Воспитание как целенаправленный процесс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

П Р О Г Р А М М А

ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Для поступающих в 2014 году

На направления подготовки

44.03.02 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» по образовательной программе
«Психология и социальная педагогика»

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
по образовательной программе «Логопедия»

На базе профессионального образования

Армавир

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Собеседование по педагогике проводится с абитуриентами, имеющими профессиональное образование. Программа ориентирована на полученные профессиональные знания. От абитуриента при ответе на поставленный вопрос требуется раскрытие его основных аспектов, умение ориентироваться в педагогической терминологии.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Общие основы педагогики

Педагогика как наука

Понятийный аппарат:воспитание, обучение, образование.

Педагогика как наука о воспитании. Воспитание как общественное явление. Предмет педагогики и ее задачи, функции педагогической науки. Личностно ориентированная педагогика. Связь педагогики с другими науками. Методы педагогического исследования. Видные деятели педагогики: Я.А.Коменский, Жан-Жак Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег и др. Разработка научной педагогической теории в России (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

Гуманистические основы современной педагогики

Понятийный аппарат:гуманизм, гуманизация, гуманитаризация, личностный подход в воспитании.

Сущность гуманизма и процесса гуманизации. Особенности применения гуманистический идей в современной педагогике. Педагогика сотрудничества, ее основные положения. Педагоги - новаторы и их роль в разработке педагогической теории (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.).

Целеполагание в педагогике

Понятийный аппарат:цель воспитания и обучения, общепедагогические цели, конкретные педагогические цели, целеполагание.

Общее понятие о педагогических целях. Значение целей для педагогической теория и практики. Иерархия целей в педагогике. Особенности целеполагания в современных условиях.

Личность как педагогическая категория, факторы, влияющие на ее развитие

Понятийный аппарат:человек, личность, индивидуальность, индивид, активность личности.

Понятие «развитие личности». Факторы, влияющие на формирование личности. Роль наследственности в развитии человека. Роль среды и воспитания в формировании личности. Собственно преобразующая деятельность личности как условие ее развития. Теории развития личности.

Целостный педагогический процесс

Понятийный аппарат:педагогический процесс, ребенок как объект и субъект педагогического процесса, особенность педагогического процесса, воспитание и обучение, структура целостного педагогического процесса.

Понятие о педагогическом процессе и его целостности. Общность и специфика обучения и воспитания. Структура учебно-воспитательного процесса. Педагогическое руководство и условия эффективности целостного педагогического процесса.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Теория воспитания

Воспитание как целенаправленный процесс

Понятийный аппарат:сущность, процесс воспитания, движущие силы воспитания, воспитанность, принципы воспитания, самовоспитание и перевоспитание, современные концепции воспитания.

Сущность процесса воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Принципы воспитания. Связи воспитания с жизнью, социокультурной средой комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса, принципы гуманизма, уважения личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.

Эстетическое воспитание

Понятие об эстетическом воспитании, формирование эстетической культуры как цель эстетического воспитания. Составляющие эстетической культуры: эстетическое воспитание, эстетические чувства, «эстетические потребности, эстетические вкусы и идеалы. Средства эстетического воспитания. Показатели эстетической воспитанности младших школьников.

Наши рекомендации