Тюменский государственный нефтегазовый университет. Модернизация российской системы образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным

К ВОПРОСУ О СОГЛАСОВАННОСТИ ВУЗОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Модернизация российской системы образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным несовпадением российской модели с Болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса [1, с. 111].

В настоящее время в России на 10000 человек приходится 454 студента. Также необходимо отметить, что к началу 2011/2012 учебного года в Росси насчитывалось 634 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых обучалось 5 453,9 тыс. человек, и 446 негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых обучалось 1036,1 тыс. человек [6]. Это в целом способствовало формированию отечественного рыночного общества, что в свою очередь привело к тому, что ориентация на потребителя стала одним из ключевых принципов в организации образовательного процесса. Вузы сами должны соответствовать рыночным критериям, нормам, динамике. То есть необходимо постоянно отслеживать состояние удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений [3].

В недавнем прошлом в российской системе образования начали внедряться системы менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ISO 9000:2000, базирующиеся на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество образования. Это предполагает объективную необходимость трансформации устоявшихся в российской системе высшего образования субъектно-объектных отношений [1, с.112].

Мониторинг степени удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса позволяет лучше понять реальный процесс развития вузовской системы образования в России. А.С. Спасский приводит сложную трехуровневую структуру удовлетворенности студентов учебно-образовательной деятельностью: первый уровень - удовлетворенность социальным статусом; второй уровень – удовлетворенность выбранной профессией; третий уровень – удовлетворенность конкретной учебно-образовательной ситуацией.

Удовлетворенность учебой студента является одним из критериев, характеризующих образовательный процесс в высшей школе, и также во многом определяется содержанием этого процесса, его программными требованиями, материальной базой, направлением и другими факторами.

Во многих российских вузах в основе разработки системы качества образовательного процесса используется социологический мониторинг студенческой жизни. Целью проведения мониторинга является обеспечение руководства вуза информацией обо всех аспектах студенческой жизни, а также сбор предложений и замечаний по совершенствованию образовательного процесса.

Мониторинг степени профессионализма выпускников, основой которого является качество образовательного процесса, стремится осуществить каждый университет. Для этого необходимо оценивать различные аспекты образовательного процесса, а именно при разработке анкеты для студентов учитывать не только вопросы, касающиеся учебного процесса, качества ППС, но и вопросы, касающиеся внеучебной деятельности студентов, их взаимоотношений с ППС, а также вопросы о степени удовлетворенности будущей профессией и соответствии уровня подготовки выпускника современным требованиям рынка труда.

Качество — категория системная. Рассматривая качество с точки зрения его сущности как целого, которое состоит из частностей, совокупность этих частностей вузы трактуют по-разному, поэтому целью настоящего исследования стало выявление согласованности вузов в представлении понятия «качество образовательного процесса».

Предмет исследования – категория «качество образовательного процесса» в системе мониторинга удовлетворенности потребителей.

В Тюменском архитектурно-строительном университете (ТюмГАСУ) при оценке степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образовательного процесса рассматриваются такие элементы образовательного процесса как: содержание дисциплин и методики обучения, обеспечение учебного процесса, профессионализм преподавателей выпускающей кафедры, содержание образования, кадровый потенциал вуза, внеучебная работа со студентами и организация производственной практики [2].

В Московском гуманитарном университете при изучении качества образовательного процесса с позиций непосредственных потребителей этих услуг, сочли целесообразным оценивать: процесс обучения в оценке студентов; организацию и проведение внеучебной деятельности в общественном мнении студентов; мнение студентов об их перспективах на рынке труда; социальную активность студентов в их общественном мнении [5].

Специалисты Сибирского университета потребительской кооперации также отслеживают оценочные мнения студентов относительно условий обучения, качества образовательного процесса в целом и качества результатов обучения [3].

В Бийском педагогическом государственном университете при изучении оценочных мнений студентов о качестве образовательных услуг, предоставляемых университетом, качество трактовалось как совокупность частностей: организация процесса образования в целом; уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, умение преподавателя заинтересовать своей дисциплиной, а также отношение преподавателей к студентам; условия для личностного развития будущего выпускника; научно-исследовательскую работу студентов; профессионализм выпускников и т.д. [4].

Качество в представлении Московской гуманитарной академии (МГСА) – совокупность качества педагогического персонала; качества программ и средств обучения; качества абитуриентов и студентов; качества инфраструктуры; качества нравственно-психологической атмосферы; качества отношений с внешней социальной средой; качества управления вузом как единым целым и его частями [7].

Систематизация трактовок качества этими вузами представлена в таблице и на рисунке.

Таблица 1

Наши рекомендации