С возрастом детство не удаляется, а приближается, и детские игры становятся самой бескорыстной ценностью наших воспоминаний о жизни.

Е.О. Галицких
«ИГРА ЗАМАНЧИВЕЙ ВСЕГО И БЕСКОРЫСТНЕЕ НА СВЕТЕ...»
(Мастерская о ценностях игры для педагогов и школьников)

В наш век искусственного меха

И нефтью пахнущей икры

Нет ничего дороже смеха,

Любви, печали и игры.

Игорь Губерман

Эта мастерская проводилась в лаборатории, когда ее участники еще только начинали узнавать друг друга. Она помогла каждому почувствовать доверие к окружающим, раскрыть свои творческие возможности в ситуации игры, пере­жить радость от общего успеха.

Нам нравится проводить ее со своими учениками, потому что она всегда проигрывается по-новому: все зависит от радости встречи, способности «зара­зиться игрой». В ней происходит глубинная межличностная интеграция, обще­ние на бескорыстном игровом уровне.

Первый шаг мастерской: все участники под веселую мелодию детской пе­сенки «Вместе весело шагать по просторам» рассаживаются в круг. Предлагаю ритмическую разминку «бум-чика-бум» (под «бум» каждый в кругу хлопает в ладоши, а на «чика-бум» держит паузу, но количество хлопающих постепенно увеличивается с каждым хлопком на одного человека, с одного участника до полного завершения круга). Эта игровая ситуация создает настроение, включа­ет всех в игру, завораживает создаваемым ритмом, который можно убыстрять и замедлять. И детям, и взрослым нравится произносить веселую считалку хором, она «включает загадочность», индуктор «заводит» игру-мастерскую.

Второй шаг направлен на пробуждение детских воспоминаний, возвра­щающих в ту давнюю и отрадную пору.

Вечерняя отрада - вспоминать,

Кому она, скажите, незнакома?

На склоне лет присесть у водоема,

Смущая вод задумчивую гладь,

Не жизнь, а призрак жизни невесомый,

Не дом, а только тень былого дома.

Н. Крандиевская -Толстая

Чтобы помочь сидящим в кругу вспомнить и пережить состояние радости от игры в детстве, каждому предлагается выбрать одну из игрушек, которая нравится, и подержать ее в руках (это плюшевый медведь, веселая обезьянка, кукла, новогодний шарик, детская книга, хлопушка, конфета «Красная шапоч­ка», мяч, скакалка, краски, шахматный конь).

Каждый из участников рассказывает о тех любимых играх детства, кото­рые не стерлись в памяти и хранятся в душе как воспоминания. Педагоги рас­сказывают о лапте, казаках-разбойниках, куклах, прятках, вышивании, «италь­янке» - игре в мяч, двенадцати палочках, фантиках, детских импровизирован­ных спектаклях, игре «в наряжанье во что попало», о шахматах и шашках, об игре с мальчишками в партизанскую войну, об игре в школу с куклами и про­веркой игрушечных тетрадей, об игре в зеленую палочку, о лазанье по деревь­ям. Вспоминаются игра в «Тимура и его команду», в магазин с покупателями, в дочки-матери. Прятки, машинки, кубики, конструктор, компьютерный диск, ги­тара, футбол занимают особое место в воспоминаниях. Разговор идет очень оживленно, взволнованно, напористо, каждый хочет рассказать о любимых иг­рах, но говорит недолго и слушает других. Круг собирает целое «ожерелье» воспоминаний, игры записываются на клейкие листочки и собираются на доске как бусины на ниточку вокруг картины Елены Романовой «Детство».

Расширяем наши знания об игре с помощью вопроса: «Какие вы знаете командные (групповые) игры?». Быстро набирается список команд: команда корабля, футбольная команда, туристическая команда, команда КВН, команда игры в гольф, сборная команда на Олимпийских играх и т.д.

- А что нужно, чтобы команда играла успешно?

Собирается первая интуитивная информация: у команды должна быть своя цель, свой капитан (лидер, ведущий) и свои правила игры, которые все прини­мают. Предлагаю закрыть глаза и под музыку (оркестр Джеймса Ласта - «Оди­нокий пастух») представить себя путешественником, мысленно выбрать мар­шрут и рассказать о том месте, которое нарисовало воображение под эту мело­дию. Прошу внимательно слушать рассказы друг друга и быстро создать ко­манды путешественников по сходству выбранных маршрутов: объединились любители морских прогулок, собралась команда путешественников в лес за грибами, создалась команда мечтающих посетить Париж, и команда туристов, предпочитающих рыбалку и песни у костров.

Сейчас важно выбрать ведущего команды, ее лидера. Для этого каждый спрашивает соседа: «Ты со мной или я с тобой?» Ответивший: «Я с тобой!» ус­тупает право ведущего другому и соглашается идти за кем-то, выбирающим цель. Таким образом, определяется лидер - тот, кто будет помогать команде ид­ти к успеху и нести в пути ответственность за помощь каждому.

На следующем этапе команды включаются в игру, которая дает возмож­ность одновременно с поиском ответов на вопрос: «Чем так привлекательны игры, в чем их смысл? Почему и дети, и взрослые так охотно играют?» - про­явить смекалку и умение работать сообща.

Несколько вариантов ответа дают стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» и цитаты из книги С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» [2]. Первый ответ нужно собрать как лото, а второй - прокоммен­тировать, высказать свое понимание мысли философа-педагога. Для этого зада­ния стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» разрезается на строфы (по одной на команду), строчки и слова. Читаю стихотворение наизусть, и каждая коман­да восстанавливает текст своей строфы из отдельных слов с помощью клея на листе бумаги. Все стихотворение читается выразительно в порядке строф. В процессе работы каждая группа комментирует главную мысль строфы и запо­минает четыре строчки наизусть. Опыт проведения мастерской показывает, что многие запоминают все стихотворение или записывают ту строфу, которую не

смогли запомнить.

Игра

Совсем не плох и спуск с горы:

Кто бури знал, тот мудрость ценит.

Лишь одного мне жаль: игры...

Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете.

Она всегда - ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,

Играет море в постоянство...

И всякий ведал - за рулем –

Игру бездумную с пространством.

Играет рифмами поэт,

И пена - по краям бокала...

А здесь, на спуске, разве след

След от игры остался малый.

Пускай! Когда придет пора,

И все окончатся дороги,

Я об игре спрошу Петра,

Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,

Скажу, что рая не приемлю,

Возьму опять суму мою

И снова попрошусь на землю.

Второй текст, помогающий построить знания об игре, принадлежит С.И. Гессену. Каждый в группе выбирает понравившуюся мысль, которую он

разделяет или опровергает, зачитывает ее и комментирует:

- «Игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая. Почти не знающая перерывов. Давно уже справедливо отмечено, что нормальный ребенок всегда занят и что скука и лень - почти всегда плод дурного воспитания» [2, с.91]

- «В чем же своеобразие игры, чем отличается она от других видов человеческой дея­тельности? Мы будем исходить из философского определения игры, намеченного, в сущности, еще Кантом. Если углубить его и расширить, то оно до сих пор, на наш взгляд, лучше других выражает сущность игры. Согласно этому определению, игра есть деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой по­этому каждый момент ценен сам по себе» [2, с. 92].

- «Игра ... не знает конца. Она вся в настоящем, может продолжаться бесконечно. Не думает о будущем, неувядаема в своей вечной юности. Продукт деятельности не имеет в ней значения. Ей нужен самый процесс деятельности» [2, с. 92].

- «...вплоть до Фребеля педагогика, в сущности, игнорировала игру как воспитательное средство. Игра есть забава, а не дело. Она не имеет образовательного значения и допусти­ма лишь как отдых, с которым педагогике как таковой делать нечего» [2, с. 95].

- «Игрой можно воспользоваться для образовательных целей, - таково второе, пе­реходное, отношение к игре... теория Спенсера» [2, с. 95].

- « Теория Гроса, напротив, говорит, что игра имеет глубокий жизненный смысл, ибо, играя, ребенок готовится к работе. Она есть единственная и подлинная деятельность детст­ва. Вся задача дошкольного образования, поэтому сводится к правильной организации игры ребенка» [2, с. 95].

Завершающим этапом мастерской является творческий момент «разрыва» между детской игрой и пониманием ее значимости в жизни человека Предлага­ем каждой команде составить правила работы в лаборатории по проблемам воспитания, участники которой объединяются общей целью, педагогической деятельностью, отношениями поддержки и создаваемым вместе инновацион­ным опытом.

Каждая команда составляет несколько правил, которые обсуждаются в кругу, афишируются и принимаются всеми участниками мастерской:

o Старайся быть самим собой.

o Никого не критикуй и не обижай своими оценками.

o Любую проблему сначала обсуждай, а потом ищи пути решения.

o Пользуйся правом на свое мнение.

o Учись понимать детей и общаться с ними.

o Терпение, настроение.

o Будь интересным человеком, старшим другом своих учеников.

Далее предлагаем взять каждой команде по одному яблоку и постараться не сделать его яблоком раздора. В группе совместно принимается решение: по­дарить яблоко самому робкому в качестве поддержки, или разрезать на дольки и съесть на брудершафт, или собрать вокруг него кольцо ассоциаций, или пода­рить имениннику, или разыграть в фанты, или придумать с яблоком новую игру и сделать его символом открытия.

Завершилась мастерская рефлексией - мини-сочинением на тему «Игра за­гадочней всего и бескорыстнее на свете...», в котором участники написали свои впечатления от работы и рассуждения об игре и ее смысле:

- Так интересно, печально и радостно было вернуться в воспоминания о детстве, но главное - за час мастерской мы так много узнали друг о друге и о возможностях игры, если она открыла в нас самих доверие друг к другу. Обя­зательно построю свою мастерскую с моими учениками, и пусть они поищут в игре новый смысл.

Н.М. Золотарева

- Яблоко вызвало воспоминания о детстве, о бабушкином саде, где росли яблони с чудесным названием анис. Какой вкус, хруст, запах, ощущение прохла­ды в руке и нежности в ладони. Осенью весь дом наполнялся запахом яблок, они лежали в корзинах под кроватями. Это были дары бабушкиного сада: яблоки раздавали соседям, с ними стряпали пироги, их сушили, мы с ними играли в ис­полнение желаний.

Открываю утром глаза, вдыхаю яблочный дух, загадываю желанье, выби­раю на ощупь яблоко из корзины и ... ничего не может быть слаще, желаннее, милее! Это вкус детства, солнца, счастья, дома, игры в наливное яблочко.

Е.О. Галицких

-Нам очень понравилось собирать стихотворение, обсуждать мысли Гессена, думать над смыслом и целью игры. Правда, так захотелось вернуться в детство — и еще поиграть. Мы не заметили, как прошло время мастерской, из­вестно, что счастливые часов не наблюдают. В этой мастерской есть «рос­кошь человеческого общения» - «загадочная и бескорыстная».

Гимназисты ВГГ

Дом счастья каждый строит трудом своей души.

Е. О. Галицких
ДОМ НАШЕГО СЧАСТЬЯ
(Мастерская о ценностях общения и счастья в доме)

Человек таков, каково его представление о счастье.

В.А. Сухомлинский

С точки зрения В.А. Караковского, «главная цель воспитания - счастливый человек». Эта мысль обладает вдохновляющей силой, заманчиво быть и оста­ваться счастливым, жить среди счастливых людей, мечтать о счастье детей, счастливых днях и встречах. Мы «смастерили» такой час общения, после кото­рого «начинаешь влюбляться в мир» (М. Осоргин), заражаешься хорошим на­строением и желанием учиться творчески и делать все увлеченно. На этой мас­терской все участники учились «делать чудеса своими руками» (А. Грин).

Замысел мастерской родился как продолжение изучения творчества А. Грина в школе [5], но само его воплощение было творческим результатом поиска пути и способов организации сотворчества.

Мастерская общения может быть проведена со старшеклассниками, в ней могут участвовать школьники разного возраста, их родители, педагоги. Откры­вается она «ситуацией встречи» — поиском «друга по общению», с которым бу­дешь работать в мастерской, пройдешь «свой путь к счастью». Для этого необ­ходимо восстановить ассоциативную связь слова на своей карточке со словом на карточке одноклассника (ягода - малина, блин - ком, ученье - свет, дорога - дом и т.д.), составив предложение, поговорку, пословицу. «Встреча» начинает­ся с улыбки, с поиска своего рабочего места.

Теперь поиграем в «волшебное имя» (у А. Грина был дар придумывать удивительные имена). Каждый записывает имена, которыми его называют дру­зья, близкие люди, одноклассники, и считает их. Те, у кого их больше, получа­ют в подарок Словари имен, книги А. Грина. Затем каждый выбирает самое любимое свое имя и выделяет его фломастером. Так к нему будут обращаться на мастерской общения.

Мастер привлекает внимание к заголовку - вопросу, написанному на дос­ке: «Что такое счастье? Это каждый понимал по-своему...».

Наступает «минута тишины» - каждый записывает свое представление о счастливых мгновениях, пережитых счастливых событиях. Написавшие «афи­шируют» на доске свои записи так, чтобы создались группы близких по пред­ставлению о счастливых минутах, днях, открытиях (встречи, интересное дело, яркие события, путешествия, чтение интересных книг, общение, возможность заниматься творчеством, взаимная любовь, верные друзья, состояние вдохновения, детство, море и отдых, гармония с собой и людьми, музыка, увлечение спортом, «минуты открытия себя», разговоры, прогулки в лесу и т.д.). Каждый выбирает, к какой группе «понимающих» присоединится.

Следующий важный момент — каждый в группе делится своим представле­нием о счастье с другим, пытается найти точки понимания и сохранить непри­косновенным тончайший узор «каждого отдельного счастья». Участники груп­пы стремятся за пять минут договориться о том, что они больше всего любят делать, какой вид отдыха предпочитают, что считают особенно вкусным, что больше всего ценят и уважают в людях, какое место в доме предпочитают, ка­кую мысль разделяют. Затем каждая группа знакомит других с тем, что их объ­единяет, заканчивая фразу: «В доме нашего счастья все...» (к примеру, любят делать пельмени семейно, смотреть телевизор, считают любимым лакомством именинный пирог, любят принимать добрых и веселых гостей, уважают людей порядочных и открытых, сидеть в кресле с книгой; мысль, которая всех объе­диняет: «Не родись красивым, а родись счастливым»).

Участники, сделавшие первые шаги к пониманию, достают фотографии счастливых минут своей жизни (это было домашнее задание) и рассказывают о них по кругу. На доске в это время записывается стихотворение Е. Куменко

«Дом» (или исполняется песня):

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака.

Шел человек, была дорога

Нелегка.

А человек мечтал о том

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним

В доме одном.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою -

Ту, что пою.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом

Это не дом.

Дом - это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Радостным,

Добрым,

нежным, злым,

Еле живым...

Дом - это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

Эти стихи помогают включить фантазию, и начинается увлекательная творческая работа. Участники мастерской после обсуждения в группе сочиняют название афиши «Дом, который построим мы...», которая остановит счастли­вые мгновения жизни и подарит их другим. Каждая группа представляет газету-афишу через игру, песню, куплеты, розыгрыши, шутки, подписи под фотогра­фиями, мини-выступления. «Дома» самые разные, их выбор зависит от увлече­ний, фантазии, творчества собеседников: «Мир детства» (дом для малышей в форме тыквы — толстой и гостеприимной с множеством окон), «Счастливы вме­сте» (дом семейного счастья), «Ассоль и Грэй» (дом для молодоженов), «От­крытие мира» (дом для путешественников в форме земного шара с материками и океанами), «Согретые солнцем» (дом под открытым небом, где пол и пото­лок - море и небо), «Школа радости» (школа — наш дом), «О красоте человече­ских лиц» (дом красоты), «Остановись, мгновение!» (дом жизненных побед и успехов), «Домик синьора Тыквы» (дом вечной мечты), «Дом Скарлетт в Таре» (санаторий для заживления душевных ран), «Шалаш на необитаемом острове» (для тех, кому хочется уединения), «Домик под деревом жизни» (как дом Одис­сея).

Процесс «строительства дома» увлекателен, в нем рождается опыт обще­ния, ощущение, что каждый нужен. Группы представляют результаты своего творчества, импровизируя, вдохновляя слушателей и зрителей желанием посе­тить их счастливый дом и рассмотреть газету-афишу.

Главное в доме - атмосфера, особый уклад отношений, умение помогать друг другу, утешать и сорадоваться. Поэтому следующий шаг — возможность разделить чувство и счастье героев А.С. Грина, который написал: «Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение - и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - владеть всем».

Постараемся сделать одно чудо своими руками и сказать друг другу это «нужное слово здесь и теперь», закончив по-своему фразу Александра Грина «Никогда не бойся...».

Из реплик участников мастерской общения - и детей, и взрослых:

-Никогда не бойся неудач, они временные. Соберись с силами, с духом и преодолей препятствия, ибо в этом — смысл жизни.

-Никогда не бойся остаться один и быть непонятым, ищи единомышлен­ников.

-Никогда не бойся сказать правду, в жизни нужно уметь защищаться.

-Никогда не бойся быть добрым, добрый человек умеет прощать.

-Никогда не бойся доверять, открывай душу, делись сокровенным искрен­не, радостно и бескорыстно.

- Никогда не бойся трудностей, иди вперед.

-Никогда не бойся начинать, испытания только увеличивают твою спо­собность сопротивляться.

-Никогда не бойся попросить прощения.

-Никогда не бойся любить и показаться смешным в своем чувстве.

-Никогда не бойся высказывать свои мысли, если очень хочется сказать, не будь рабом своего страха.

-Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.

-Никогда не бойся сказать о своей любви, одарить ею другого.

-Никогда не бойся понять и простить.

-Никогда не бойся быть искренним.

Все собеседники записывают свои суждения, читают свои советы по кругу и дарят их друг другу.

В поисках мысли, которая всех объединит в единый круг, в заключение мастер читает строки из романа А. Грина «Дорога никуда»: «Никогда не бойся ошибаться..., ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть, несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны» (Грин А.С. Доро­га никуда. Собр. соч. в 6 томах. - Т.6. - М.,1980).

«Давайте подумаем... о счастье!»

Научиться «правильно оценивать хорошие стороны» жизни - это и значит стать счастливым человеком. Каждая группа получает набор карточек, и каждый выбирает и комментирует ту, которая ему помогает ответить на свой внут­ренний вопрос или отражает его интерес.

Прочитаем размышления о счастье классиков и наших современников. Что вам интересно, с чем вы соглашаетесь, с чем спорите, что вас удивляет? Про­комментируйте свои «выбранные места из...» прочитанного. Используйте для выделения новых мыслей цветной карандаш.

Тексты для выбора, размышлений и обсуждений (подбор текстов постоянно обновляется школьниками

в зависимости от возраста, проблем и событий в классе и стране)

1. «Жизнь - тот твердый, гранитный материал, который хочет остаться бесформенным куском, сопротивляется ваятелю, грозит убить его, обрушившись на него. А Пушкин - скульптор, торжествующий над материалом и подчиняющий его себе. Посмотрите сами: ему как бы всю жизнь «везет»: ссылки, преследование, безденежье, запреты... и как приходится говорить студентам? «Пушкин был сослан на юг, это оказалось исключительно, кстати, чтобы спонтанно созревавший в нем романтизм получил оформление». Пушкин сослан в Михайловское (он в отчаянии, оборваны все планы и связи. Вяземский совершенно серьезно пи­шет, что русская деревня зимой - та же крепость и что Пушкин сопьется). А мы говорим (и верно): «Пребывание в Михайловском было счастливым обстоятельством для оформления пушкинского историзма и народности; здесь ему открылся фольклор».

Представьте себя на его месте в Болдинскую осень: перед свадьбой он попал в мы­шеловку карантинов, не знает, жива ли невеста, так как в Москве эпидемия, не знает, будет ли свадьба вообще (денег нет и ссоры с будущей тещей), сам на переднем краю холеры. А все как будто ему опять повезло.

Стремление не поддаваться обстоятельствам было одним из постоянных пушкинских импульсов. Обстоятельства могут сломать и уничтожить большого человека, но они не могут стать определяющей логикой его жизни. Все равно важнейшим останется внутренняя тра­гедия, а не пассивный переход от одного «обстоятельства» к другому. Я же хотел сделать именно опыт того, что никогда смею думать, не делалось применительно к Пушкину, - пока­зать внутреннюю логику его пути. Пушкин мне видится победителем, счастливцем, а не му­чеником». (Ю.М. Лотман).

(Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. - М.,1999. - С.180-181)

2. «Счастье означает: быть свободным от тщеславия, быть любимым, заниматься творчеством и жить на природе» (А. Камю, французский писатель и философ XX века).

3. «Как только я оказываюсь под деревьями, среди зелени, мне кажется, что я в зем­ном раю, и я испытываю такое сильное внутреннее наслаждение, как если б был счастли­вейшим из смертных» (Ж.-Ж. Руссо).

4. « Когда я думаю обо всех тех книгах, которые мне осталось прочесть, я считаю се счастливым» (Жюль Ренар).

5. «...У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое сча­стье и свое благоухание» (К. Паустовский).

6. Из интервью с нашим современником Генрихом Боровиком:

Вы, как человек многоопытный, могли бы прямо сказать: что же такое счастье? Вы согласны со своим другом Хемингуэем, который как-то заметил: «Говорят, счастье скучно...

Однажды с Юлианом Семеновым - а Юлька был моим ближайшим другом с1954 года - мы отдыхали в Коктебеле. Он с женой и двумя дочерьми, я - с женой, Маришей и Арте­мом. Там есть такая безлюдная бухта - лягушачья. Посередине скала... Наши жены с до­черьми остались на берегу, мило о чем-то беседуя... Мы же с Юлианом поплыли к камню. Забрались, сидим, разговариваем о чем-то интересном... А вокруг скалы плавает Тёмка. В маске и ластах. Ему было тогда лет шесть. Все вокруг залито солнцем, вода совершенно прозрачная. Когда он поворачивался лицом вверх, я видел, как сын улыбается. Ему было приятно плескаться в воде... И тогда мы с Юлькой решили: «Вот это и есть счастье... меня картинка та зафиксировалась, как ролик. Посекундно, на всю жизнь. Ночью разбуди - мгновенно вспоминаю то ни с чем не сравнимое ощущение. Так вот, если таких мгновений набирается у человека хотя бы с десяток - лучше, конечно, полтора-два, - то, считайте, жизнь удалась. У вас набирается?

Набирается потихоньку («Комсомольская правда», 16 ноября 1999 года).

7. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» (А.П. Чехов).

8. «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной» (У. Фоскало, итальянский писатель и филолог.)

9. «...Я понял, что мир вовсе не борьба, не чреда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок, не оцененный нами» (В. Набоков «Благость»).

10. «Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, до­бавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути» (Ирина Беляева. Очень редкий рецепт счастья // «Первое сентября». - 2 ноября 1999. - С.8).

После встречи с такими разными толкованиями счастья обсуждаем пози­ций авторов, подчеркиваем в них новые смыслы, акценты понимания счастья. И можно от талантливых читателей сделать шаг к писателям.

Предлагаем всем присутствующим на мастерской общения написать свой рецепт счастья и поделиться им с другими. Вариантов получается очень много.

Рецепты счастья:

- жить, творить, радоваться; - любить и заботиться о близких людях;

- не делать людям того, чего не хотите, чтобы они делали вам; - улыбаться каждому мгновению жизни; цените и берегите, помните его;

- не ждать, когда тебя полюбят, любить самому;

- создавать ситуацию встречи с событием, книгой, человеком; - любить жизнь, вдохновляться успехами и жить с огромным желанием

быть нужным;

- «живое знание», соединенное с творчеством и радостью открытия ми­ра;

- понимать уроки жизни и учиться на своих ошибках;

- быть понимающим и понятым;

- ощущать свою нужность;

-увлеченно заниматься любимым делом;

- общаться с друзьями;

-иметь много денег, чтобы делать всем подарки, «миллион алых роз», например;

- для счастья человеку нужен весь мир;

- «быть деятельным участником своих истин» (А.А. Ухтомский);

- никогда не отчаиваться, искать выход из самых трудных ситуаций;

- не завидовать, не обижать и не обижаться и т.д.

Разве может закончиться такой разговор о счастье без чуда! Вот оно – в руках мастера автограф письма вдовы А.С. Грина - Нины Николаевны, обра­щенное к вятским школьникам:

19. XII. 1968 г. г. Киев

«Дорогие мои друзья! Хорошо было получить от Вас теплые строки, идущие прямо I сердца. Вы задали мне сложную задачу. Не знаю, - справлюсь ли я с ней... Наша жизнь < Александром Степановичем крепка была тем, что мы с ним были едины. Это была не только большая любовь и единственная у него и у меня (сейчас, - по прошествии многих лет, - я не боюсь этого слова), но и настоящая дружба. Все, что писал Александр Степанович в годы нашей с ним жизни, он неизменно читал мне. Если прочитанное им волновало меня до слез, он был спокоен - получилось... на дру­гие оценки я не была способна.

Кроме «Алых парусов» Александр Степанович посвятил мне роман «Джесси и Моргиана», - очень близкий нам обоим по воспоминаниям о жизни в Феодосии. Эта книга недавно вышла в Ленинграде, - впервые за много лет.

В коротком письме я вряд ли смогу написать больше. Но обещаю Вам, что в 1969 году, если все будет хорошо, я пришлю Вам для телепередачи часть своих воспоминаний об Александре Степановиче. Отрывок из них был напечатан в украинском переводе в № 8 жур­нала «Ветчизна» за 1968 год.

Вы просите написать о себе. Осень и зиму я обычно провожу в Киеве у своих друзей. Весной и летом принимаю гостей в домике Александра Степановича в старом Крыму. Домик не забывают, - в день приходит, - в среднем, - по 200-250 человек. Нагрузка немалая, но чувствую себя здоровой, - конечно, - насколько это возможно в мои 74 года.

Вашему новорожденному клубу от души желаю счастливого рейда в будущее под алыми парусами. Клуб, возникший на родине Александра Степановича, должен быть досто­ин высокого доброго света его книг.

Пишите мне, дорогие друзья, - сюда - в Киев по адресу: Киев, 42, улица Ивана Кудри, д.41, кв. 54. Мне.

Сердечно жму Ваши руки. Н.Н. Грин»

(Письмо передала бывший редактор Кировского телевидения, член Союза журналистов, педагог Вятской гуманитарной гимназии Т.А. Копанева.)

Такая удивительная связь между прошлым, настоящим и будущим - письмо Нины Николаевны Грин, сохраняющее живую интонацию разговора, доверительного общения с далекими, но близкими по духу читателями, вятски­ми школьниками. Сегодняшние его слушатели уже не могут написать ответ, но могут вступить в воображаемый диалог с автором «Алых парусов» Алексан­дром Степановичем Грином, который вдохновлял наши размышления о сча­стье... Участники мастерской пишут свое рефлексивное письмо о понятом, пережитом, передуманном за время общения. Каждый выбирает, кому адресовать свое письмо (соседу по парте, маме, другу, клубу «Алый парус», редакции газеты «Комсомольская правда», любимому учителю, воображаемому собеседнику). Хочется верить, что эта мастерская станет «часом ученичества» в сложной науке жить достойно, в поисках ответа на вопрос о смысле жизни, о месте в не любви, мечты, чуда, надежды, встречи, «улыбки, прощения и вовремя сказанного нужного слова».

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна, и век пахнет чужим, и кров ваш обречен, послушайтесь меня, перечитайте Грина, вам нечего терять, не будьте дурачьем. Б. Чичибабин

Наши рекомендации