Тема 6.3. Воспитательное пространство образовательного учреждения

Основные понятия: среда, социокультурная среда, воспитательная среда, социальное партнерство, детский коллектив, семья.

Содержание. Социокультурная среда воспитания. Семья как фактор и институт воспитания. Воспитательный коллектив и его роль в развитии и воспитании личности. Детское движение. Современные детско-юношеские организации. Социальное партнерство образовательного учреждения с общественными, культурными, неформальными детскими объединениями в реализации задач воспитания личности.

Тема 6.4. Самовоспитание личности

Основные понятия: самовоспитание, саморазвитие, личность

Содержание.Воспитание как процесс саморазвития личности. Сущность и содержание самовоспитания. Психологические предпосылки самовоспитания. Условия самовоспитания. Методы самовоспитания. Педагогическое управление и содействие самовоспитанию личности.

Содержание семинарских и практических занятий

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Занятие 1.

Тема: Педагогическое общение

Понятия:педагогическое общение, стиль педагогического общения, индивидуальный стиль педагогического общения, технология педагогического общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимают под педагогическим общением разные авторы? В чём сходство и отличия их позиций?

2. Какие функции реализует педагогическое общение? Как они связаны с задачами педагогической деятельности?

3. Что понимается под технологией педагогического общения? Раскройте стадии, этапы педагогического общения, сущность коммуникативной задачи.

4. В чем состоит сущность стиля общения, стиля педагогического общения? Какова его роль в эффективности педагогического процесса?

Задания:

1. Раскройте различные подходы к типологии стилей педагогического общения. В чём их сходство и отличия?

2. Укажите критерии (основания), определяющие классификации стилей общения.

3. Дайте содержательную характеристику стилей педагогического общения, описанных разными авторами.

4. Составьте карту–конспект «Стили педагогического общения».

Вопросы В.А. Кан-Калик Н.Н. Тарасевич Е.А. Панько А.Г. Исмагилова
Понятие «педагогическое общение»        
Понятие «стиль педагогического общения»        
Характеристики стиля педагогического общения        

Базовый учебник:

1. Шапошникова И.Г. Общение как основа педагогической деятельности / Введение в педагогическую деятельность: уч. пос для студ. высш. уч заведений, А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев и др./ И.Г. Шапошникова – М.: Академия, 2000. - Гл 3. - С. 83-105.

Список источников и литературы

Обязательные:

1. Исмагилова А. Г. Психология стиля педагогического общения./ А.Г. Исмагилова. – Пермь, 2003.

2. Кан – Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Кан-Калик –М., 1987.

Дополнительно рекомендуемые:

3. Маркова А. К. Педагогическое общение учителя.//Психология труда учителя, А.К. Маркова - М, 1993.

Контрольные вопросы:

1. Какими качествами должен обладать педагог для эффективного осуществления педагогического общения?

2. Можно и нужно ли избегать в педагогическом общении конфликтных ситуациях? Каковы способы предупреждения учителем таких ситуаций?

3. Возможно ли сочетание разных стилей педагогического общения в педагогической деятельности учителя?

Раздел 2. История педагогики

Занятие 2.

Тема: Я.А. Коменский как основоположник классической педагогики

Понятия:дидактика, дидактический принцип, природосообразность и универсальность образования, классно-урочная система, материнская школа.

Вопросы для обсуждения:

1.Как Я.А. Коменский аргументирует необходимость всеобщего и универсального образования подрастающего поколения? На чем основывается предлагаемая автором система школ?

2.В чем заключается «искусство обучения», характеризуемое Я.А. Коменским?

3.Каким образом Я.А. Коменский обосновывает необходимость введения в школе классно-урочной системы?

4. Как Я.А. Коменский характеризует организацию и содержание образования детей в «материнской школе»? Что представляет собой «Мир чувственных вещей в картинках»?

Базовый учебник:

Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 8-21.

Наши рекомендации