Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся
Работа над понятиями
8. Знать термин.
9. Выделить главное в понятии.
10. Выучить определение.
11. Уметь использовать понятие в различных формах ответа.
Запись лекции
1. Настроиться на запись лекции (состояние внутренней готовности, установка).
2. Соблюдать единый орфографический режим:
а) записать дату, тему, план, рекомендованную литературу;
б) вести запись с полями;
в) выделять главное, существенное (подчеркивая, абзацы, цвет, пометки на полях и т.д.).
3. Запись вести сжато, но без искажения содержания.
4. Выделять основные понятия, определения, схемы, факты, сведения, статистические данные.
6. Работа с источником информации:
1. Познакомиться в целом с содержанием источника информации:
а) чтение аннотации источника;
б) чтение вступительной статьи;
в) просматривание оглавления;
г) чтение источника с выделением основных проблем и выводов;
д) работа со словарем с целью выяснения значений понятий.
2. Составить план темы:
а) выделить логически законченные части;
б) выделить в них главное, существенное;
в) сформулировать вопросы или пункты плана;
г) ставить вопросы по прочитанному.
7. Конспектирование:
1.Определить цель конспектирования.
2.Составить план.
3. Законспектировать источник:
а) указать автора статьи, ее название, место и год написания, страницы;
б) составить конспект по следующим формам (по указанию преподавателя или выбору студента): 1. Цитатный план. 2. Тезисный план.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература
1. Возрастная и Педагогика и психология образования: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Центр развития научного сотрудничества, [авт. кол. Л.В. Андреевой]. – Новосибирск: ЦРНС, 2013. – 163 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
2. Гуревич П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 320 с.
3. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. – СПб: Речь, 2010. – 141 с.
4. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н. Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. – СПб: Речь, 2010. – 158 с.
5. Савенков А.И. Педагогика и психология образования. Т.2 / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2010. – 240 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ)
6. Савенков А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Нац. кн. центр. НКЦ, 2012. – 356 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ)
7. Столяренко А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 526 с.
8. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. – М.: МПГУ, 2011. – 208 с.
б) дополнительная литература
1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб: Евразия, 2000. – 320 с.
2. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1997. – 416 с.
3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание // Сб. избр. тр. / К.Н. Вентцель. - М.: Проф. образование. 1993. – с. 178-190.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рек. / Под ред. Е.И. Степанова. М.: ТЦ Сфера. 2001. – 128 с.
5. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию / Б.З Вульфов. - М.: Педагогическое общество России 2001. – 192 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 239 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ)
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжать общаться с ребенком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014. – 256 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ)
8. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира: нейропсихология, учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. - СПб.: Академия. 2000. – 165 с.
9. Кидярова Е.А. Психология развития личности: учеб. пособие / М-во образования и науки РФ / Е.А. Кидярова. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012 – 177 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
10. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: пол. жизн. цикл развития человека: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста: Акад. проект, 2011. – 420 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
11. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. - Воронеж: МОДЭК. 1998. – 416 с.
12. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика 1991. – 176 с.
13. Лихачев Б.Т. Психология воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – 181 с.
14. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 243 с.
15. Снайдер М. и др. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайднр. - М.: Смысл, СПб: Гормония. 1994. – 305 с.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
Информационные технологии для чтения лекций:
-компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel);
-файлы, созданные в программе IBM SPSS Statistics;
-создание презентаций в программе Microsoft Power Point;
-электронные учебники.
- электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия.
- мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.
Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, Power Point); IBM SPSS Statistics.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
15.Библиотека Гумер – Гуманитарные науки www.gumer.info
16.Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ). Вестник московского университета. Серия 12. «Педагогика и психология». Серия 14. Психология https://www.mgpu.ru/folder/1283
17.Журнал «Развитие личности»http://rl-online.ru/
18.Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/
19.Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» http://cyberleninka.ru
20.Научная электронная библиотека http://elibrary.ru.
21.Национальный корпус русского языка http://ruscorpora.ru
22.Психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/
23.Российская государственная библиотека http://www.r sl.ru/
24.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
25.Фундаментальная библиотека МГПУ http://resources.mgpu.ru.
26.Электронная библиотека www.koob.ru
27.Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
28.Электронный журнал «Психологическая наука и образование» http://www.psyedu.ru/.
29.Энциклопедия школьного психолога: Набор программ и методик психодиагностики дошкольников и школьников, рисуночные тесты, рекомендации для родителей http://www.psihologu.info/.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.nravstvennost.info/library/filter.php - библиотека нравственного воспитания. Содержит электронные издания по организации воспитательного процесса в начальной школе. Полезен при рассмотрении современных воспитательных технологий.
2. http: // psy-school.narod. ru –статьи, книги, тесты.
3. http: // psychology.net. ru – тренинги, семинары, тесты, книги, рефераты, консультации.
4. http: //www.ety-deti. ru – новинки детской психологии, стати, игры, тесты, книги.
5. http: // psycheia. ru – статьи, тесты, методики, книги.
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается:
· работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;
· презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов;
· наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.
·
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Педагогическая антропология»
Направление подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Педагогика и психология образования
Москва
2016
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), проект.
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУ доцент Егоров Илья Владимирович
Эксперты:
НОУ ВПО ПСТГУ профессор Склярова Татьяна Владимировна
ГАОУ ВО МГПУ профессор Воропаев Михаил Владимирович
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры
психологии образования
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии
образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель: формирование у магистрантов представлений о психолого-антропологических явлениях, закономерностях и механизмах, которые сопровождают педагогический процесс и способности проектировать и вести развивающую работу с различными категориями обучающихся.
Задачи:
1. сформировать знания о научно-теоретических основах психолого-педагогической антропологии и их роли в организации педагогической деятельности;
2. сформировать знания об основных направлениях развития психолого-педагогической антропологии в контексте современных концепций психолого-педагогического знания;
3. сформировать умения по овладению способами применения полученных знаний в конкретных видах учебной деятельности;
4. развить основные навыки и умения, необходимые для успешного освоения образовательной программы в вузе, самообразования и самовоспитания.
2. Место дисциплины в структуре программы Педагогика и психология образования:
дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 1-ом семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенную трудовую функцию:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
трудовую функцию: 1.Развивающая деятельность.
трудовое действие:
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
Знает: теоретические основы научного познания, методы анализа данных
Умеет: определять подходы и принципы научного исследования по психологии и педагогике, проводить сравнительный анализ данных
Владеет: методами, приемами и способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных
трудовое действие:
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
общекультурными компетенциями (ОК):
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
Знает и понимает:
- основы психолого-педагогической профессиональной деятельности;
- психологические основы принятия управленческих решений; основы профессиональной этики;
- правовые нормы и другие документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования
Умеет:
- анализировать профессиональные ситуации, в том числе, нестандартные ситуации на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- приемами рефлексивного анализа профессиональной деятельности;
- опытом анализа профессиональной деятельности на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам
трудовое действие:
1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
общепрофессиональную компетенцию:
способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
Знает и понимает:
- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Умеет:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
трудовое действие:
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
общепрофессиональную компетенцию:
умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4);
Знает и понимает:
- специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
Умеет:
- организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.
трудовое действие: 6.3. Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
общепрофессиональную компетенцию:
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).
Знает и понимает:
- закономерности развития и условия функционирования коллектива в сфере своей профессиональной деятельности;
- психологические основы управления коллективом на принципах учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
Умеет:
- использует знания о закономерности развития и условия функционирования коллектива в сфере своей профессиональной деятельности;
- применять принципы учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий при выборе вариантов управленческих решений ;
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- опытом психологического обоснования управленческих решений на основе принципов учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий ;
- опытом организации их взаимодействиясубъектов образовательного процесса на основе учета их возрастных, индивидуальных, конфессиональных и этнокультурных различий
трудовое действие:
1.8.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
профессиональную компетенцию:
способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПК-34);
Знает:
основные парадигмы и подходы к изучению актуальных проблем образования; генезис проблем науки и образования, их философское, педагогическое, психологическое осмысление на различных этапах познания и общественного развития;
Умеет:
выявлять и формулировать актуальные проблемы современного образования, отличает содержание основных концепций и направлений философского и психолого-педагогического осмысления науки и образования на различных этапах их истории;
Владеет:
методами разработки актуальных проблем образования в рамках своей профессиональной деятельности, выдвигает и проверяет гипотезы по решению проблем обучения и развития детей