Эвристический компонент педагогической культуры
Для традиционного российского учителя стало привычным опираться на руководящую роль науки: пользоваться разработанными учеными программами, учебниками, методическими материалами. В результате у многих педагогов не развита способность собственного педагогического целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деятельности. Лишь в последние годы, благодаря вариативности и многообразию публикуемых материалов, учителю выпала нелегкая, но творческая роль выбора необходимого учебно-методического обеспечения для занятий.
Творческий учитель организует свое становление через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает эвристическими методами и рефлексией. Результаты, достигнутые учителями, делятся на внешние и внутренние. Внешние результаты — это составленные и реализованные педагогами авторские учебные программы, методические тексты и разработки, организованные учебные процессы, собственные образовательные продукты в «преподаваемом» предмете, образовательные характеристики учеников, количественные данные результатов обучения. Внутренние результаты учителей — развитие их профессиональных способностей, уточнение отношения к различным смыслам образования, самоопределение в концепции изучаемого предмета и всей школы; изменения в характере ведения занятий, в эвристическом мастерстве.
Учитель эвристической ориентации обладает следующими качествами:
— осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету или видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную образовательную позицию, которую соотносит с позицией других учителей и школы в целом; умеет ставить образовательные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;
— умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагогические ориентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс;
— наделён способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого; способен организовать сопровождающее обучение, т.е. обеспечивать рождение детских творческих результатов и помогать их развитию;
— владеет формами и методами сопровождающего обучения: использует личный опыт и мотивы учеников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы рефлексии и самооценки;
— способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения учеников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ учеников и их защит;
— умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;
— способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности осознанию собственных изменений.
Эвристическая образовательная деятельность характеризуется (Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М.: Международная педагогическая академия, 1988. С. 58) следующими признаками:
1) осуществляется учителем на основе его личностного образовательного
потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей;
2) приводит к созданию нового для учителя образовательного продукта,
соответствующего типу осуществляемой деятельности;
3) вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности учителя,
обусловленные недостаточным владением методами, средствами и
другими условиями, необходимыми для её осуществления.
Таким образом, эвристический компонент педагогической культуры учителя подчеркивает творческую природу педагогической деятельности, возможности целостного педагогического процесса в индивидуально-творческом развитии учителя и детей, сочетании приёмов алгоритмизации и творческого построения учебной деятельности; способность учителя к педагогической импровизации, к усвоению чужого опыта.