Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса

Авторы программы: Ксения Зернина, Ксения Меньшикова.

Запуск программы: конец ноября 2016 года.

1. Визитная карточка музея:

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, в Южном флигеле Шереметевского дворца. Здесь, в квартире известного искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина, Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов. Музей открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта.

Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее собственной судьбе, последовательно раскрываются в многообразии экспонатов музея. Сегодня коллекция музея насчитывает до 50 тысяч единиц хранения. Это собрание разных изданий книг Ахматовой и ее окружения, рукописей, изобразительных материалов, фотографий и подлинных вещей.

Благодаря новому экспозиционному решению (2003 год) музейное пространство разделено на две части: мемориальную, возвращающую квартире Пуниных - Ахматовой облик 1920-х - 1940-х годов, и литературно-историческую, подчиненную иной экспозиционной логике – sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или, по словам Ахматовой, «Я помню всё в одно и то же время…» («Творчество», 1959).

Осип Мандельштам был близким другом Ахматовой и поэтом, которого она очень высоко ценила. Он не раз бывал в гостях в Фонтанном Доме, и сейчас в музее проводятся выставки, экскурсии и детские программы, посвященные его творчеству.

Адрес музея: Литейный пр., 53 (вход под арку в сад). Метро «Гостиный Двор», «Маяковская», «Владимирская», «Достоевская».

Время работы музея: вт. чт.-вс. с 10.30 до 18.30, ср. с 12.00 до 20.00.

Выходной – понедельник.

Телефон для заказа программы: 579-72-39 (научно-просветительский отдел).

Стоимость занятия:1500 р. на группу до 15 человек + входной билет в музей

(50 р. для школьников, один сопровождающий взрослый бесплатно).

Куратор программы: Зернина Ксения Константиновна. Тел. 8-960-277-10-33, эл. адрес: [email protected]

2. Характеристика программы:

В жизни Осипа Мандельштама и его современников трамваи играли важную роль – как система коммуникации большого города. В творчестве Мандельштама «бестрамвайная глушь» и «бестрамвайная ночь» противопоставлены «трамвайному лепету жизни», «бестолковому последнему трамвайному теплу».

В 1925 году у Мандельштама вышла небольшая поэма для детей «Два трамвая», к которой примыкают несколько стихотворений из неопубликованной книги «Трамваи», датированной тем же годом. В текстах для детей трамваи «живые», они взаимодействуют с городом, его жителями и друг с другом и испытывают самые разные эмоции.

На занятии с детьми мы стремимся к полноте понимания и переживания образа трамвая у Мандельштама – с использованием иллюстраций к разным изданиям его книг и музейного собрания.

Структура программы:

Часть 1. Работа с текстами и иллюстрациями:

Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru   Участники занятия собираются за столом в мемориальной гостиной. Дети читают вслух поэму Мандельштама «Два трамвая», рассматривают иллюстрации разных художников, фотографии Петербурга 1920-х гг. и старый трамвайный проездной билет.

Часть 2. Игра вокруг книги:

Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru Ведущий предлагает участникам занятия три фрагмента стихотворения, характеризующие разные эмоциональные состояния трамваев-героев: одиночество – тревога – любовь. Дети пробуют найти в экспозиции музея предметы, символически их обозначающие.

Часть 3. Индивидуальное творческое задание:

Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru     Каждый ребенок вырезает из бумаги силуэт трамвая английской фирмы «BRUSH», который ходил в Петербурге с 1907 по 1927 гг.

3. Информационные материалы:

1. Ссылка на статью о месте детских стихов в творчестве Мандельштама:

2. Примеры иллюстраций, используемых на занятии:

Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru
Иллюстрация Б. Эндера к книге «Два трамвая», Изд-во «ГИЗ», 1925. Иллюстрация В. Павловой к книге «Сонные трамваи», Изд-во «Вита Нова», 2012. Иллюстрация А. Десницкой к книге «Два трамвая», Изд-во «Самокат», 2013.

3. Примеры предметов, символически обозначающих эмоции трамваев-героев:

Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru Переносной фонарь как символ одиночества. Так под кровлей Фонтанного Дома, Где вечерняя бродит истома С фонарем и связкой ключей, -- Я аукалась с дальним эхом, Неуместным тревожа смехом Непробудную сонь вещей. (Анна Ахматова «Поэма без героя»)
Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru Чемодан, принадлежащий А. Ахматовой, как символ тревоги. Этот чемодан куплен Ахматовой для поездки в Воронеж к ссыльному Мандельштаму. Сама она называла его «магедан». Чемодан ассоциировался у нее с выходом из квартиры «с вещами».
Музейная мастерская по детским стихам Осипа Мандельштама для 2-4 класса - student2.ru Статуэтка «Анна Ахматова» работы Н.Я. Данько, Е.Я. Данько как символ любви. Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль. (Осип Мандельштам «Ахматова»)

4. Порядок работы с программой по проекту «Литературный багаж»:

1. Визит в музей, на занятие с музейным педагогом:

Специальной подготовки не требуется, но дети должны настроиться, что они идут «в гости к поэту», будут читать стихи и исследовать подлинные старинные вещи (это вопрос общей культуры и мотивации к обучению). Накануне занятия рекомендуем прокатиться на городском трамвае и внимательно его рассмотреть.

2. Работа учителя с классом:

Материалы для самостоятельной работы учителя с классом, а также дополнительные источники информации по теме прилагаются (см. ниже).

3. Подготовка детской предметной коллекции:

Примеры:

1. Истории, написанные от лица трамваев;

2. Предметы, символизирующие эмоции трамваев-героев;

3. Транспорт старого Петербурга.

Варианты оформления: сумка кондуктора; чемодан («магедан») как символ тревоги; книга-путеводитель по Петербургу (план-панорама города); коробка в виде ретро-трамвая, вокзальной башни с часами и т.д. (см. текст).

5. Материалы для самостоятельной работы учителя с классом:

Информация будет предоставлена учителю после проведения пробных занятий в музее в ноябре 2016.

6. Источники дополнительной информации по теме:

Для учителя:

1. Путилова Е.О. «И сказал трамвай трамваю…» Осип Мандельштам // Путилова Е.О. Золотых ступенек ряд. Книга о детстве и книги детства. – Изд-во «ДетГиз», 2015.

Исследование детских стихов О.Э. Мандельштама в контексте его биографии и творчества.

2. Завадская Е.В. «Трамвайное тепло». – Детская литература, 1988, №11.

Обзор детских книг О.Э. Мандельштама и краткая история их иллюстрирования.

3. Северюхин Д.Я. Четыре плюс один: иллюстраторы детских книг Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сонные трамваи. – Изд-во «Вита Нова», 2012.

Исследование художественной интерпретации детских стихов О.Э. Мандельштама.

4. Мандельштам О.Э. Детские стихи. – Детская литература, 1989, № 8.

Первая публикация детских стихов О.Э. Мандельштама (после публикации при жизни поэта) с комментариями Н.Я. Мандельштам.

5. Либеров Р.А. «Сохрани мою речь навсегда…», 2015.

Киноистория жизни и творчества О.Э. Мандельштама, созданная на стыке искусств и жанров: кукольного театра, дизайна, компьютерной графики, документалистики.

Марионетка «Мандельштама» находится в фойе театра «Кукольный формат», одного из партнеров проекта (ул. Пушкинская, 19).

Для учителя и детей:

1. Детская программа «Два трамвая: фотопутешествие сквозь столетие». Музей истории фотографии (ул. Профессора Попова, 23).

Подробнее о занятии: http://www.papmambook.ru/articles/1941/

2. Детская программа «Транспорт Петербурга» (2 часть). Музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Комендантский дом).

3. Материалы по истории петербургского трамвая на сайте Музея городского электротранспорта (Средний пр-т ВО, 77).

Дополнительно можно заказать тематическую экскурсию для детей младшего школьного возраста, а также прогулку на ретро-трамвае по территории трамвайного парка или по городу.

Наши рекомендации