Управляющий совет как основа демократического уклада школьной жизни
Шишкина Т.Н. , председатель Управляющего совета МОУ СОШ №33 города Томска
Последние годы названы временем перемен в разных сферах, в том числе и в образовании. Школа стала более открыта родительской общественности, местному сообществу. Она развивается как общественно - активная школа при поддержке Управляющего совета и ученического самоуправления в атмосфере толерантности и сотрудничества педагогов, родителей, обучающихся. Для нас это важно, так как образовательное учреждение является социальным и культурным центром д. Лоскутова.
Создание в 2008 году Управляющего совета, определение содержания его деятельности для нашей школы не стало искусственным нововведением, а было очередным этапом в развитии учреждения.
Управляющий совет в тесном сотрудничестве с администрацией школы обеспечивает реализацию инициатив родителей (их законных представителей), школьников, педагогов и местного сообщества. Эта работа осуществляется в форме совместно реализуемых проектов, программ, таких как:
· целевой образовательно – воспитательный проект «ключевых дел» (журналы для обучающихся начальной школы «Светлячок», «Экополюс», «У нас всё будет по-другому» и др.);
· социальные проекты:
«Футбольному полю – быть!»,
«Международный день ОАШ – наш праздник!»,
«Только вперёд – и ни шагу назад!»,
«Чистая вода – крепость здоровья»,
«Хоккейная площадка»,
«Дети – детям»,
«Дети – ветеранам».
Каждый из них принес пользу детям, родителям, педагогам и жителям д. Лоскутова.
Социальный проект «Хоккейная площадка» был разработан в 2009 году обучающимися 7-8 классов, основной целью которого стало создание на территории школы действующей хоккейной площадки, ледяного катка для жителей Лоскутова. Он уже частично осуществлен при поддержке Управляющего совета, финансовой помощи выпускника школы А. Нечаева, депутатов Государственной Думы Томской области и Думы города Томска в общей сумме 90 тысяч рублей.
На сегодняшний день закуплены все материалы, необходимые для строительства площадки. В летний период силами детей лагеря труда и отдыха будет произведён ее монтаж. Рядом с ней будет оборудовано футбольное мини – поле. «Футбольному полю – быть!» - это итоговый социальный проект обучающихся выпускных классов школы.
Проект «Чистая вода - крепость здоровья!» - это совместный социальный проект обучающихся школы и Детско – юношеского парламента города Томска, в ходе которого будет поставлен очиститель воды в пищеблоке школы.
Проект «Дети – ветеранам» - это социальный проект обучающихся школы, который направлен на оказание помощи ветеранам войны, поздравление их с праздниками, возрождение тимуровского движения, благоустройство территории вокруг памятника ветеранам д. Лоскутова и уход за ним, подготовка и проведение праздничных концертов к торжественным датам.
В школе при содействии органа государственно- общественного управления успешно развивается система социального партнерства и взаимодействия с государственными структурами, коммерческими и некоммерческими организациями, органами школьного и местного самоуправления.
Расширение сферы социального партнёрства через деятельность Управляющего совета позволило:
§ сформировать заказ на образование с учетом индивидуальных потребностей детей и их родителей (их законных представителей);
§ обеспечить долевое финансирование образовательных программ, повышение квалификации педагогов;
§ организовать и способствовать деятельности Общественного совета д. Лоскутова на базе школы;
§ осуществить ведущую идею общественно-активных школ как социальных центров местного сообщества.
Участие в деятельности Управляющего совета представителей обучающихся предоставило школьникам реальную возможность участвовать в управлении учреждением, активу ученического самоуправления осуществлять деятельность в составе комиссий Совета и участвовать в разработке проектов решений в соответствии с уставными компетенциями, а также выступать посредником в осуществлении взаимодействия школьных управляющих и депутатов Детско-юношеского парламента города Томска.
Активная деятельность членов Совета привела к изменениям в работе и Общешкольного родительского комитета (в частности его структуры), расширив содержательное функционирование комиссий по направлениям.
Содержанием работы Управляющего совета и Общешкольного родительского комитета стало изучение образовательного заказа субъектов образования, привлечение внебюджетных средств, организация и проведение традиционных мероприятий для родителей, содействие в организации участия школьников в мероприятиях разного уровня, помощь в осуществлении профориентационной работы, проведение совместно с администрацией школы работы с детьми «группы социального риска»; участие в определении содержания и ценообразования дополнительных платных образовательных услуг, подготовка Публичного доклада и др.
Управляющим советом на сегодня исполнено следующее:
1. разработан механизм оценки результатов педагогической деятельности;
2. все члены Совета прошли курс обучения по программе «Учимся управлять вместе» в рамках программ обучения общественных обучающих КПМО;
3. в 2008-2009 учебном году привлечены внебюджетные средства в размере 534 489 рублей, из них 123 244 - на оплату труда подростков в летний период.
Кроме того, по инициативе управляющих школьников реализована новая форма представления результатов работы школы - Международный день Общественно-активных школ, который проводится ежегодно 1 марта.
В 2009 году с результатами деятельности школы как общественно-активной познакомились более 2000 человек, в том числе за пределами Томской области.
2010 год – год Учителя. Членами Совета разрабатывается проект «Учитель, перед именем твоим…», в рамках которого будут проводиться конкурсные мероприятия для педагогов и классных руководителей, обеспечена ресурсная поддержка реализации проекта «ключевого дела» школьников «Учителями славится Россия!».
Организация и ресурсное обеспечение социально-значимой деятельности школьников, реализация инициатив родителей, обучающихся, жителей д. Лоскутова, участие в управлении школой, развитие социального партнёрства, в том числе с местным сообществом определяет содержание деятельности Управляющего совета в области развития демократического уклада школьной жизни.
Поиск новых форм работы в данном направлении привёл к разработке членами Совета инициативного проекта «Развитие общественных инициатив через его взаимодействие с общественностью, местным самоуправлением и систему подготовки школьных управляющих на базе ЦГО».
Завершая своё выступление, я могу с полной ответственностью сказать, что Управляющий совет МОУ СОШ № 33 г. Томска – реально, а не формально действующий орган государственно-общественного управления, обеспечивающий развитие демократического уклада школьной жизни!
Из опыта функционирования Центра гражданского образования гимназии № 6: работа Школы лектора, ППС - сопровождение деятельности Центра в условиях государственно – общественного управления
Осинина Л.Г., заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 6, руководитель Центра гражданского образования
Центр гражданского образования «Школа лектора» гимназии № 6 был открыт в 2004 году. Преподавательский состав Центра включает 5 человек. Его слушателями являются обучающиеся 8-11 классов гимназии, их общая численность составляет 20 человек.
Программа Центра, утвержденная научно-методическим советом гимназии, включает 47 часов, из них: лекции – 22, практические занятия – 25.
Актуальность программы основана на следующих педагогических идеях:
- наилучший способ усвоения знаний – микро-преподавание;
- наибольшим доверием в пропаганде знаний пользуются сверстники или близкие к этой категории люди;
- навыки публичного выступления и работы с литературой составляют базовые компетенции для общественной работы.
Тем не менее, эти базовые педагогические идеи ещё не в полной мере используются в гражданском образовании и воспитании.
Исходя из вышеизложенного, основными целями Центра гражданского образования «Школа лектора» стали: развитие навыков самостоятельной работы с литературой и освоение принципов работы школьных управляющих.
На достижение поставленных целей направлены задачи:
- развитие знаний и навыков в различных областях гражданского образования;
- овладение основами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП);
- развитие навыков работы с научной литературой;
- формирование навыков работы в лекторской группе школы;
- освоение умений, необходимых для работы в качестве школьных управляющих (подготовка, обсуждение и принятие решений, эффективная коммуникация с администрацией, педагогами, родителями, ученическим сообществом).
Это определило выбор основных направлений работы Центра:
1.формирование ответственного отношения к своему здоровью – 12 часов;
2. ознакомление с приемами РКМЧП для создания лекции – 2 часа;
3. русско-немецкий диалог на Томской земле – 8 часов;
4. формирование психологических аспектов публичного выступления – 11 часов;
5. формирование устойчивой позиции школьников в Управляющем совете – 8 часов;
6. информирование о правовой ответственности несовершеннолетних граждан – 6 часов.
Для организации занятий по направлениям используются технологии РКМЧП, дебаты. Философию технологии дебаты составляют ценности открытого общества: уважение и понимание точки зрения каждого члена социальной группы, если оно не противоречит общечеловеческим ценностям. Технологическую основу составляет модель: вызов, осмысление, рефлексия.
В ходе занятий для слушателей проводятся мастер-классы, тренинги. Материал для них выбирается из практики работы лекторской группы школьников и педагогов гимназии № 6.
Среди основных тем занятий отмечены следующие:
· «Психологические аспекты публичного выступления»,
· «Здоровый образ жизни»,
· «Русско-немецкий диалог на Томской земле»,
· «Школьники в управляющем совете» и др.
На всех занятиях используется раздаточный материал. Логика построения выполнения модуля программы «Русско-немецкий диалог на Томской земле» базируется на знакомстве с великими и известными земляками-немцами различных исторических эпох (поэтами, композиторами, учеными). Это осуществляется через изучение материалов и экспонатов музеев города Томска. В процессе обучения используются технологии музейной педагогики. Завершается работа лекторской группы изучением и освоением технологии РКМЧП, которую слушатели могут применять в своей лекторской работе и собственном самообразовании.
Обучающиеся учатся понимать цели и принципы работы школьных управляющих. Они активно представляют интересы ученического сообщества в Совете, эффективно работают в интересах школы, сообщества и собственного развития. Значимым в их деятельности является информирование ученического сообщества о работе Совета, формирование вокруг себя команды единомышленников и помощников.
Формой итоговой аттестации слушателей Центра гражданского образования является «Конкурс лекторов». В итоге обучающиеся получают удостоверения, сертификаты, грамоты за активное участие в работе Центра и конкурса.
Результаты работы Центра:
1.Изменение уровня активности слушателей. Это проявляется через активную позицию и участие в работе органов ученического самоуправления («Демократической республике»), Управляющем совете гимназии № 6. Они являются членами парламента, министрами, избираются на пост президента республики, то есть активно проявляют лидерские компетенции, навыки. Два представителя от ученической общественности работают в ДЮПе города Томска.
2.Изменение уровня знаний, коммуникативных компетенций слушателей.На занятиях Центра слушатели учатся:
· выступать перед аудиторией,
· толерантности во взаимоотношениях,
· прислушиваться к мнению других людей. Два представителя от ученической общественности работают в ДЮПе г. Томска.
3.Активизация проектной деятельности, формирование проектных компетенций.Слушатели Центра активно участвуют в проектной деятельности гимназии, проектах муниципального и регионального уровней. За последние несколько лет они защитили 5 крупных проектов, которые имели финансовую поддержку на сумму 70.000 рублей. Изменилась мотивация к добровольческому движению. Они в течении длительного времени активно помогают детскому дому, участвуют в благотворительных акциях.
4. Изменение уровня и степени участия в мероприятиях разного уровня. Регулярно члены Центра участвуют в конференциях, конкурсах, семинарах разных уровней (гимназическом, региональном, всероссийском, международном). Изменилась результативность данного участия. Слушатели неоднократно занимали призовые места (2009 год - в г. Дрездене в Русском центре по теме: «Язык как средство поликультурного общения», 2010 год - на международном семинаре в г. Томске).
5. Обобщен и представлен опыт деятельности Центра. Руководители, педагоги и слушатели делятся своим опытом с другими Центрами гражданского образования, в том числе за пределами города Томска.
В 2008 – 2010 годах участвовали в Молодежном форуме «Россия – это мы!», где была представлена презентация опыта работы Центра «Школа лектора». Организовано и проведено интерактивное занятие «Как подготовить лекцию». Были проведены дебаты по теме «Лидеры играют решающую роль в обществе».
6. Формирование просветительских, лекторских навыков. Слушатели Центра постоянно выступают перед обучающимися гимназии.
Значимым в развитии деятельности Центра является психолого – педагогическое сопровождение.
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся Центра гражданского образования «Школа лектора»: формирование мотивации достижения и развитие социальных, коммуникативных компетенций.
На достижение поставленной цели направлены задачи:
1. помощь подросткам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
2. формирование мотивов самоактуализации, мотивации достижения успеха, саморазвития;
3. поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, достижение личной идентичности), развитие социальной компетентности;
4. формирование активной социальной позиции;
Решение поставленных задач осуществляется через индивидуальное консультирование и психодиагностику, психодиагностические срезы, проведение групповых занятий по авторской программе «Основы социализации личности. Планирование карьеры» (у подростков формируется интерес к возможностям психологии как науки, к самопознанию и самосовершенствованию), участие в инновационной проектной деятельности;
просветительскую деятельность с педагогами.
При проведении психодиагностических срезов изучаются уровень мотивации, тревожности, самооценки, коммуникативные и организаторские склонности, личностные качества (креативность, контактность, гибкость в общении).
Следует помнить, что основная деятельность психолога направлена на развитие ребенка, при этом он является субъектом этого развития. Любые другие виды деятельности создают лишь условия для этого процесса.
Темпы развития детей индивидуальны, результаты психолого-педагогического сопровождения бывают отсроченными, становятся заметными через какое-то время. Подросток, обладающий повышенной тревожностью, недостаточно развитыми коммуникативными навыками становится благодаря постоянной работе с ним призером научно-практической конференции, активным участником лекторской группы, консультантом и т.д.
Поскольку речь идет о развивающихся личностях, необходимо помнить о значимости и формах поддержки педагогами обучающихся. От учителей требуется умение проявить интерес к личности ученика, конструктивно решать проблемы. Для стимулирования коммуникативного развития обязательным является партнерское взаимодействие между педагогами и учениками, что возможно при условии проявления уважения к детям, знание их индивидуально-личностных особенностей. С этой целью проводятся семинары просветительного характера, индивидуальные консультации с педагогами, ознакомление с результатами диагностических срезов.