическими отклонениями. Не был введен специализированный стандарт для учащихся с нарушениями. Для всех без исключения учащихся устанавливался единый образовательный ценз, т.е. дети в спецшколах должны были усвоить при помощи специальных средств обучения и в другие сроки все то, что предусматривал государственный стандарт для нормально развивающихся учеников. Именно государственный закон обусловил интенсивную разработку основ дефектологии, решение задач, направленных на создание специальных педагогических технологий, совершенствование системы специального образования.

С конца 1970-х – начала 1980-х гг. в массовых школах начали открываться специальные школы для детей с задержкой психического развития, были созданы дошкольные и постшкольные учебные учреждения, открывались специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и вузах, но в стране отсутствовал закон, гарантирующий право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей, имела место неукомплектованность специальных образовательных учреждений специалистами- дефектологами. В 1997 г. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", а также письмом Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов" была закреплена действующая и ныне система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В это же время стали открываться специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, для хронически болеющих и ослабленных детей.

Наши рекомендации