Развитие психики человека.
Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А. Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло под влиянием изменяющихся условий существования. У живых организмов развилась нервная система, появилась способность отражать и биологически незначимые раздражители, имеющие сигнальное значение. Такая способность названа чувствительностью. Чувствительность – это элементарная форма психики. Организмы, которые обладают чувствительностью, находятся на первой стадии психического развития – стадии сенсорной психики. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно. Новая стадия развития животных названа стадией перцептивной психики. Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания.
Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется инстинктами. Инстинкты – врожденные формы реагирования на условия среды.
Период детства включает следующие стадии: 1) младенчество (от рождения до 1 года); 2) раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи; 3) дошкольный возраст (или «второе детство» – от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4) Младший школьный возраст (или «третье детство» – с 6 до 11–12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний. Ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста является игра, детей младшего школьного возраста – учебная деятельность (в ней происходит формирование произвольности, продуктивности и устойчивости познавательных процессов и т.д.), подростков – межличностное общение. Кризисы: Кризис первого года, 3 лет, 7 лет, подростковый (12–14 лет), кризис 17–18 лет. Кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17–18 лет относятся к малым кризисам. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека.
Сознание человека.
Физиологическое отражение – более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни. Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности. Подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но потом могут вернуться в него. Бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.
Сознание имеет сложное строение. По А. Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них – это чувственная ткань сознания. Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. Значения являются носителями знаний. В них зафиксированы способы обращения с предметами, людьми, социальными ситуациями. Смысл проявляется как пристрастность сознания. В нем выражается факт глубокой значимости тех событий и ситуаций, которые являются предметом сознательного психического отражения.
Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу – при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда. Первичным актом сознания является идентификация ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на ее место, подражать, уподобиться ей.
Внутреннее неосознаваемое состояние готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности называется установкой. Установка проявляется как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформированным образом.