Звонок на работу маме (папе)

Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточ­нить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Ход игры

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родите­лям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши роди­тели могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокой­ство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не поме­шает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспита­тель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Спасибо.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Что с бабушкой?

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику

Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

Ход игры

1. Беседа.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень груст­но, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Да. Здравствуйте.

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Что случилось?

— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Имя, фамилия девочки? Возраст?

— Ваш адрес?

— Наш адрес...

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

— Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонно­го разговора.

ИГРОВЫЕ ДИАЛОГИ

Диалоги воспитателя с ребенком

Цели. Учить детей придумывать диалоги между одушевленными и неодушевленными предметами; развивать воображение и логи­ческое мышление.

Материал. Предметные картинки (серая собачка, аквариум с голу­бой водой, пчела, красная рыбка, цыпленок, коричневые ключи, желтый замок, серый улей, девочка в голубом платье, коричневая курица, красная пирамидка, желтая конура в черную полоску), 6 полосок бумага.

Ход игры

Ребенку дается задание положить в каждый домик (полоску) по 2 картинки, которые больше всего подходят друг к другу. Попросить ребенка объяснить, почему он поместил вместе ту или иную пару.

— Почему ты собаку и конуру положил вместе?

Затем предложить детям разложить по 2 одинаково раскрашенные картинки.

— Зайдем в этот домик. Давай послушаем, как курочка и ключи
знакомятся. Воспитатель по очереди берет в руки картинки и озву­чивает диалог:

—Здравствуй, курочка. Нас зовут ключи. Хотелось бы познако­миться с тобой.

—Здравствуйте, ключи. Меня зовут Шоколадная Курочка.

—Очень приятно. А что ты умеешь делать?

—Я умею кудахтать и яички нести. А вы, ключи, что умеете?

—Мы умеем двери запирать и открывать. А еще мы умеем брен­чать, падать и теряться.

Затем воспитатель предлагает: «Давай я буду курочкой, а ты клю­чами». Он вступает в разговор, ребенок может повторять прослу­шанные реплики и импровизировать. Так же обыгрываются другие картинки.

Интервью о родном городе

(Ролевой диалог)

Цели. Учить детей вести диалог с использованием различных диа­логических реплик; закреплять знания о родном городе.

Материал. Картинки с достопримечательностями родного города.

Ход игры

Выбираются журналист, который будет брать интервью, и житель города (эксперт). Журналист берет картинку с каким-нибудь видом города и ведет разговор об этом.

Первоначально воспитатель может дать образец ведения интер­вью. Он от лица журналиста обращается к эксперту:

—Назовите себя, пожалуйста.

—Вы давно живете в городе (название)?

—Я слышала, что жители очень любят бывать в Доме техники
(гордятся своим театром).

—Расскажите о внешнем облике этого здания.

—Где расположен Дом техники?

—Я прочитала в газете, что в Доме техники выступают приезжаю­щие на гастроли артисты.

Воспитатель по возможности детализирует репортаж по каждой теме, побуждает рассказывать подробнее, задает уточняющие вопросы, высказывает предположения.

Примечание. Походу игры воспитатель стимулирует детей к исполь­зованию и интервью побуждений: «Попроси описать...», сообще­ний: «Журналист готовился к интервью, скажи, что ты об этом читал (знаешь, слышал)», вопросов: «Спроси...».

Встреча

Цели. Развить воображение и умение вести диалог, учитывая осо­бенности собеседника.

Ход игры

Предложите детям пофантазировать, представить себе, что встре­тились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите детей сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?

Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д.

Подвижные игры

Гуси- лебеди

Цели.

Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Ход игры

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

—Гуси-гуси! — Га-га-га.

—Есть хотите? — Да-да-да.

—Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!

—Что он там делает? — Рябчиков щиплет.

—Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится вол­ком.

Кот

(Литовская народная игра)

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Играют трое: продавец, покупатель, кот. Продавец и кот сидят лицом к покупателю. Покупатель спрашивает продавца:

— Куда едешь? — В Тракай (или любой другой город).

- Кого везешь? — Кота.

—Продай мне! - Что дашь?

—Пять копеек, ложку меда и пестрого щенка.

—Тогда догоняй!

После этих слов кот вскакивает и бежит вокруг скамейки, а поку­патель догоняет его. Если догонит, игроки меняются ролями. Игра повторяется. Каждый раз продавец называет другое название горо­да, а покупатель придумывает новый вариант платы за кота.

КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА

Говори по очереди

Стихи про лошадку (И. Пивоварова) (Отрывок)

Одна лошадка белая

С утра до ночи бегала

И с каждым из соседей

Она вела беседу.

Вот и к мышке прибежала,

Прибежала и заржала!

- Здравствуй, Мышка!

Как делишки?

Как здоровье?

Как детишки?

Ну прощай!

Я спешу!

К Серой Утке

Ухожу!

Лучше этот отрывок представить детям в виде инсценировки. Исполнитель роли мышки демонстрирует желание ответить на каждый вопрос лошадки (раскрывает рот), а когда «лошад­ка» убегает, «мышка» пожимает плечами и удивленно разводит руками.

После показа инсценировки воспитатель обращается к детям:

— Лошадка убежала, а удивленная и разочарованная мышка поду­мала: «Не повзрослела еще Лошадка: не знает, что в беседе говорят все».

- Ребята, а вы как думаете? Можно ли сказать, что Лошадка побе­седовала с Мышкой? Почему?

- Конечно, в беседе говорят по очереди. А иначе это не беседа.

— Вот и ослик Иа однажды упрекнул Кролика, что они давно не разговаривали. Вот послушайте.

Винни-Пух и все-все-все

(Отрывок из произведения А. Милна)

—Мне никто ничего не рассказывает, — говорил однажды Иа. — Меня никто не информирует. В будущую пятницу, по моим под­ счетам, исполнится 17 дней с тех пор, как со мной в последний раз говорили.

—Ну, 17 — это ты преувеличиваешь... — ответил Кролик. - И, кроме того, я лично был тут неделю назад.

—Но беседа не состоялась, — сказал Иа. — Не было обмена мне­ниями. Ты сказал «Здорово!» и промчался мимо. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов на 100 отсюда, на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?», но понял, конечно, что уже позд­но.

—Ну, я очень спешил.

— Должен говорить вначале один, потом другой, — продолжал Иа, — по порядку. Иначе это нельзя считать беседой.

Пословицы

• Любишь говорить — люби и слушать.

• Один раз сказал - один раз послушай.

• Сам сказал - дай другому сказать.

• Умеешь говорить — учись и слушать.

• Язык один — уха два, один раз скажи, а два раза послушай.

Не перебивай говорящего

Перебивалка (А. Кондратьева)

—За рекой...

—За какой?

—За широкой такой!

—Проживал крокодил...

—Что жевал крокодил

— Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

—Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?

—Ох! Ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!

Можно сделать инсценировку стихотворения от лица любых пер­сонажей, например от лица Попугая и Мартышки. После чего про­водится беседа с детьми: почему разговор не состоялся, и Попугай не смог ничего рассказать про крокодила? Какое правило не знала мартышка?

Пословицы

• Не торопись говорить — торопись слушать.

• Уважай слова другого — и твое слово услышат.

• Выслушать — все равно что вылечить.

• Если кто говорит — ты молчи да на него смотри.

Наши рекомендации