Механизм реализации программы

От авторов

МИР ДЕТСТВА – прекрасное, полное открытий и откровений, надежд и мечтаний время. В этом мире у каждого своя история, которая по-своему удивительна.

Порой кажется, что за ДЕТЕЙ все решают взрослые. Но это не так! Взрослым важно мнение ДЕТЕЙ. К ДЕТЯМ прислушиваются, принимают ДЕТСКИЕ проблемы всерьез, стараются сделать так, чтобы с ранних лет РЕБЕНОК принимал активное участие в общественной жизни, для него открывались новые возможности, создавались благоприятные условия для развития творческих, лидерских, коммуникативных и организаторских качеств.

«Человек начинается с ДЕТСТВА. Именно в ДЕТСТВЕ происходит посев добра», – заметил С. Михалков. И только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас, как взрослых наставников, – сделать так, чтобы проросли семена добра, которые были заложены в нас нашими родителями, близкими, педагогами.

Мы с уверенностью можем сказать, что уже на протяжении 25 ЛЕТ не одному поколению ДЕТЕЙ помогает не быть равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в родном городе или районе, области и стране наш СОЮЗ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

СОЮЗ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – это объединение ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫХ с богатой историей, славным настоящим и ярким будущим. За 25 ЛЕТ наш СОЮЗ сильно изменился. С каждым годом СОЮЗ рос и развивался, превратившись из интересной задумки в успешную и современную организацию нашего региона. В СОЮЗе сохраняются традиции, активно развивается детское самоуправление и воплощаются в жизнь детские инициативы.

Но чтобы не происходило, как бы не менялся наш СОЮЗ – для ребят он всегда остается самым родным и любимым. Неразрывно связанные с миром взрослых, ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ были и остаются независимой территорией ДЕТСТВА, живущей по законам добра и справедливости, единства слова и дела, дружбы и товарищества, совести и чести, заботы и милосердия. ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ символизируют дружбу и взаимопонимание, любовь к Родине, стремление сделать мир красивее и добрее.

В юбилейный год хочется, чтобы СОЮЗ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ оставался той площадкой, где воплощаются ДЕТСКИЕ мечты, инициативы, формируется активная гражданская позиция и происходит становление ЮНЫХ ПАТРИОТОВ.

Актуальность программы

В государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы подчеркивается, что процесс воспитания должен стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в системе общественных отношений. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Все это нацеливает современную общеобразовательную организацию на внедрение новых орга­ни­зационных форм гражданского образования и воспитания, которое как важнейшая сфера образования нуждается в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, родителей и педагогов, школы, социума и органов власти всех уровней.

Одной из таких форм социализации и становления личности является детская общественная организация. Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Детская организация выступает в качестве:

· социального явления, реально связывающего мир детства и мир взрослых;

· одной из самых приемлемых форм участия детей в общественной жизни, объективно заключающей в себе механизм реализации гражданских прав и свобод ребенка;

· своеобразного социально-воспитательного института, направляющего процесс социализации личности.

В настоящее время необходимость и важность исследования социализации подростка в деятельности детского общественного объединения возрастает в связи с общественным признанием его социального статуса, где приоритетным становится принцип свободы выбора и добровольности участия подростков в деятельности.

Детские общественные объединения содействуют формированию мировоззренческих позиций, культуры сознания и поведения, способности к самостоятельному выбору форм деятельности, актуализируют общественно-значимые потребности детей, выявляют и активизируют позитивные ценностные ориентации.

Особая значимость заключается в том, чтобы, переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиций современной теории воспитания, сформулировать и обосновать концепцию, реализация которой на практике помогла бы участнику объединения занять достойное место не только в семье, школе, среди сверстников, но и способствовать становлению личности ребенка.

Продолжая основную идею социальной успешности, начатую в прошлом учебном году в рамках внешнего круга программы «Вектор успеха», всем детским организациям областного Союза предлагается продолжить движение по цепочке «СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ПРОДУКТ - РЕЗУЛЬТАТ - ЭФФЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ» посредством реализации проектов внутреннего круга, сделав упор на персональный, групповой и коллективный успех, а также успех всей организации в целом.

Цель программы:

создание благоприятных условий для сплочения и активизации деятельности территориальных детских организаций – субъектов Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций» посредством развития лидерского и творческого потенциала детей и подростков, реализации общественно полезных инициатив, направленных на создание единого поля общения и взаимодействия общественных организаций.

Задачи:

Ø выработка общей стратегии деятельности ТРОО СДО и определение перспектив дальнейшего развития;

Ø укрепление и развитие детских общественных объединений Тамбовской области посредством усиления взаимодействия между детскими организациями и распространения успешного опыта;

Ø демонстрация общественности эффективной практики социально полезной деятельности ТРОО СДО;

Ø увеличение численного состава членов детских организаций и волонтеров, привлеченных к организации общественной деятельности с детьми и подростками;

Ø апробация инновационных форм и методов организации деятельности детских организаций в рамках основных проектов и акций программы;

Ø овладение участниками детской организацииперспективными технологиями работы детского самоуправления;

Ø оказание методической поддержки и консультационной помощи территориальным и первичным детским организациям;

Ø развитие у подростков, участников программы, организаторских навыков и лидерских качеств, формирование активной гражданской позиции, воспитание гражданственности и национального самосознания, формирование системы ценностных ориентаций;

Ø знакомство с базовыми понятиями в области социальной успешности.

Механизм реализации программы

Программа «Вектор успеха» - это «настольная игра», основной сюжет которой посвящен идеи социальной успешности. Карта программы поделена на два игровых поля – внешний и внутренний круги, соединенные авторскими проектами «Шанс», «Включайся» и «Перезагрузка».

В 2015-2016 учебном году всем детским организациям предлагалось принять участие в проектах внешнего круга карты программ, состоящего из восьми основных направлений - векторов успеха:

- стратегическое,

- лидерское,

- информационное,

- творческое,

- валеологическое,

- социальное,

- патриотическое,

- культурное.

В основе каждого проекта программы лежало последовательное движение по цепочке:«Социальная проблема - Продукт - Результат - Эффект социальной успешности».

Социальная проблема предполагает обращение к конкретному критерию успеха, заключенному в тематике направления. С разрешением социальной проблемы тесно связан вопрос социализации подростка в детской организации.

В качестве Продуктавыступает конкретное дело по реализации проекта или акции детской организации в рамках программы, направленное на решение социальной проблемы.

Результат –это то, что стало непосредственным итогом участия подростка в деятельности детской организации или основные достижения самой детской организации в рамках конкретного проекта программы. Достижение конкретных результатов реализации проектов программы увеличивает вероятность появления Эффектасоциальной успешности.

В 2016-2017 учебном году детские организации приступают к реализации проектов внутреннего круга, который состоит из семи направлений – конкретных векторов успеха:

· инновационное направление «Проспект детской инициативы»;

· информационно-медийное направление «PR-агентство «Актив и Я»;

· патриотическое направление «Голос юных – выбор молодых»;

· валеологическое направление «Чемпионат Союза по многоборью»;

· социальное волонтерство «Доброжелательный город»;

· лидерское направление «25 лет ТРОО СДО»;

· авторское.

Кроме того, для того чтобы приступить к реализации проектов по направлениям необходимо позаботиться о реализации проектов «Шанс», «Включайся», «Перезагрузка», как своеобразном «авторском мостике» между внешним и внутренним кругами программы.

Новшеством программы этого года становится ранжирование проектов по нескольким модулям:

- модуль личностного развития (проекты, направленные на достижение персонального успеха участника детской организации);

- модуль развития детской организации (проекты, направленные на достижение успеха школьной детской организации);

- модуль развития городской/ районной детской организации (проекты, направленные на достижение успеха территориальной детской организации);

- модуль развития сотрудничества между городскими/ районными детскими организациями (проекты, направленные на достижение успеха в социальном партнерстве между территориальными детскими организациями);

- модуль развития Союза детских организаций Тамбовской области.

Основные концептуальные обоснования программы:

Напомним, что успех — последовательная реализация достойной цели в задуманном деле и ее достижение, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Для достижения успеха необходимо поставить такую цель, которая требует полной отдачи, достигается с большим интересом и влечет за собой долгосрочный социальный эффект. В юбилейный для Союза год, мы ставим перед собой достойную цель – показать, что успех детской организации - явление многогранное.

Механизм реализации программы - student2.ru

Успех достижим тогда, когда со стороны ЧЛЕНА ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, как наиболее активного участника, исходит инициатива, он воздействует на других в целях интеграции совместной деятельности. Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дают возможность молодому человеку адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

Работая по программе «Вектор успеха» в этом учебном году, активисту необходимо учиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Активист призван эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

Активно работающую организацию всегда должен волновать вопрос привлечения новых членов, чтобы не возникло проблем с преемниками. С самого момента образования организации надо начинать работу с ее потенциальными членами, постоянно пополнять их ряды: это и приглашение учащихся, их родителей и педагогов к участию в своих меро­приятиях, и организация специальных мероприятий рекламно-агитационного характера. Особое внимание следует обратить на работу с учащимися началь­ной школы. Уже в младшей школе дети должны знать о существовании органи­зации и стремиться к членству в ней.

Каждый человек, зная или не зная этого, всегда находится в группе, коллективе или команде. Под группой в данном контексте мы понимаем АКТИВ ШКОЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Актив школьной детской организации характеризует непосредственный контакт между явными лидерами объединения в процессе совместной деятельности по достижению общих целей. Актив - это те ребята, которые первыми приходят, когда за­думывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в детской организации, форми­руют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка, зависит успешность деятельности всей школьной детской организации.

Кроме того, успех ШКОЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, как сплоченного коллектива, достижим, когда четко определена стратегия достижения успеха через реальную социально-значимую многопрофильную деятельность, которая создает условия для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Направления деятель­ности каждая организация выбирает самостоятельно, исходя из своих потребностей и условий, однако необходимо помнить, что объединяющим началом служат совместные дела, в которых участвуют все члены организации, например, программа «Вектор успеха».

Школьные детские организации входят в состав РАЙОННЫХ И ГОРОДСКИХ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ) ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.Основная работа данных детских организаций заключена в руках команды единомышленников – СОВЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Советы исполняют роль единого координационного органа, информационного и методического центра, системно работающего с детскими школьными объединениями, входящими в состав городской или районной детской организации. В Совет территориальной детской организации в любое время может обратиться подросток или детская организация со своим вопросом, предложением, инициативой, а Совет подскажет как, где и когда идея может быть реализована. Кроме того, именно Совет территориальной детской организации ответственен за реализацию единой областной программы – от того, как будет выстроена эта работа, зависит успешность всех детских организаций города или района.

Часто ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ замыкается на себе и своей деятельности, в то время как она должна быть вовлечена в общий водоворот событий. У любой детской организации должна быть воз­можность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастной к общему делу, что также можно по праву считать одной из граней успеха. Для этого необ­ходимо установить контакты с другими организациями, выстраивать СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

По развитию детских организаций на местах можно судить о развитии СОЮЗА ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ и успешности его работы в целом. Результаты деятельности Союза детских организаций Тамбовской области подчеркивают его необходимость подрастающему поколению для проявления инициативы и самодеятельности, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности, а также посильного и реального участия в жизни региона.

Надеемся, что основная идея программы совпадает с вашим представлением о работе и сущности детских организаций. Достойная цель – это не легкая цель, она должна быть настолько большой, что будет вести и ваших активистов, и школьную детскую организацию, и Совет территориальной детской организации, и городскую/районную детскую организацию, и областной Союз вперед. Настоящий успех – это не место назначения. Успех – это путь!

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Наши рекомендации