Приложение 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
Приложение 2. ДИАГНОСТИКА ОВЛАДЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМИ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.......................................................
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ....................................................
v
274 ВВЕДЕНИЕ
274 276 279 282 284 285 .
286 .:?>
286 Для успешной организации учебно-воспдтательного процесса необходимо знать
287 анатомо-физиологические особенности детского организма, поэтому курс «Воз-294 растная анатомия и физиология» является обязательной дисциплиной для сту-303 дентов педагогических вузов всех специальностей, а курс «Возрастная физиоло-305 гия и психофизиология» — для специальности «Профессиональное обучение».
Цель учебного пособия «Возрастная анатомия, физиология и школьная гиги-ЗЮ ена» _ формирование целостного научного-представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой. -'.
334 Основными задачами учебного пособия являются:
■ формирование представлений о закономерностях роста и развития детского 338 ■ организма;
■ изучение возрастных особенностей функционирования сенсорных, мотор-, ._ ных и висцеральных систем организма детей и подростков;
■ формирование представлений о регуляторных системах организма, развитии
345 нервной системы и желез внутренней секреции, о возрастных аспектах ре
продуктивной функции человека;
■ изучение анатомо-физиологических особенностей мозга и психофизиологических аспектов поведения ребенка в разные возрастные периоды;
■ формирование представлений о типологических и индивидуальных особенностях соматической конституции и высшей нервной деятельности (ВНД) детей;
" освоение основных гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
По окончании изучения курсов «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная физиология и психофизиология» студенты должны:
■ владеть основными понятиями возрастной анатомии и физиологии;
■ знать основные закономерности онтогенеза;
■ иметь представление о сенситивных периодах в развитии детского организма и учитывать их при организации работы с детьми и подростками;
■ знать физиологические основы психической деятельности человека и иметь
представление об основных этапах формирования ВНД детей и подростков;
" учитывать при организации учебно-воспитательного процесса возрастные особенности нервной системы и желез внутренней секреции;
■ знать основные принципы гигиены всех функциональных систем организма.
Методология курса основывается на законах диалектики, естественнонаучных
принципах и системном подходе, что позволяет рассматривать организм как це
лостную, развивающуюся систему.
Все главы учебного пособия заканчиваются контрольными вопросами, ответы на которые заключаются в простом воспроизводстве прочитанного материала.
Книга содержит тестовые задания для проверки и самопроверки усвоенного материала. В конце книги приведен словарь терминов и определений.
Глава 1
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА
Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивидуального развития организма.
Онтогенез человека осуществляется в :соответствии со следующими законо
мерностями. "^
Целостность и фазность (этапность) онтогенеза — объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация).
Непрерывность и неравномерность роста и развития — рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.
Гетерохронность роста и развития — разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).
Гетеросенситивность — различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.
Нарастающая гетерогенность — усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.
Дифференциация — по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма.
Экономизация функций — уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций.
Биологическая надежность организма — свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обес-
печивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.
Адаптивность — согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям.
Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе — при действии внешних факторов показатели гомеостаза* изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте.