У педагогическихи научно-педагогических работников? 6 страница
зано в ч.І ст. 147і КЗоТ. Компетенция такого органа определена в учредительных документах предприятия. Им, как правило, является руководитель предприятия, учреждения, организации.
На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут налагаться также вышестоящими органами по отношению к органам, указанным выше (ч. IIст.1471). Например, в соответствии сп. 19 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта вышестоящий руководитель может полностью реализовать дисциплинарные права, которые принадлежат нижестоящему руководителю.
Особый порядок установлен для увольнения работников, которые занимают выборные должности. Их увольнение может быть произведено только по решению органа, их избравшего, и лишь по основаниям, предусмотренным законодательством (ч. IIIст. 1471). Это означает, что для увольнения выборного работника одной инициативы избравшего его органа недостаточно, необходимо иметь основание для его увольнения. Нельзя, например, «освободить от занимаемой должности» руководителя профсоюзной организации или объединения профсоюзов даже по решению общего собрания (конференции, пленума, съезда) на том основании, что он «не справляется с возложенными на него обязанностями», «не оправдал доверия», «за безынициативность». Таких формулировок оснований расторжения трудового договора действующее законодательство не содержит, а для выборного работника руководство общественной или другой организацией, избравшей его, является не только правом, но и трудовой обязанностью. Он состоит в трудовых отношениях сэтой организацией, на него в полной мере распространяется трудовое законодательство, в том числе и в отношении оснований прекращения трудового договора. Если он «не справляется», то следует выяснить причины, по которым выборный работник не может выполнять возложенные обязанности, и конкретные факты, дающие основания для таких выводов. Если в их основе лежит виновное противоправное поведение, тогда есть основания для применения к нему дисциплинарного взыскания в общем порядке, в том числе и увольнения по п.З ст.40 КЗоТ.
=> Какие сроки установлены для наложения дисциплинарного взыскания?
Сроки для наложения дисциплинарных взысканий в порядке общей дисциплинарной ответственности установлены в ст. 148КЗоТ. Дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения,
не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождением его в отпуске. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Специальными нормативными актами установлены и другие сроки применения дисциплинарных взысканий. Так, в соответствии со ст. 12Дисциплинарного устава прокуратуры Украины дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее одного года со дня его совершения. Такой же срок установлен в ст.43 Закона «О Высшем совете юстиции» от 15.01.1998 г.
Всрок, в течение которого применяется дисциплинарное взыскание, не включается время производства по уголовному делу (п. 18 Положения о дисциплине работников горных предприятий от 13.03.2002 г.).
При увольнении по пунктам 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п.1 ст.41 КЗоТ следует иметь в виду разъяснение Пленума Верховного Суда Украины о необходимости соблюдения сроков применения дисциплинарного взыскания (п.22Постановления № 9 Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.1992г. «О практике рассмотрения судами трудовых споров»).
=> Какой порядок применения дисциплинарных взысканий установлен законодательством?
Общий порядок применения дисциплинарных взысканий изложен в ст. 149КЗоТ. До применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен затребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения, говорится в ч.І данной статьи. Эта обязанность относится к собственнику, а не работнику, нарушившему трудовую дисциплину, поэтому он вправе не давать объяснения вообще или может ограничиться устным объяснением. Отказ от дачи объяснения не препятствует применению дисциплинарного взыскания, однако в судебной практике выработано правило, в соответствии с которым собственник обязан представить доказательства того, что он требовал объяснения от нарушителя. Чаще всего таким доказательством является акт, составленный в произвольной форме свидетелями, в присутствии которых собственник затребовал объяснения, а работник отказался их давать.
Отдельными нормативными актами, устанавливающими специальную дисциплинарную ответственность, установлен более сложный порядок применения дисциплинарных взысканий. Например, в соответствии со ст. 11 Дисциплинарного устава прокуратуры прокурор, выносящий решение о применении дисциплинарного взыскания, обязан лично выяснить обстоятельства проступка и по-
лучить письменные объяснения от совершившего его лица, а в случае необходимости назначить служебную проверку. Специальный порядок применения взысканий, получивший название дисциплинарного производства, еще более сложен. Так, в ст.39 Закона «О Высшем совете юстиции» предусмотрены 4 стадии дисциплинарного производства: проверка данных о дисциплинарном проступке, открытие дисциплинарного производства, рассмотрение дисциплинарного дела, принятие решения. Порядок реализации каждой из стадий изложен в ст.ст.40-42 данного Закона.
В соответствии с ч. II ст. 149 КЗоТ за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Поэтому нельзя, например, за прогул работнику объявить выговор и уволить по п.4 ст.40 КЗоТ. Или нельзя судье объявить выговор и одновременно понизить квалификационный класс, либо уволить (ст.32 Закона «О статусе судей»). Вместе с тем к работнику за один дисциплинарный проступок могут одновременно применяться одно дисциплинарное взыскание и иные меры воздействия, установленные локальными актами (например, лишение премии по итогам работы за период, в котором работник совершил дисциплинарный проступок). Верховный Суд Украины высказывается за то, что не противоречит законодательству и одновременное увольнение по двум и более основаниям, предусмотренным законодательством о труде, если каждое из них является достаточным (например, по п.З ст.40 и п.2 ст.41 КЗоТ1). Еще в одном случае Верховный Суд, публикуя материалы дела, рассмотренного Николаевским областным судом, не опровергает его позицию, по которой увольнение по двум основаниям одновременно, являющимся самостоятельными дисциплинарными взысканиями (п.4 и п. 7 ст.40 КЗоТ), не признается противоречащим законодательству2.
Хотя выбор у руководителя и невелик, все же частью IIIст.149предусмотрена его обязанность при избрании вида взыскания учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предшествующую работу работника. Поскольку увольнение с работы является крайней мерой дисциплинарного взыскания, решение о нем должно приниматься со всей ответственностью, с учетом всех указанных обстоятельств. На это обращается внимание в п.22 Постановления № 9 Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.1992 г.
При применении дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган не должны унижать личное достоинст-
1 Постанови Пленуму Верховного Суду України (1995-1998). Правові
позиції щодо розгляду судами окремих категорій цивільних справ /Відп.
ред. П.І. Шевчук.— К.: Юрінком Інтер.— 1998.— С.203.
2 Практика судів України в цивільних справах//Бюлетень законодавст
ва і юридичної практики України, 1995.— №3.— С.20.
во работника (п. 16 Положения о дисциплине работников горных предприятий от 13.03.2002 г.).
Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку (ч. IV ст. 149). Как юридический факт, с которым нормы права связывают правовые последствия, дисциплинарное взыскание должно быть надлежащим образом зафиксировано. Таким способом фиксации является приказ (или распоряжение) о наложении дисциплинарного взыскания, который должен быть доведен до сведения работника под расписку. Последнее обстоятельство особенно важно, например, при увольнении по п.З ст.40 КЗоТ за систематическое неисполнение обязанностей без уважительных причин. Если работник совершит дисциплинарный проступок впервые и получит за это взыскание в виде выговора, о чем его письменно поставят в известность, то повторное нарушение дисциплины труда может расцениваться как подтверждение нежелания работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, устойчивое стремление игнорировать порядок в организации. Работник может отказаться от подписи под приказом о наложении взыскания, и такой отказ должен быть оформлен соответствующим актом.
=> В каком порядке можно обжаловать наложение дисциплинарного взыскания?
Наложенное на работника дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров, сказано в ст. 150 КЗоТ. Такой порядок предусмотрен в гл. XV КЗоТ, и он состоит в возможности работника обжаловать наложенное дисциплинарное взыскание как в комиссию по трудовым спорам, так и непосредственно в суд. Хотя в ч.І ст.224 КЗоТ сказано, что комиссии по трудовым спорам являются обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением тех, которые рассматриваются непосредственно в суде, это правило не может быть препятствием для обжалования в суд не только увольнения, но и выговора. Основанием для такого вывода является конституционное положение о том, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, юрисдикция которых распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124 Конституции). Суд не вправе отказать лицу в приеме искового заявления или жалобы на том основании, что ее требования могут быть рассмотрены в предусмотренном законом досудебном порядке (п.8 Постановления № 9 Пленума Верховного Суда Украины от 01.11.1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»).
Не может являться основанием для отказа в принятии искового заявления или жалобы о наложении дисциплинарного взыскания и положение ст.222 КЗоТ, в соответствии с которой особенности рассмотрения трудовых споров судей, прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и иных учреждений прокуратуры, имеющих классные чины, устанавливаются законодательством. В абзаце втором п. 8 названного постановления Пленума Верховного Суда указано, что статьей 55 Конституции каждому человеку гарантировано право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных и служебных лиц, а потому суд не должен отказывать лицу в приеме или рассмотрении жалобы по основаниям, предусмотренным законом, который это право ограничивает.
Решением Конституционного Суда Украины от 22.06.2004 г. признано неконституционным положение части 2 статьи 16 Дисциплинарного устава Прокуратуры Украины, в соответствии с которой решение Президента Украины и Генерального прокурора Украины о лишении классного чина, приказ Генерального прокурора Украины о применении одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных пунктами 5 и 6 ст. 9 Устава, или отказ о восстановлении на работе прокурорско-следственных работников, уволенных прокурорами АР Крым, областей, города Киева и приравненных к ним прокурорами, могут быть обжалованы в Верховный Суд Украины. Это означает, что указанные лица могут обращаться с заявлениями не только в Верховный Суд, но и в местные суды.
<=> В каком порядке снимается дисциплинарное взыскание?
В соответствии со ст. 151 КЗоТ работник считается не имевшим дисциплинарного взыскания, если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Кроме такого автоматического прекращения действия дисциплинарного взыскания по истечении одного года (которое можно назвать скорее погашением, чем снятием взыскания), в части II ст. 151 предусмотрена возможность досрочного, до истечения одного года, снятия взыскания. Правом досрочного снятия взыскания пользуется лицо или орган, которому законодательными актами или учредительными документами предоставлено право приема на работу и наложения дисциплинарного взыскания.
В период срока действия дисциплинарного взыскания (один год) работник находится под воздействием его неблагоприятных последствий. Одно из них указано в части IIIстатьи 151: в течение
срока действия взыскания меры поощрения к работнику не применяются.
=> Могут ли за нарушение трудовой дисциплины применяться меры общественного воздействия?
Одним из распространенных в недавнем прошлом средств воздействия на нарушителей трудовой дисциплины считались меры общественного воздействия. Среди них были предусмотренные уставами общественных организаций (партии, комсомола и профсоюзов) общественные взыскания за нарушения трудовой дисциплины, применявшиеся по решению выборного органа соответствующей общественной организации, и меры воздействия, которые не имели правовых последствий (обсуждение на собрании, критические публикации в многотиражной или стенной печати и т.д.).
В действующем трудовом законодательстве меры общественного воздействия как средство дисциплинарного воздействия не предусмотрены. Нет их и ни в одном из известных уставов или положений, регулирующих деятельность общественных организаций. Вместе стем, в соответствии со ст.152 КЗоТ, собственник или уполномоченный им орган имеет право вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Трудовой коллектив не является общественной организацией, но он вправе применять к нарушителю трудовой дисциплины меры общественного взыскания, предусмотренные ст.9 Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17.06.1983 г.: товарищеское замечание, общественный выговор. Их правовое значение проявляется в том, что они учитываются как наложенные взыскания при увольнении работника за систематическое неисполнение обязанностей по п.З ст.40 КЗоТ наравне с дисциплинарными взысканиями. При повторном нарушении трудовых обязанностей в течение одного года со дня применения трудовым коллективом указанных общественных взысканий работник может быть уволен по п.З ст.40 КзоТ.
Глава 10. Охрана труда
Конституция Украины закрепила право граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Основным объектом правовой защиты является человек как высшая социальная ценность, его права и свободы, гарантии их реализации.
Охрана здоровья — одно из приоритетных направлений государственной деятельности. Государство использует мировой опыт организации работы по улучшению условий и безопасности труда.
14 октября 1992 г. Верховный Совет Украины принял Закон «Об охране труда», который регулирует отношения между собственником предприятия, учреждения и организации (или уполномоченным им органом) и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды. Закон установил единый порядок организации охраны труда в Украине.
В связи с принятием 23 сентября 1999 г. Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» в этот Закон были внесены существенные изменения и он действует в новой редакции от 21 ноября 2002 г.1
19 ноября 1992 г. Верховный Совет Украины принял «Основы законодательства Украины об охране здоровья»2, в которых также предусмотрено, что каждый человек имеет право на охрану здоровья.
Новые законы об охране труда и здоровья установили полную ответственность собственника за создание безопасных и безвредных условий труда. Новое законодательство обязало владельцев предприятий возмещать работникам не только материальный, но и моральный ущерб, причиненный им увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Возмещение его возможно даже без утраты потерпевшим трудоспособности. Под моральным ущербом потерпевшего подразумеваются страдания, нанесенные работнику вследствие физического или психического воздействия и приведшие к ухудшению или лишению возможности реализации им своих привычек и желаний, ухудшению отношений с окружающими людьми, другим негативным последствиям морального характера.
К участию в решении вопросов охраны труда государство привлекает профсоюзы: 8 статей Закона «Об охране труда» подчеркивают право профсоюзов участвовать в разнообразных формах при осуществлении мероприятий по охране труда. Этим законом на профсоюзы возложено осуществление более десяти функций в вопросах охраны труда.
Их участие необходимо, ибо травматизм на предприятиях Украины — распространенное явление. Уровень инвалидности среди работающих довольно высокий. Ежегодно признаются инвалидами по причинам заболеваний и травм сотни тысяч человек.
1 Ведомости Верховного Совета Украины.— 2002.— № 2.— Ст. 10.
2 Основы законодательства Украины об охране здоровья от 19 нояб.
1992 г. // Ведомости Верховного Совета Украины. — 1993. — № 4. —
Ст. 19.
Такая ситуация объясняется не только тяжелым финансовым состоянием предприятий, но и некомпетентностью персонала по охране труда, игнорированием требований по охране труда, незаинтересованностью работодателя в улучшении условий труда1.
Ежегодно в Украине гибнет до 75 тысяч граждан, в том числе на производстве свыше 1300 человек.2
Но за 10 месяцев 2003 г. количество погибших на производстве по сравнению с 2001 г. уменьшилось на 134 человека, а общий травматизм сократился на 3853 случая. Позитивная тенденция достигнута благодаря внедрению особого режима надзора за условиями труда, при котором на особо опасных предприятиях осуществляется ежедневный инспекторский надзор и не разрешается проведение работ с временными отступлениями от правил и норм безопасности.3
В «Концепции общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2006-2011 годы», одобренной Распоряжением Кабинета Министров Украины от 11 мая 2006 г. № 269-р., отмечается, что в Украине уровень риска гибели и травмирования работников на производстве в расчете на 100 тыс. работающих в сравнении с Великобританией выше в 8,5 раз, Японией — в 3 раза, Германией — в 2 раза.4
Ежегодно на производстве выявляются профессиональные заболевания в среднем у 6-6,5 тыс. человек, травмируется около 20-25 тыс., из которых почти 1-1,5 тыс со смертельным исходом.
Учитывая изложенное, государственные органы, предприятия, трудовые коллективы, профсоюзы должны принимать все меры по тщательному выполнению требований нормативных актов по охране труда.
Большую роль в разъяснении и пропаганде правил по охране труда играет журнал Украины «Охрана труда».
Действие Закона «Об охране труда» распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности, на всех работающих граждан, атакже привлеченных к труду на этих предприятиях. Следовательно, все правила по охране труда, изложенные в нем, обязательны и для предприятий негосударственного сектора.
1 Головко МЛ., Пастухов В.П. Зайнятість населення України.— К.:
1998.—С. 198.
2 Урядовий кур'єр.— 2004.— № 191, жовтень.
*Голос України, 14 листопада 2002 p., № 212.
*Офіційний вісник України, 2006, № 20, ст. 1490.
=> Что следует понимать под охраной труда?
В юридической литературе понятие «охрана труда» употребляется в широком и узком смыслах. В широком значении этот термин применяется для обозначения всей совокупности норм трудового права, направленных на всестороннюю охрану трудовых прав граждан, т.е. права на труд и его оплату, на отдых, социальное обеспечение и т.д. На основе такого понимания охраны труда ученые сформулировали принцип охраны труда как один из основных принципов трудового права. Действительно, оно сформировалось как право охраны труда и по существу остается таким. Надо думать, что дальнейшее повышение его роли будет связано именно с усилением охраны труда, т.е. охраны жизни работника на производстве, его здоровья, физических и моральных сил. Такие ученые, как А.Е. Пашерстник, Н.Г. Александров, Я.Л. Киселев, А.С. Крас-нопольский, А. А. Абрамова, С.А. Голощапов под охраной труда понимали совокупность всех норм трудового права, так как все они установлены в интересах работников. С поддержкой понимания охраны труда в широком смысле выступил С.А. Иванов. По его мнению, в своей сущности трудовое право в юридическом аспекте является правом охраны труда в широком смысле1, и лишь В.И. Семен-ков — единственный исследователь, высказавшийся против понимания охраны труда в широком смысле.
Под охраной труда в узком смысле подразумевается совокупность правовых норм и правил, устанавливающих меры по созданию безопасных условий труда, предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также регулирующих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, который осуществляется государством при активном участии трудовых коллективов и профсоюзов.
Статья 1 Закона Украины «Об охране труда» определяет, что « охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических и лечебно-профилактических мер и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда».
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Вопросы возмещения ущерба работникам в случаях повреждения их здоровья решаются в соответствии с Законом Украины от 23 сентября 1999 г. «Об общеобязательном Государственном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»2.
1 Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое пра
во: Вопросы теории.— М.: Наука, 1978.— С. 12-14.
2 Урядовий кур'єр. Орієнтир, 17 листопада 1999 p., № 215.
Институт охраны труда в узком смысле включает правовые нормы, регулирующие:
организацию охраны труда на производстве;
осуществление мероприятий по индивидуальной защите от производственных травм и профессиональных заболеваний;
охрану труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов;
надзор и контроль за соблюдением норм по охране труда;
ответственность работников за нарушение норм по охране труда.
<=> Какие установлены гарантии прав работников на охрану труда?
При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен быть проинформирован владельцем под расписку об условиях труда на предприятии, наличии на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, и возможных последствиях их воздействия на здоровье, о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.
Запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому медицинским заключением противопоказана предложенная работа по состоянию здоровья.
К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора допускаются лица при наличии психофизиологической экспертизы.
Работник вправе отказаться от порученной работы, если сложилась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья или для окружающих его людей и окружающей среды. За период простоя по этим причинам (не по вине работника) за ним сохраняется средний заработок.
Работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если собственник или уполномоченный им орган не выполняет законодательство о труде, условия коллективного или трудового договора. В этом случае выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка.
Работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, собственник или уполномоченный им орган должен на срок, указанный в медицинском заключении, при необходимости установить сокращенный рабочий день и организовать проведение обучения работника по получению другой профессии в соответствии с законодательством.
На время приостановления эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора или службой охраны труда за работниками сохраняется место работы.
=> Как организована охрана труда на производстве?
Прежде чем предприятие начнет работать, оно должно получить разрешение на начало работы. Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003 года № 1631 утвержден Порядок выдачи разрешения Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами на начало работы.'Действие Положения распространяется на предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и видов их деятельности. Разрешение выдается при наличии положительных выводов органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, а в случае необходимости — органов надзора по ядерной и радиационной безопасности о готовности предприятия к работе. В случае начала работы нового предприятия без упомянутого разрешения собственник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
14 февраля 2001 г. Кабинет Министров Украины утвердил «Порядок выдачи органами Государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений», в котором предусмотрено, что такое разрешение необходимо получить для начала работы вновь созданных предприятий, ввода в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилищных и иных объектов, внедрения новых технологий, передачу в производство образцов новых машин, механизмов и т.п.2
Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда. С этой целью он создает на предприятии соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об обязанностях этих лиц, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение.
Так, на предприятии создается служба охраны труда. Типовое положение о ней утверждено Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда 3 августа 1993 г.
1 Урядовий кур'єр.— 2003.— 29 жовтня. — № 203.
2 Офіційний вісник України, 2001.— № 7.— Ст. 285.
На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда.
На предприятиях с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций этой службы могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам.
Специалисты этой службы имеют право:
выдавать руководителям структурных подразделений предприятий обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков;