Докажите правомерность проведенного отбора. Вычлените основания для сравнениях изучаемых на уроке понятии, названных вами.

140. Вы готовите урок по истории Отечества на тему: «Северная война 1700—1721 годов». Планируя объяснение нового материала, вы хотите сравнить ее итоги с результатами Ливонской войны 1558—1583 годов. Продумывая ход урока, вы вычленили основания для сравнения. Все ли признаки различия предусмотрены, или речь идет только о военных итогах этих войн? Какие важные основания для сравнения не учтены? Восстановите недостающие признаки.

Северная война Ливонская война
1. Полная победа России над Швецией Карла XII. 2. Закрепление России в Прибалтике и приобретение здесь земель. 1. Поражение России от коалиции европейских держав, и в частности от Швеции. 2. Потеря Россией при-балтийских земель, завое-ванных на первом (удачном) этапе войны.


141. Рассказывая школьникам на уроке истории о создании октябристской партии в России, учитель сравнивает ее программу с программой партии социал-демократов. Дополните объяснение учителя недостающими структурными элементами (вступлением, заключением), раскройте (поясните) выдвигаемые положения, если в этом есть необходимость.

Перестройте основную часть объяснительной речи учителя по схеме последовательного сравнения, используя при этом разнообразные языковые средства сравнительно-сопоставительного характера.

Октябристы предполагали установление в России парламентской монархии — власти царя, действия которого ограничиваются представителями народа, а большевики убеждали массы в необходимости республики; октябристы возлагали надежды на помещиков и буржуазию, а сторонники Ленина — на нищие круги; если октябристы надеялись на Учредительное собрание — высший орган власти, в котором будут представлены все слои населения России, то большевики, не отрицая идеи его созыва, надеялись на господство в стране одной, своей, партии; октябристы верили в капиталистическую Россию, большевики, напротив, отрицали капитализм как общество, основанное на эксплуатации человека человеком. И, наконец, отличие состояло в том, что октябристы верили в поступательное развитие страны, исключающее революционные потрясения, а ленинцы стремились к насильственному переустройству России.


142. Проанализируйте фрагмент объяснения нового материала, в основу которого положено сравнение. Как можно квалифицировать эту разновидность объяснительной речи учителя?

Знаменательные (их еще называют «самостоятельные») части речи что-либо обозначают: имя существительное — предмет, глагол — действие предмета или его состояние, имя прилагательное — признак предмета, имя числительное — количество предметов, число или порядок предметов при счете. Например: Строители возвели красивый дом. В этом предложении имена существительные строители и дом, они обозначают предметы. Глагол — возвели. Это слово обозначает действие предмета. Красивый — это прилагательное, так как оно обозначает признак предмета.

Самостоятельные части речи обязательно отвечают на какой-либо вопрос: имена существительные, например, отвечают на падежные вопросы; глагол - на вопросы что делать?, что сделать?; имена прилагательные — какой?, чей?. Имена числительные — сколько?, какой по порядку?. Например: Первый школьный бал запомнится надолго.

Самостоятельных частей речи восемь: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, причастие, деепричастие, наречие.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы. Они ничего не обозначают, а служат для связи слов в предложении, или для связи членов предложения и частей сложного предложения, или для внесения оттенков смысла в предложение. Например: Ветер ревел с сокрушительной силой и сметал судно с его курса. В этом предложении предлог с, который выражает зависимость существительных силой и курса от глаголов ревел и сметал. Союз и связывает в этом примере однородные сказуемые.

143. На уроке литературы учащиеся изучают устное народное творчество. Вам предстоит объяснить пяти-классникам, чем пословицы отличаются от поговорок и чем они похожи. В основу объяснения можно положить материал из школьного учебника. Постройте на базе этого текста объяснительное высказывание, в основу которого положено сравнение. Не забудьте продумать недостающие компоненты объяснительной речи (вступление, заключение). По какой схеме — параллельного или последовательного сравнения — вы ее построите?

Пословица — это краткое мудрое изречение, заключающее в себе законченную мысль. Пословица поучает, иногда выносит приговор. Она — итог длительных размышлений, поэтому пословица утверждает какую-то мысль; как говорил Владимир Даль, «приговор ее неотразим». В пословице имеется не только прямой, но и переносный смысл. Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — эта пословица не только о труде рыбака, но и о любом труде.

В пословице наблюдается ритм, иногда рифма, и поэтому она похожа на маленькое стихотворение: «Себялюб никому не люб».

Поговорка — это часть суждения, яркое, меткое народное выражение. «Комар носа не подточит» — значит, никто не придерется; «Как снег на голову» — значит, неожиданно. Поговорка имеет переносный смысл. «После дождичка в четверг» говорим мы обычно о том, что произойдет неизвестно когда или не произойдет вовсе.

Наши рекомендации