Различные диатонические лады

В зависимости от положения главного устойчивого звука — тоники — в диатоническом звукоряде могут образовываться и различные диатонические лады. То, какой именно звук принимает на себя роль тоники, зависит от данного конкретного мелодического построения. Тоника может быть выявлена по-разному. Важнейшую роль при этом играет частота возвращения какого-либо звука и его метроритмическое положение. В следующем примере-схеме приводятся различные случаи местоположения тоники в одном и том же диатоническом звукоряде:

диатонический звукоряд: Различные диатонические лады - student2.ru

Тоника

Различные диатонические лады - student2.ru

2) Различные диатонические лады - student2.ru

3) Различные диатонические лады - student2.ru

4) Различные диатонические лады - student2.ru

5) Различные диатонические лады - student2.ru

6) Различные диатонические лады - student2.ru

7) Различные диатонические лады - student2.ru

Для удобства сравнения диатонических ладов выпишем их звукоряды в виде гамм от тоники* [Для наглядности общности диатонического звукоряда, объединяющего все эти лады, в примере даются такие тоники, которые обеспечивают «укладывание" гамм различных ладов в «белоклавишный» звукоряд. Разумеется, гаммы этих ладов могут быть построены от любого звука, и их диатоника при этом не нарушится.] до ее октавного повторения:

138 Различные диатонические лады - student2.ru

Различные диатонические лады - student2.ru

Свои названия эти лады получили от древнегреческих диатонических ладов, которые назывались по тем областям Греции, где они, по-видимому, были распространены:

1) ионийский

2) дорийский

3) фригийский

4) лидийский

5) миксолидийский

6) эолийский

7) локрийский

В средние века эти названия были спутаны и в настоящее время относятся не к тем ладам, к которым они относились в Древней Греции.

Основные сходства и отличия диатонических ладов коренятся в качестве терции, построенной от тоники. Большие терции характеризуют мажорные лады (ионийский, лидийский и миксолидийский), а малые терции — минорные (эолийский, фригийский, дорийский и локрийский). Если сравнить мажорные лады с натуральным мажором, а минорные — с натуральным минором, обнаружатся типичные черты того или иного лада. Так, ионийский лад полностью совпадает с натуральным мажором, лидийский отличается от него IV высокой ступенью, а миксолидийский — VII низкой ступенью.

При сравнении минорных ладов с натуральным минором мы обнаружим, что эолийский лад полностью совпадает с ним, фригийский отличается от него II низкой ступенью, дорийский — VI высокой ступенью, а локрийский — V и II низкими ступенями.

Существенную роль в перечисленных ладах играет соотношение тетрахордов — четырехзвучных поступенных образований, из которых состоят диатонические лады. Тетрахорды в диатонической системе могут быть четырех видов — в зависимости от положения в них больших и малых секунд:

139 Различные диатонические лады - student2.ru

М.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2

Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским. Из комбинации двух тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов. Так, ионийский лад образуется от сочетания двух одинаковых тетрахордов:

140 Различные диатонические лады - student2.ru

М. 2 м. 2

Дорийский лад также образуется сочетанием двух одинаковых тетрахордов:

141 Различные диатонические лады - student2.ru

М. 2 м. 2

Сочетание одинаковых тетрахордов обнаружим и во фригийском ладе:

142 Различные диатонические лады - student2.ru

М. 2 м. 2

Остальные лады образованы сочетанием разных тетрахордов:

Наши рекомендации