Костюкова Т.А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вест. Томского гос. пед. ун-та.€

3.Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»теория и практика преподавания [Электронный ресурс]. URL: http://www.orkce.org/node/304. (дата обращения 02.11.13).

Из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей у подростков

Помыткина Т.И.

Богословские катехизаторские курсы г. Новокузнецк

Вопреки массовой пропаганде гедонизма и «сексуальной свободы» в душе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, к прочной семье. Однако сегодня эти стремления глубоко запрятаны, «вытеснены» из сознания подрастающего поколения. Задачей современного педагога является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, разврату и цинизму. В этом может помочь надлежаще организованное духовно-нравственное образование и воспитание, основанное на традиционных религиозных ценностях. Последним нормативно-правовым документом, касающимся проблемы преподавания религиозных дисциплин в школе, является приказ Министерства образования «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» от 01 июля 2003 г

В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом в 1997 году, признается особая роль православия в истории России, в развитии её духовности и культуры. Одним из путей формирования духовно-нравственных ценностей у детей является проведение занятий по предмету «ОРКСЭ», а у подростков – деятельность воскресных школ при православных храмах и организация факультативов в вечерних общеобразовательных школах. Название такого факультатива может быть самое разное: «Основы христианской нравственности», «Православная культура», «Христианская этика» и т.д. Также формированию духовно-нравственных ценностей у подростков может способствовать преподавание курса «Этика и психология семейной жизни», разработанного Т.А. Флоренской, доктором психологических наук. Ведущая цель такого курса – формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям, воспитание качеств семьянина. Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией «свободного секса», перечеркивающей этические нормы семьи. Принципами преподавания курса «Этика и психология семейной жизни является недопустимость провоцирования у подростков переживаний сексуального характера и необходимость бережного отношения к их чувству стыдливости.

С целью выяснения возможностей использования духовно-нравственного потенциала православной культуры для формирования духовно-нравственных ценностей, мы провели в вечерней сменной школе №2 г. Новокузнецка опытно-экспериментальную работу, информационно-теоретическим ядром которой стал факультативный спецкурс «Основы православной культуры», для этого нами была составлена специальная программа. Ожидаемые результаты работы мы связывали не с воспитанием религиозности обучающихся подростков, а с формированием духовно-нравственных ценностей на историческом, художественно-литературном, культурологическом, этическом и психологическом материале, соответствующем нравственным принципам православного христианства.

Курс включал в себя фрагменты Ветхого и Нового Завета, жития святых, произведения иконописного искусства, документальные видеоматериалы, видеофильмы, записи церковного пения. Осуществлялось знакомство с историческими событиями в России, главными православными праздниками, их нравственным содержанием, традициями русского народа, нравственным примером христианских святых.

Практическая часть курса заключалась в выполнении заданий, направленных на закрепление полученных теоретических знаний о духовно-нравственных ценностях в поведении. Они включали в себя корректировку взаимоотношений с родителями и негативного отношения к окружающим, ежедневный самоанализ, оказание помощи и поддержки другим людям. Использовалось проблемное обучение, стимулирование самостоятельной творческой работы обучающихся с помощью вопросов, домашних практических заданий, коррекция формулируемых выводов. Наблюдение и опросы подростков показали, что наибольшее впечатление на подростков оказали экскурсия в храм и встреча-беседа с православным священнослужителем.

Исследование доказывает, что при формировании духовно-нравственных ценностей у подростков необходимо соблюдать следующие этапы: создание доверительных отношений между педагогом и подростком, эмоциональное принятие подростком нравственного идеала, формирование убеждения в ценности нравственного идеала, разрешение сомнений в истинности нравственного идеала. Внеклассная воспитательная работа включала в себя встречи с духовно богатыми людьми, посещение памятников архитектуры, музеев, включение в социально-ориентированную деятельность (шефские поездки в детский дом и интернат для престарелых).

Перед началом проведения воспитательной работы был осуществлен опрос обучающихся подростков. Опрос позволял решать не только диагностические, но и коррекционные задачи. При анализе вопросов, связанных с отношением подростков к религии, установлено, что во всех опрошенных классах процент обучающихся, считающих себя верующими, оказался весьма высоким (56,2 %). Таким образом, в основу обсуждения каждой предстоящей темы была положена беседа с обучающимися об их отношении к религии, выявляющая их понимание значения религии для человека, знание основ различных вероучений и т.д. В процессе обсуждения были получены следующие ответы: «Человек верит в Бога, потому что Он ему помогает», «Сейчас снова изучают религию, чтобы не забывать традиции и обычаи предков, не забывать историю» и т.д.

Каждый урок курса построен по следующей схеме.

1. В начале занятия – обсуждение домашнего задания, вводная беседа по определенной теме, очерчивающая круг проблемных вопросов.

2. Рассказ о каком-то факте, событии (например, рассказ о благоверном князе Владимире, княгине Ольге, их вкладе в развитие культуры России и т.д.).

3. Просмотр видеоматериала, видеосюжетов по изучаемой теме, содержащие изображения храмов, хоровое пение и др.).

4. Обсуждение просмотренного видеосюжета, выводы по занятию, домашнее задание.

Весь урок основан на вопросах различного типа, активизирующих познавательную сферу обучающихся, побуждающих их к рассуждениям, высказываниям. Нами установлено, что наиболее результативный и эффективный способ общения с подростками – диалогический. Вопросы акцентируют внимание обучающихся на основных понятиях темы, дают возможность сформировать и выразить собственное мнение, обеспечивают построение диалогичного общения и установление обратной связи с аудиторией, способствуют наиболее успешному усвоению материала.

Беседа о нравственном потенциале заповедей была построена на анализе и обсуждении результатов анкеты по некоторым вопросам. Так, например, при обсуждении заповеди «Чти отца и матерь твою…» обсуждался вопрос «Всегда ли нужно слушаться родителей?». При обсуждении заповеди «Не убий» – вопросы об отношении к окружающим: «Есть ли люди, которых ты ненавидишь? Обязательно ли нужно мириться с ними?». В процессе беседы было выявлено противоречие: мы сами себя считаем достойными любви, а окружающих – нет. В этой связи обучающимся подросткам были разъяснены некоторые добродетели и понятия христианского мировоззрения: смирение, терпение, прощение (на примере жизнеописаний некоторых святых) и другие.

Подросткам для обсуждения были предложена темы: помощь близким, самое дорогое – жизнь, мир прекрасен, духовно-нравственное устроение человека и др. Общее неодобрение при обсуждении вызвали некоторые ответы в анкетах на вопрос «За что можно ударить?»: «за многое», «когда надоедают», «хоть когда» и т.д. Наиболее распространенный ответ – «в случае самообороны». В конце занятия перед подростками был поставлен вопрос: «Зачем человеку нужны заповеди?». Некоторые подростки впоследствии признавались, что ответить на этот вопрос было нелегко.

Вопросы о возникновении православия на Руси и его значение для развития страны выявили очень слабое представление обучающихся подростков об этом. Никто не мог дать полной информации о времени, причинах и обстоятельствах принятия христианства на Руси. Затруднения также вызвал вопрос: «Почему Русь называли святой?». Был получен единственный ответ: «Потому что она была крещённой».

Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы использовалось анкетирование, наблюдение и устный опрос обучающихся. В качестве диагностического материала мы использовали сочинения обучающихся на темы, сформулированные по изучаемому материалу. Для обеспечения большей искренности подростков мы предлагали им (по желанию) оставаться анонимными авторами. В общей сложности нами проанализировано более 60 сочинений.

Результаты воспитательной работы на основах православия оценивались поэтапно и по разным показателям. В качестве диагностического материала мы использовали также сочинения на темы: «Идеальная семья – это…», «Счастье – это…», «Моё отношение к окружающим людям» и др. Обобщение творческих работ обучающихся имело трудности, связанные с самобытностью и неповторимостью каждого текста. Однако проявились некоторые общие тенденции.

Анализ результатов показал, что у обучающихся подростков повысилось чувство ответственности, при этом уровень конфликтности и агрессивности снизился. У подростков стало более выраженным стремление к послушанию родителям и негативное отношение к разводам. Среди значимых ценностей у подростков появились следующие: «духовное умиротворение», «гармония с окружающим миром и с самим собой», «способность любить». В ответах реже стали встречаться материальные ценности.

Анкетирование родителей обучающихся, беседы с администрацией школы и педагогами выявили их положительное отношение к проведению воспитательной работы, построенной на духовно-нравственных основах православия. Более того, у абсолютного большинства подростков и родителей сложилось позитивное отношение к курсу. По мнению родителей, такие уроки должны проходить в форме рассказов, лекций, бесед, экскурсий, походов. Среди негативных откликов родителей по поводу предметов духовно-нравственного содержания можно привести следующие: «духовно-нравственное воспитание не должно быть отдельным предметом», «жизнь диктует другие правила», «всё это несовременно» и др.

Лонгитюдное наблюдение свидетельствует, что основным социально-педагогическим условием успешного формирования духовно-нравственных ценностей является наличие референтного взрослого (педагога, родителя, родственника), являющегося носителем духовно-нравственных ценностей. Именно поэтому педагог устанавливает тесный контакт с родителями, выясняя, таким образом, отношение родителей и близкого окружения подростков к духовно-нравственным ценностям. Целесообразно проведение с родителями встреч, бесед на духовно-нравственные темы, организация и проведение паломнических поездок на святые источники, в храмы и монастыри.

ИКТ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ОПК

(В РАМКАХ КРУЖКА И КУРСА ОРКиСЭ)

Попова М.А.

МБОУ «Новосокольническая средняя общеобразовательная школа» Псковская область

Компьютер и его сети – это просто техника, помогающая людям передавать и получать информацию. А что это за информация – зависит от нас.

Диакон Андрей Кураев [1]

Мы часто заблуждаемся, ругая вещи. Человек смотрит по телевизору гадости – телевизор виноват, днями играет в компьютерные вещи – компьютер виноват. Компьютер – это вещь, он не может быть хорошим или плохим, и только от его хозяина зависит: употребить его на добрые дела или на злые, а можно и окончательно потерять себя и стать рабом вещи [1]. Используя ИКТ на занятиях кружка «Основы православной культуры», хотелось, чтобы дети задумались над этим.

Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, в жизнь наших детей. Мы хорошо понимает, что современные дети гораздо больше времени проводят за компьютером, чем за чтением художественной или учебной литературы. Надо принять это как данность и использовать в своих интересах.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов воспитательного процесса в школе. Оно позволяет сформировать честных, добрых, трудолюбивых людей, оказать помощь в поисках своего места в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Основной пафос православной системы воспитания есть нацеленность воспитательных воздействий на формирование цельной, духовно-гармоничной личности через глубоко осознанное и пережитое, жизненно-практическое восприятие ею высочайших ценностей христианского образа жизни и мысли. Поэтому не будет ошибкой обозначить православное образование как образ жизни, выступающий в качестве воспитательной системы, всесторонне созидающей и развивающей личность на протяжении всей ее жизни. При таком подходе конечной целью образования является не только насыщение ученика новыми знаниями, навыками и умениями эмпирического плана, но, прежде всего, воссоздание в личности образа и подобия Божия посредством вхождении ее в мир соборной церковной духовности [2].

Кружок «Основы православной культуры» реализует воспитательные возможности православной духовно-нравственной культуры, которая сохранила опыт чувств, эталоны ценностей, способы реагирования человека на происходящие события в мире в нормах христианской нравственности. Кружок начал работать в 2004 г. И сразу же возник ряд проблем (отсутствие методических пособий, перегруженность детей информацией, проведение кружка во внеурочное время и т. п.). Но самой большой проблемой, быть может, одной из главных была проблема мотивации интереса. Что человеку интересно, тем он и занимается, тому отдает свое время, свою жизнь. А как сделать, чтобы детям стало интересно главное дело жизни – спасение души? Начались поиски методик, приемов, с помощью которых не только преподается ОПК, но и наполняется новым содержанием воспитательная работа с детьми, одухотворяется внеурочная деятельность.

Вскоре стало понятно, что новое время требует новых подходов, новых технологий, в том числе и компьютерных. Самое главное преимущество использования ИКТ на занятиях кружка ОПК – повышение интереса детей к православной культуре, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Занимательность материалов, представляемых с помощью мультимедиа, безгранична. Видеоматериалы познавательного характера, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание самых непоседливых пользователей, какими являются младшие школьники.

Диапазон ИКТ, которые используются на занятиях кружка по ОПК, достаточно широк. Прежде всего, это средства наглядного оформления (визуальный ряд) и информационного сопровождения воспитательных мероприятий (презентации иллюстративных материалов).

Когда на уроке материал подан необычно, ярко, творчески, когда ученик видит и слышит не только учителя, восприятие православной культуры становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в процессе подготовки к занятию [3]. Эффективным приемом является использование тематических презентаций, подготовленных учителем.

Презентации, созданные с помощью программы Microsoft Power Point, позволяют провести заочные экскурсии по различным местам, в которых не у всех есть возможность в реальности побывать. Рассказ о шедеврах русской живописи, о полотнах, созданных на библейские темы, о написанных русскими иконописцами святых образах, ныне хранящихся в различных музеях, сопровождается виртуальными экскурсиями по музеям.

Для привлечения внимания первоклассников к музейным экспозициям при создании мультимедийных презентаций применялся игровой подход: «Путешествие на поезде» в город Москву с купцом Третьяковым, именем которого названа крупнейшая галерея. Ребята увидели множество картин и икону «Спас Нерукотворный». В Русский музей мы отправились вместе с Винни-Пухом. «Пройдя» по прекрасным залам музея, особенное внимание уделили некоторым иконам. Дети обратили внимание на икону Архангела Гавриила. Увидев архангельский образ, они сказали: «Какая красивая девушка!» Это послужило поводом для разговора о том, почему ангелы изображаются такими красивыми. Посмотрев еще несколько сюжетов, дети нарисовали собственный ангельский мир. В Эрмитаж детей сопровождал кот Матроскин. Здесь пристальное внимание было обращено на икону Святителя Николая Чудотворца. И наше заочное путешествие было морским. Дети узнали о том, как однажды святитель Николай спас корабль от гибели. Чтобы дети живо могли представить картину шторма, был продемонстрирован слайд с репродукцией картины Айвазовского и прослушана запись шума морских волн. Затем детям была предложена книга-раскраска о Николае Чудотворце, где они с радостью обнаружили знакомую им картину спасения корабля и с удовольствием ее раскрасили.

На занятиях кружка «Основы православной культуры» используются и современные социальные сервисы и средства сети Интернет.

Так, сервис wordle.net позволяет создать графический образ (облако) из слов заданного текста. Данный сервис можно использовать различным образом. Во-первых, сформулировать тему нового занятия. Например, предваряя разговор о пороках и недостатках человека, можно предложить детям составить пословицу из предложенного облака слов и определить, о чем пойдет речь (дети составляют пословицу: «В зависти нет ни проку, ни радости»). Во-вторых, провести рефлексию своего настроения в конце мероприятия, используя заданные слова (ребята выбирают из облака слов те, которые определяют их настроение: осеннее, чудесное, решительное, добродушное, мирное, грустное и т. д.)

Сервис ImageChefтакжеочень полезен для педагогов. С его помощью можно буквально за несколько минут превратить простой текст в интерактивный. Его можно использовать для создания эпиграфа к воспитательному мероприятию. Формируя представление о культуре как результате совместного творчества русского народа, можно познакомить детей с русским национальным костюмом с помощью поэтического калейдоскопа «Встала красная девица рано…» http://www.imagechef.com/ic/myitem.jsp?myremix=20323226

Через удобный интерфейс сервиса Playcast.ru, соединив воедино текст, картинку (фотографию или видео), музыку, можнополучить свой уникальный маленький шедевр. Думаю, что он сможет вдохновить детей и на творчество. Звучащая открытка - это прекрасно!

Плейкаст «"Колокольчики мои...» (http://www.playcast.ru/view/1600081/8c5eb05e3fbbab7e6c79e893bdc4f251544db295pl) использовался на занятиях кружка при знакомстве детей с историей появления первых колоколов. Детям было интересно узнать, как появился первый колокол. Замечательное предание очень понравилось ребятам, изображение колокольчиков и колокольный звон дополняют текст.

Сервис pixtar.lv имеет ряд положительных моментов: прост в использовании, экономит время, содержит интересные темы для оформления, создает эффект движения, которого не хватает на плейкасте.

Слайд-шоу «Давайте вспомним» используется на вводном занятии кружка «Основы православной культуры» во 2 классе. Прежде чем продолжить изучение азов православия во втором классе, дети должны вспомнить и повторить материал первого года обучения. Слайды не только заинтересуют ребят, но и напомнят им то, чем они занимались в первом классе. После просмотра слайд-шоу дети должны продолжить следующие предложения:

• Мне запомнилось ...

• Мне понравилось ...

• Было сложно ...

• В этом году я хотел(а) бы ...

К достоинствам сервиса PhotoPeach можно отнести: загрузку сразу нескольких фотографий, загрузку музыки как с самого сервиса, так и с компьютера, вставку надписей.

С помощью слайд-шоу "Гляжу в озера синие ..." (http://photopeach.com/album/gq0bpx) можно показать красоту Божьего мира, нерукотворного мира природы. После просмотра презентации делается вывод: «Вода – бесценное богатство, которое дарит нам Бог. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить ее напрасно».

Затем детям было предложено выполнить творческую работу на тему: «Если бы я мог творить». Учащиеся должны придумать и нарисовать таких рыб, которых нет в мире, но их существование могло бы украсить и разнообразить его. Результатом работы стало слайд-шоу «Рыбка, рыбка, рыбка …» (http://photopeach.com/album/q4f54m?ref=more)

Следующим шагом на пути внедрения ИКТ в образовательную деятельность стало использование сервисов web 2.0 в деятельности самих учащихся. Конечно же, благодатной почвой стала проектная деятельность. С четвероклассниками в рамках курса ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») мы начали работу над проектом «Православие о добреи зле». (http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Учебный_проект_Православие_о_добре_и_зле)

Ответить на вопрос, зачем творить добро, когда никто не видит, было сложно, требовалась серьезная вдумчивая работа всех групп. Кроме того, детям в ходе работы предстояло познакомиться с несколькими веб-сервисами, обсудить вопросы, связанные с их использованием. В мае 2013 года проект был с успехом защищен на межрайонной конференции по духовно-нравственному воспитанию, которая проходила на базе нашей школы.

Работая над проектом, дети учились сотрудничать со взрослыми, сверстниками, оценивать свою деятельность и работу товарищей, доносить свою позицию до других людей. Но самое главное, что было «брошено вперед», можно выразить следующими словами:

Твори добро – пусть не поймут…

Дари добро – пусть не вернётся!!!

Посей добро и там, и тут…

Пусть каждого оно коснётся!!!

Именно эти строчки звучали в конце защиты проекта, и они, наверняка, останутся в сердцах ребят.

Таким образом, использование новых технологий, компьютеров, ресурсов сети Интернет открывают неограниченные возможности для творчества как учителя, так и учеников, позволяют сделать преподавание Основ православной культуры ярким, интересным, нестандартным, эффектным и запоминающимся.

Литература

1. Диакон Андрей Кураев. Православие в современном мире. // Режим доступа: http://hrammaxim.ru/index.php/stati/433-2011-07-05-03-55-20 (дата обращения 08.01.2014).

2. Костюкова Т.А., протоиерей Алексий Шульгин. Православная педагогика в современной духовной и культурно-исторической ситуации //Вестник ТГПУ. – Вып.10 (100) – 2010. – С. 25–30.

3. Салтыкова Т.Ю. Создание и использование электронного учебного пособия по литературе // Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-164478.html (дата обращения 08.01.2014).

Воспитание целостного человека

Трунцева Я.А.

МКОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

«Христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги, и только оно вполне достигает тех целей, какие педагоги ставят для воспитания».

Священномученик Фаддей,

архиепископ Тверской

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены такие качества как духовность и нравственность.

Современная педагогика ищет выход из кризиса, сложившегося в конце XX века. Это видно по тому, как часто и стремительно меняются формы, методы и принципы организации учебного процесса. Зачастую, слепо копируя достижения дореволюционной отечественной педагогики или западные образовательные идеи, педагогика заходит в тупик и вынуждена снова и снова экспериментировать и натыкаться на стену невозможности применить ту или иную идею в нашем мировоззренческом контексте.

В чем же основная проблема современного образования? Нам кажется, что в условиях идей глобализации, нивелирования личности, отсутствия патриотического и духовно-нравственного воспитания невозможно решить задачу истинного образования – воспитание человека, устремленного к духовным идеалам. Образование – от слова «образ». Обратимся к Библии. Господь сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1, 27). Святые Отцы указывают на те или иные черты образа Божия в человеке: обладание разумом, волей, даром речи, свободой, бессмертной душой, стремлением к богопознанию, способностью творить. Православная педагогика – это наполнение уже сложившейся научной теории и категориального строя православным смыслом. Это «педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа» [1]. Православное воспитание исходит из такого понимания единства смысла, жизни и слова, когда сам образ жизни выступает как воспитательная среда. И люди, в силу сопричастности такому образу бытия в мире, становятся обладателями целостного религиозного мировоззрения, в котором все части предполагают, дополняют и объясняют друг друга и составляют целокупный организм живой, творческой, преображающей церковной истины. Не человек – покоритель природы, не человек – технократ, поглощенный тайнами Вселенной, и даже не человек, преобразующий мир, становятся героями нашего времени, но человек, преображающий мир собственной души и мир вокруг себя [2].

В этом коренное отличие отечественной педагогики от западной традиции, где образование – «education», то есть «систематическое обучение и воспитание» (по версии электронного этимологического словаря Online Etymology Dictionary). Таким образом, «education», является формальным процессом обучения, получаемым в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях; получение знаний, умений и навыков для личного и профессионального роста индивида. «Education», производное от слова «educe», что значит выявлять скрытые возможности, выводить, выделять, от него же – «eduction» – проявление, выход, выпуск и химический термин «выделение». Выявлять можно все что угодно для различных целей и задач [3]. Такое понимание образования – «education» - сейчас и переносится на почву современной российской педагогики, в то время как оно совершенно чуждо и противоестественно сложившейся многовековой традиции русской школы.

С нашей точки зрения, сейчас необходимо использовать такие формы обучения и воспитания, которые бы гарантировали преемственность исторического опыта, развитие национальной культуры, национальных традиций, почти тысячелетней духовной культуры, которую мы все стремительнее теряем, основанные на следующих принципах (по Г. Каледе):

• Христоцентричность (центром жизни христианина является Христос, Христос – центр мировой истории);

• Педоцентричиость (учет возрастных особенностей слушателей, их религиозной и общеобразовательной подготовки);

• Опережение морально-нравственным образованием, воспитанием рационально-информационного «education».

• Воцерковление (без этого принципа нет и не может быть ни православного воспитания, ни православного образования. Недостаточно быть верующим, надо быть воцерковленным, войти в жизнь Церкви, жить ее Таинствами);

• Исполняемость заповедей Христа ребенком, юношей, девушкой, взрослым человеком в современных условиях.

• Раскрытие Православия как радостной полноты жизни во Христе [4].

Жизненно необходимо как для личности, так и для государства закрепление в череде поколений основополагающих ценностей: общность судьбы на своей земле, память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Каждая педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит. Она выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни и ценностей, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Эти ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего образования [5].

Православная традиция образования становится единственным связующим звеном между исконным пониманием образования и воспитанием целостного человека. Православие является фундаментом, на основании которого возможно восстановление традиций, уклада жизни, мировоззрения и миропонимания человека. Образование, основанное на православной традиции, дает не только комплекс ЗУНов, к которым зачастую сейчас сводится обучение, но и воспитывает цельного человека, усвоившего понятия чести, достоинства другого человека, свободы выбора и ответственности за этот выбор. Православное воспитание дает человеку истинную картину мира, в которой семья, например, является важнейшим институтом, рождение детей – не случайность и неприятная неожиданность, а благо и ответственное поведение. Без воспитания духовной основы человек не сможет существовать ни как личность, ни как гражданин. Никакое государство не сможет существовать в условиях современной экспансии без воспитания в его гражданах четкого и укорененного понятия семьи, ответственности, патриотизма, традиционного уклада жизни, чести, достоинства и взаимоуважения. Традиции и уклад предков – становятся важнейшими основами сохранения государства как такового. В условиях стремления к глобализации человек становится «гражданином мира», у него нет понятия родины, семьи, традиций и памяти предков, он становится неким «манкуртом», потерявшим связь со свои родом. Человек, не наполненный ничем, становится легкой добычей для самых экстремистских идей.

Современному образованию, отформатированному по стандарту, где нет простора для творчества, где практически не ставится задача самостоятельного и критического подхода, очень сложно воспитать человека, противостоящего стиранию национального, традиционного уклада жизни. В современном образовании огромной проблемой становится процесс социализации выпускника образовательного учреждения, особенно школ-интернатов, вхождение его в общество и мир, который до этого был скрыт от него. Выпускник сталкивается с миром, к которому, оказывается, не подготовлен. В зависимости от того, в какую среду попадает человек и происходит его дальнейшее становление. Зачастую, неподготовленный в духовно-нравственном аспекте, выпускник получает горькие уроки от мира, и не всегда он способен противостоять ему. Только морально подготовленный и сильный человек, с укоренившимися устоями, традициями, верой, способностью с критикой относиться к тому, что преподносит ему окружающая его действительность, способный противостоять обезличиванию, не поддаться толпе и слепо следовать за массой имеет шанс на достойную жизнь. Залог успешной социализации – умение критично оценивать все, что преподносит действительность и соотносить это с духовной основой, которую дает Православие. Православный педагог учит жить не оторвано от мира, а участвовать в каждом его проявлении, постоянно выбирать, а не слепо следовать.

Ребенок, воспитанный в таком ключе, воспринимает школу как начальный этап жизни, как то место, где он получает закладку фундамента своей личности, а не просто как место, где он общается со сверстниками и получает знания.

Православное образование – это не только духовные знания, но по большей части духовный опыт. В чем он заключается? Если педагог пытается привить ребенку нравственные и духовные установки, на деле поступая с точностью до наоборот, пользы от такого воспитания ждать не следует. Педагог должен быть образцом для воспитанников не только на словах, но и на деле. С начальной школы необходимо воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, желание помочь другому человеку. Это может проявляться в работе в группах, наставничестве одного ученика над другим, оказании помощи младшим, помощи по дому, в классе, шефстве над одинокими людьми, детьми-инвалидами и многое-многое другое. Только практическое применение знаний сделает привычкой и неотъемлемой частью души способность поступать человечно [6]. В настоящее время людей благодарят за то, что они поступают по-человечески, а ведь это должно быть внутренней потребностью души, а не из ряда вон выходящим событием. Педагогу необходимо развивать в первую очередь способность к эмпатии, отзывчивость, способность понять другого человека, эмоциональную открытость и восприимчивость, направленность к людям и заинтересованность ими.

Общество и государство остро нуждается в таких моделях образования, которые бы привнесли духовно-нравственные компоненты в образование.

Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

Литература

1. Сурова Л.В. Православная педагогика как общественное и духовное явление [Электронныйресурс]. URL:http://www.synergia.itn.ru/kerigma/pedagog/sur+ova/stat/pr-ped.htm/. (Дата обращения –3.11.2013).

2. Костюкова Т.А., протоиерей Алексий Шульгин. Православная педагогика в современной духовной и культурно-исторической ситуации //Вестник ТГПУ. – Вып.10 (100) – 2010. – С. 25–30.

3. Архипова С.В. Значение лексем «образование» и «education» в русском и английском языках [Текст] // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. – №1. – С. 94–98.

4. Игумен Глеб (Каледа). Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях [Электронный ресурс] // www.azbuka.ru

5. Игумен Георгий (Шестун). Православные традиции и современная российская школа [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37892.php. (Дата обращения 11.10.2013).

6. Евгений, Архиепископ Верейский. Возрождение православных традиций образования и воспитания – духовно-нравственная основа стабильного демографического развития [Электронный ресурс]. URL:http://www.mospat.ru/archive/7931-1.html. (Дата обращения 11.10.2013).

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Архипова О.В., Зайцева Е.Б., Ермохина Л.В.

ГКОУ ВО «Областная санаторная школа-интернат» г. Вязники

Владимирская область

«На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви».

Наши рекомендации