Маленькие строительные лоскутки

Одноцветные кусочки ткани разных размеров и разной толщины - желательные дополнения, особенно для строительства на полу. Часто бывает нужна маленькая река или мост для кораблика из коры или кусочек ткани, который можно накинуть на сук, чтобы получилась пещера, иди у ребенка нет игрушки, изображающей определенного зверька, который должен участвовать в маленькой истории и которого можно быстро сделать из одного или двух узлов.

Размер: в среднем 50 х 50 см.

Птички из шишек (см. стр. рис. 6а)

Материал: сосновые шишки, "шапочки" букового желудя, перышки, чистый, хорошо прилипающий пчелиный воск или клей.

Шапочку букового желудя (голова) закрепляют на кончике сосновой шишки с помощью пчелиного воска или клея. По обеим сторонам и сзади (хвост) прикрепляются по 2-3 перышка, тоже с помощью воска или клея. Можно обвязать птичку ниткой и подвесить ее на палку.

Кораблик из Коры (см. стр. рис. ба)

Материал:; сосновая (или другая) кора, палочки, береста, перышки или ткань для паруса.

 
 

Просверлить в куске коры отверстие для "мачты". Бересту или ткань для паруса прибить к палочке маленькими гвоздями или приклеить.

Фигурки людей, вырезанные из дерева
(см. стр. рис.6б)

Материал: куски березовых сучьев диаметром примерно от 2 до 4 см. Высота определяется в зависимости от диаметра. Нож для резьбы по дереву или перочинный нож.

Вначале закруглить деревяшку по направлению вверх (по стрелке). Затем вырезать шейный изгиб, причем голову вполне можно сделать поуже. Следите за тем, чтобы шея не получилась похожей на тонкий стержень. Лицо обозначать не нужно. Зато, если сзади есть маленький сучок-отросток, он может стать "узлом волос".

У некоторых фигурок кору можно срезать так, что это будет похоже на мантию. От сука отпилить фигурки такой высоты, чтобы голова составляла 1/4 часть всей фигурки. Оструганные поверхности натереть бальзамом из пчелиного воска.

Фигурки животных из сучьев (см стр. рис. 6б)

Применение сучьев для изготовления игрушечных животных дает детям богатую пишу для воображения. Вооружившись маленькой пилой, острым перочинным ножиком и чуточкой фантазии, в валяющихся сучьях, в том числе и в сучьях только что сваленных деревьев можно разглядеть маленькие существа. Ведь достаточно одной только типичной для данного животного линии туловища или какой-либо характерной существенной черты - и детская фантазия дополнит все остальное.

Наверное, поначалу, взрослым придется потрудиться, чтобы научиться вглядываться в изгибы сучьев. Но когда перед тобой лежит "коллекция" замысловатых разветвлений и ответвлений, начинаешь открывать в них все больше и больше. Оструганные поверхности натереть бальзамом из пчелиного воска.

Мосты из сучьев(см. стр. рис. 7)

Материал: не очень тонкие березовые, каштановые, кленовые сучья. выросшие изогнутыми в дугу, узкую или широкую; можно брать также сучья любых плодовых деревьев. Маленький туристский топорик, пила. нож для резьбы по дереву или перочинный ножик.

Остругать топором верхнюю поверхность сука. Советуем начать работу с самой высокой точки и рубить по направлению вниз с обеих сторон до тех пор пока не получится красивая широкая поверхность моста. Работать будет легче если ухватить топов довольно близко к основанию и срубать маленькие кусочки. После небольшой тренировки движения приобретут уверенность. Концы моста спилить под углом, чтобы мост получился устойчивым.

Перочинным ножом немного остругать края и выровнять следы топора. Это можно сделать и с помощью напильника. Обработанные поверхности можно от­полировать наждачной бума! ой и натереть бальзамом из пчелиного воска. На необработанных участках можно оставить кору, а также торчащие сбоку сучья, спилив их почти до основания.

Поезда из поленьев, покрытых корой (см. стр. рис 7)

Бревнышки, расколотые пополам, несколько поленьев с маленькими дуплами или с выступающим сучком - все это вдохновляет детей мастерить замечательные поезда с новыми и новыми вариациями. От колес при этом можно отказаться совсем, если дать детям строительный лоскут, узко сложенный вдоль. Полено с торчащим сбоку сучком чаше всего берут для локомотива, а прикрыв сучок тонко распушенной овечьей шерстью, заявляют, что »го труба, из которой идет дым.

Разумеется, полепил можно остругать и. кроме того, они должны быть устойчивыми. Необструганные кусочки дерева, маленькие колокольчики пассажиров или грузы выбирают среди остальных игрушек. Если на поду в детской лежит ковер, детям нужно дать кусочки гладкой ткани (например, сатин или подкладочная ткань), для того чтобы подложить их вниз. Все обработанные поверхности, не покрытые корой, натереть бальзамом из пчелиного воска.

Материал; куски разных пород деревьев (береза, клен, каштан иди фруктовые деревья, покрытые корой, топор, нож для резьбы но дереву или перочинный нож, скребок)

Куклы-статуэтки (см. стр. рис 8)

Так же, как и вырезанные на дерева фигурки людей, куклы-статуэтки ни служат детям для строительства на полу или на столе. Их можно делать разными по размеру и по-разному оформлять и таким образом составлять из них целые семьи. Если их постараться сделать совсем простыми, в процессе игры они могут превращаться в другие образы. Так, например, несколько овчаров в гамаке были форелями, когда дети смотрели на них с борта большого корабля. Иногда ребята просто обвязывают какую-нибудь фигурку лоскутком, если она должна играть определенную роль, например, в игре.

Материал, кусочки ткани или тонкого войлока; трико для головы, белая непряденая овечья шерсть для набивки, желтая и коричневая непряденая шерсть для волос Швейные принадлежности.

Из небольшого количества овечьей шерсти сформировать шарик, затем обернуть квадратным кусочком трико и перевязать в области шеи. Можно сделать голову и из одной только шерсти. В этом случае не нужны ни глаза, ни рот. Когда из шерсти формируют столбик и перевязывают так, чтобы получилась голова, нужно следить затем, чтобы она была круглой. Одеяние шьется из прямоугольного куска ткани или тонкого фетра (14 х 22 см, если высота головы - 3 см). Длина одеяния ровно в три раза больше высоты головы. Верхний край стягивается ниткой. Затем одеяние пришивают к голове. Небольшое количество цветной шерсти (волосы) пришивают к голове или вышивают шерстью. Цветным карандашом обозначить глаза и рот. Одеяние можно дополнительно набить небольшим количеством шерсти, чтобы кукла была устойчивой.

На таких кукол надевают еще и незамысловатую "оболочку" - накидку или платок, наброшенный на плечи. Шляпу нетрудно сделать из круглого кусочка фетра, стянув его ниткой так, чтобы поля получились волнообразными. Шляпа закрепляется на голове несколькими стежками.

От других предметов одежды, например, фартука на бретелях, лучше сознательно отказаться. Они предназначаются для кукол с конечностями.

Порой дети хотят, чтобы у фигурок были руки. Их можно сшить из розового трико и аккуратно вшить в складки накидки.

Гномики (см. стр. рис. 8)

Дети пока еще естественным образом связаны со всякими существами из разных царств природы, окружающей нас. Ребята слышат о них в сказках, они сопровождают их в ритмических играх, живут вместе с ними в минуты глубокого погружения в игру на лоне природы. Но порой дети видят такие существа и в комнате, если взрослые, рядом с которыми они живут, сумели развить в них сознание того, что эти миры существуют в действительности. Часто бывает достаточно нескольких клочков цветной шерсти, чтобы на мгновение они превратились в гнома или эльфа.

Если в детской есть сшитые или вязаные гномики, за ними нужен особый уход. Их владения будут, пожалуй, располагаться в углу, рядом с корнями и камнями и разными шишками.

Материал: кусочки тонкого фетра, непряденая овечья шерсть.

Выкроить одежку гномика (см. стр. рис. 8). Выполнить шов на капюшоне, затем вывернуть. В отмеченном на рисунке месте протянуть нитку. Вставить в одежку небольшое количество хорошо распушенной овечьей шерсти, немного

Стянуть нитку, связать ее спереди и хорошенько закрепить. Для бороды можно вы мин I путь немного шерсти из одежки, ее можно также пришить отдельно.

Шерсть вокруг лица тоже можно чуть-чуть распушить. "Выглядывающую" снизу шерсть обрезают, чтобы основание было устойчивым. Гномиков можно делать разными по размеру. Пропорции при этом не меняются.

Нужно следить за тем. чтобы голова получилась действительно достаточно большой. Разумеется, можно аккуратно сложить этих маленьких гномиков в корзинку и поставить к другим игрушкам.

 
 

ОВЕЧКИ ИЗ ЧЕСАНОЙ ШЕРСТИ (см. стр. рис. 9а)

Такие овечки несложны в изготовлении и хорошо мастерить их в присутствии детей. Это вдохновит ребят на то, чтобы самостоятельно сделать много таких овечек. При этом им почти не нужно помогать, потому что каждый кусочек шерсти, даже если это всего лишь клочок, можно представить себе овечкой. Если с такими овечками часто играют, при случае их нужно обновлять. Для этого распускают нитку на шее и закрепляющие стежки, осторожно моют шерсть, немного распушивают ее и затем делают новую овечку. Материал: Чесаная шерсть, нитки, штопальная игла с очень большим ушком. Прямоугольный кусочек чесаной шерсти скатить, внизу осторожно зашить. На концах шерсть немного подтянуть сверху вниз так, чтобы они немножко округлились и получилась яйцеобразная форма. Закрепить с помощью нескольких стежков. Этой же ниткой можно перевязать шею. Иголку вытаскивают сбоку, обматывают вокруг шеи, чтобы получилась голова (см. стр. рис. 9а), еще раз вкалывают иглу, вытаскивают ее внизу и закрепляют. Нитка должна врезаться в шерсть, тогда она не будет заметна. Чтобы сделать уши, через голову с помощью толстой иголки протянуть небольшое количество шерсти. Пальцами придать форму кончикам ушей. Подобным образом можно делать и зайцев, если сделать уши торчащими вверх.

ОВЕЧКИ (техника наматывания шерсти па проволочный каркас (см. стр. рис. 96)

Овечки такого типа не совсем подходят в качестве игрушек; прежде всего они не для детей, которым меньше 6 лет. Очень хорошо использовать таких овечек для оформления рождественских яслей. Лети, имеющие какие-то навыки рукоделия, уже со второго-третьего класса могут помогать мастерить их.

Материал: проволока; приспособления для чистки трубок подойдут лишь для очень маленьких овечек; непряденая овечья шерсть, желательно отдельная прядь. Штопальная иди ковровая игла с очень большим ушком. Для изготовления одной овечки потребуется два куска проволоки одинаковой длины, скажем, но 25 см. От их длины зависит размер овечки.

Из первого кусочка делают каркас головы и передних ног, из второго -брюхо и задние ноги. Если мастерят лежащую овечку, то задние ноги можно не делать. Концы проволоки обматывают вокруг каркаса живота.

Первый кусок проволоки согнуть пополам. На расстоянии примерно 3,5 см от сгиба скрутить вместе оба конца и сформировать петлю овальной формы для головы- После трехкратного скручивания (для шеи) концы проволоки разнести, это -каркас для передних ног.

Теперь согнуть пополам второй кусок проволоки и обернуть вокруг шеи. Туго перекрутить один или. при необходимости, два раза. Каркас не должен шататься. После выполнения петли для брюха концы проволоки 1.5 раза перекрутить между собой и развести;. Получился каркас задних ног. Размеры указаны лишь для ориентировки. Очень скоро развивается глазомер для правильных пропорций.

Начинаем обвивать каркас очень тонкой прядью шерсти с самого низа ног. Чем тоньше прядь, тем лучше будет ложиться шерсть. После того, как все четыре ноги обвиты, обматываем шерстью голову, шею н. наконец, брюхо до нужной толщины.

Уши: Толстой иглой протянуть через голову немного шерсти, отщипнуть, чтобы получились уши нужной длины и придать им форму.

Хвост: Сзади у овечки отщипнуть немного шерсти, слегка перекрутить се цаумя пальцами так, чтобы получился хвостик соответствующей длины и толщины.

КУКОЛЬНЫ Й УГОЛОК (см. стр. рис 1)

С помощью двух стоек (см. стр. рис 2) или одной стойки и полки в детской без труда можно отделить уголок, в котором будет домик для кукол. Дети часто ставят полки по-другому, перестраивают или даже пристраивают что-то. Тут идет повседневная жизнь по примеру взрослых. Давайте и здесь откажемся от конкретных игрушечных предметов, таких, как, например, пластмассовая ванна. плита, утюг, и тогда мы предоставим детям возможность находить "настоящие" предметы каждый раз заново. Так, один раз ванной может быть корзина, в другой раз - перевернутая скамеечка для ног, две круглые деревянные пластинки могут быть конфорками плиты, крышками для кастрюль или вафельницей; маленькая палочка - кружкой, феном, опрыскивателем для белья и многим другим.

Самое важное здесь, конечно же, куклы; будучи оформленными достаточно просто, они позволяют детской фантазии вызвать к жизни огромное многообразие человеческих обликов (см. также гл.: "Кукла, одна из самых важных игрушек'').

Для игры в куклы нужны, разумеется, лоскуты, головные повязки, плетеные шнуры и немного овечьей шерсти, чтобы дети могли, в зависимости от опыта и возраста, оформлять и одевать своих куклят. Детям постарше (5-6 лет) можно дать простое кукольное платьице с красивой вышивкой.

Постелью куклам могут служить кроватка-конверт" (см. стр. рис. 14), разные корзины, колыбелька, гамак (см. стр. рис. 15), скамеечка для ног.

Маленькие деревянные чашки и ложки, фруктовые зерна, желуди и каштаны, вазочка и подсвечники, детская арфа очень хорошо подходят для имитации повседневной жизни или какого-то особенного праздника в проникнутой радостью и серьезностью игре.

Изготовление узелковых кукол и зверюшек (см. стр. рис. 10)

Матерная: различные разноцветные лоскуты, немного непряденой шерстя.

Для изготовления человеческой фигурки из одного кончика лоскутка завязывают узел - голову, из двух - руки. Если лоскут очень мягкий и не слишком маленький, его перехватывают пальцами в отмеченном на рисунке месте (х) и образовавшийся кончик завязывают узлом. Это будет голова. Из двух кончиков покороче завязывают узлы руки. Если это кукла-бабушка, можно повязать ей голову платком. Дедушке или пастуху-овчару можно сделать бороду, воткнув в узел чуть-чуть шерсти.

В качестве примера изготовления фигурки животного опишем улитку: на двух кончиках лоскута завязать маленькие узлы. Сложить эти два кончика вместе и завязать узел - голову. Из оставшейся части лоскута делаем домик улитки из двух узлов, завязанных друг поверх Друга или обматываем лоскут вокруг ладони несколько раз и затем завязываем узлом. В зависимости от того, делается такой узел немного растянутым вдоль или круглым, или если на лоскуте завязывают несколько узлов различной величины, детская фантазия может узнать в них типичные образы зверей (зайцев, лисичек, овец и др.).

Характерные черты какого-либо существа можно выразить с помощью цвета лоскута. Например, зеленый узел, без сомнения, превращается в лягушку, а синий, пожалуй, в птицу, сидящую в гнезде.

Кукла из лоскута (см. стр. рис. И)

Мать, которая решается дать своему ребенку куклу из лоскута или узелковую куклу, догадываясь, видимо, что тем самым она может развить в ребенке особые силы, должна знать, что от нес тоже требуется нечто особенное. Этим особенным является' чувство любви к кукле, которое может перенять ребенок. Сначала это чувство возникает, когда мама заботливо мастерит куклу, и развивается; когда кукле, с которой ребенок проводит весь день, на протяжении всего времени специально уделяют такое же внимание, как и ему самому.

Материал: нежно-розовая шерстяная ткань или фланель (байковая простыня), шелк (для грудных детей и малышей), непряденая овечья шерсть.

Размеры: квадратный кусок ткани с длиной стороны от 45 до 50 см; для шелка - от 35 до 40 см.

Ткань подрубить со всех сторон, по возможности вручную, чтобы подгибка была мягкой. Хорошо распушить шерсть (см. гл. "Как обращаться с непряденой шерстью"), сформировать из нее шарик и обернуть тканью. Скрученным из клочка шерсти жгутиком не очень туго перевязать шею. Следить за тем, чтобы все четыре кончика лоскута свисали на одинаковую длину. На двух кончиках лоскута, находящихся друг напротив друга, завязать по узлу для рук. Следить за тем, чтобы руки не получились слишком длинными. С помощью цветного карандаша чуть-чуть обозначить глаза и рот. Рекомендуем дать детям несколько лоскутков, чтобы они могли заворачивать и одевать в них кукол.

Если куклу изготавливают из шелка, можно сформировать из шерсти и тело, длина которого в 1,5 раза больше высоты головы. Но его нужно обшить пелком, чтобы дети не совали в рот шерсть. Если голова куклы переходит в тело, она будет более прочной.

 
 

Кукла-марионетка (см. стр. рис. 12 и 13: Изготовление частей куклы)

Смотри также главу: Кукла, одна из самых важных игрушек

Материал: белое трико (старое нижнее белье), трико нежно-розового цвета, непряденая овечья шерсть, толстая белая нитка (пряжа и нитки для вышивания, шерстяная пряжа для волос.

Голова: высота б см (см. стр. рис, 12). Распушеную овечью шерсть оборачивают квадратным куском белого трико (примерно 20 х 20 см), формируют плотный шарик и перевязывают. Чтобы голова впоследствии не шаталась рекомендуем вставить в шарик очень плотно свернутую трубку из овечьей персти прежде чем перевязать трико. На том месте, где должно быть ухо, прикрепляют толстую нитку, оборачивают вокруг головы по горизонтали, очень сильно натягивая ее при этом (нитка должна врезаться в шарик) и хорошо закрепляют в конечной (исходной) точке. Нитку ведут дальше, до второго уха, и здесь хорошо закрепляют, чтобы она не соскальзывала. Нить протянуть дальше, через голову и вокруг шеи, немного выше трубки из шерсти не натягивая лишком сильно. Точки пересечения хорошо закрепить. Для придания формы затылку половину горизонтальной нитки стянуть вниз так, чтобы она пришлась а 1,5 см выше Нитки, которой перевязана шея.

Выкроить по рисунку деталь из разового трико. Петли на лице располагаются вертикально. Наложить трико налицо, хорошо прижимая на линии глаз, сверху и сзади наложить участки выкройки друг на друга И сшить. Около шеи трико хорошо растянуть, чтобы спереди, на подбородке, не было складок. Глаза сначала обозначить булавками на соответствующей линии. Затем выполнить стежки от уха к одному глазу, от него - ко второму и затем к другому уху. Длина стожков - глаз -примерно 0,5 см. Следить за тем, чтобы они лежали строго горизонтально и расстояние между ними не было слишком маленьким.

Глаза подрисовывают синим карандашом. Рот обозначают красным карандашом.

Волосы: (см. стр. рис. 13) вышивают шерстяной пряжей. Для прически хвост и коротких волос в качестве исходной точки выбирают темя; для косичек вышивать начинают с точки, находящейся немного ниже уха. Отсюда длинными, до "корней" волос, туго натянутыми стежками голову разделяют на отдельные части. Для кос тонкой карандашной линией намечают пробор посередине и выполнять длинные, туго натянутые стежки от уха до пробора, причем не все стежки доходят до уха, так как иначе это место будет слишком толстым. Затем каждую часть густо заполняют туго натянутыми стежками.

Начало и конец нитки оставить свободно свисающими. Потом между частями вшивают отдельные "волоски", делая стежок иголкой назад через ту же шерстяную нитку илизакрепляя стежок.

Туловище: (см. стр. рис. 13)

Из розового трико или старого тонкого трикотажа вырезать руки и туловище по выкройке. Количество сантиметров указано ориентировочно, так как нужно принимать во внимание то, что любой трикотаж тянется в большей или меньшей степени. Руки должны доставать примерно до шаговой линии. Выполнить швы на руках, вывернуть и неплотно набить овечьей шерстью до плеч (плечи оставить пустыми» чтобы руки оставались подвижным и).

В середине сгиба вырезать маленькое отверстие (горловину) и просунуть в него кончики ткани головы вместе с шейным валиком. Закрепить вокруг нитки, обвязывающей шею, с помощью нескольких стежков.

На туловище закрепить задний шов от линии шага до плеч, затем выполнить швы на ногах (включая швы на ступнях).

Между ногами осторожно сделать надрез и вывернуть туловище. Набить шерстью ноги до линии шага. Затем новой порцией шерсти набить туловище (таким образом, ноги тоже будут подвижными). Ноги и туловище набивают плотнее, чем руки.В процессе набивки рукой постоянно формировать туловище.

В центре шерсти, которой набито туловище, сделать отверстие и просунуть в него свисающие кончики головы. Ткань туловища натянуть поверхрук до шеи, пришить на линиинитки, обвязывающей шею, и выполнить плечевые швы.

Ткань вокруг отверстия для рук немного присборить и пришить к рукам (не надрезать). Мягко обвязать руки на запястьях или сосборить в этом месте ниткой.

Стопу загнуть вверх по правому углу и пришить ее по линии соприкоснове­ния с ногой. Нитку немного натянуть, сделать несколько маленьких стежков "вперед иголку4 вокруг пятки, опять натянуть нитку, в области щиколотки проколоть ногу насквозь и закрепить нитку.

Чтобы куклы не теряли форму при стирке, для сушки их вывешивают в лег­ком носовом платке (как в гамаке).


 
 

Тряпичная кукла (см. стр. рис. 11)

Материал: белое трико, розовое трико, шерстяная ткань джерси или другая мягкая одноцветная ткань.

Голова: выполняется точно так же, как и у марионетки (см. предыдущую главу и стр. рис12. 13). Туловище выкраивают довольно широким и набивают очень неплотно.

По выкройке вырезать руки и туловище (см. стр. рис.11). Выполнить сначала задний шов, затем швы на ногах.

Ноги: сложить, как складывают брюки, чтобы отутюжить "стрелку' и выполнить шов на стопе в форме легкой дуги, начавшего спереди.

Выполнить швы рукавов. На сгибе детали вырезать маленькое отверстие на шее (горловину), просунуть в него шейный валик и кончики ткани головы.

Присборить шейный вырез и хорошенько пришить вокруг нитки, обвязы­вающей шею.

Из клочков белого трико и пригоршни шерсти сформировать довольно тугую массу длиной в 1,5 раза больше высоты головы (или 10,5 см).

Чтобы голова в дальнейшем держалась крепко, концы розового трико туго натягивают и пришивают к этой массе.

Ноги неплотно набить и верхний край туловища присборить ниткой. Свернутую из шерсти и клочков трико массу обвернуть шерстью и вставить в туловище. Натянуть сборящую нить и пришить туловище к этой массе.

Руки: неплотно набить шерстью снаружи, при этом небольшое количество шерсти пододвинуть к массе внутри туловища спереди и сзади.

Сшить ладони, набить и зашить отверстия, затем пришить к рукавам. С по­мощью нитки, продернутой вркруг "голеностопного сустава", обозначить стопы.

Лоскутки для кукол

Обыкновенные лоскутки позволяют одевать кукол самым различным обра­зом, превращая их то в грудных младенцев, то в бабушек. Желательно, чтобы лоскутки были одноцветными я лучше всего нежных тонов. Для укрепления лоскутов на голове можно связать крючком головную повязку, соответствующую размеру кукольной головы. Лоскуты подрубить, некоторые можно обвязать крючком.

Размеры: квадратные лоскуты с длиной стороны от 30 до 50 см.

Материал: батист, шелк, тонкая шерстяная ткань, тонкий лен, фланель.

Кроватка-конверт для куклы (см. стр. рис14)

Куклы, которых часто обвязывают большим количеством лоскутков, уютно чувствуют себя в такой кроватке; дети любят носить их в ней. Такой сверток хо­рошо гнется в детских руках. Его можно положить и в корзину, и в гамачок, или, когда ребенку рассказывают какую-нибудь историю, он может посадить куклу в таком конверте к себе на колени.

Вначале дети часто просят взрослых или ребенка постарше завязать бантик. Между пятым н шестым годами жизни - при условии здорового развития - дети начинают интересоваться, как бантик завязывается, и быстро научаются делать это сами путем подражания.

Материал: бязь, поплин, батист иди тонкий леи, овечья шерсть (по возмож­ности чесаная).

Размеры- величина готовой кроватки - 60 х 22 см

Чехол: выкройка 1,32 м х 24 см. Длина завязок в готовом виде: 60 см, ширина от I ло 1.5 см.

Из бязи или поплина сшить кроватку, набить шерстью и выполнить послед­ний шов. Чтобы со временем шерсть не скользила, ее можно закрепить с помощью нескольких стежков (см. стр. рис. 14).

На чехле вначале подрубить оба конца (планки для петель). Сложить чехол изнаночной стороной наружу так, чтобы петли пришлись друг над другом.

Сколоть боковые швы и слегка закруглить ножницами оба; верхних угла. Сшить завязки и приколоть их к шву изнутри.

Выполнить боковые швы и обработать швом "зигзаг".

Вывернуть и отутюжить шов.

Выполнить петли и пришить пуговицы.

Платье для кукол (см. стр. рис-14)

Дети начинают шить платья для своих кукол в пять-шесть лет. Чаше всего их побуждает к этому взрослый, шьющий что-либо, или старшая сестра или брат. Особенно хорошо, если мама шьет для куклы платье и, может быть, даже вышивает его, т.е. занимается его изготовлением длительное время и при этом находит время еше н для ребенка. Попутно она может раскроить платье, которое хочет сшить ребенок и показать ему, как нужно шить, начав маленькими стежками "вперед иголку" первый шов. Ребенок будет все больше смотреть на пальцы матери, наблюдать, как она пользуется наперстком, закрепляет нитку, вставляет нитку в иголку, пришивает пуговицы, и у ребенка появится желание сделать вес так же. как она.

Выкройка кукольного платья может быть очень простой. В качестве материала хорошо подойдет тонкая одноцветная шерстяная ткань и пластичные однотонные хлопчатобумажные ткани, такие, как фланель и батист.

Гамачок для кукол (см. стр. рис. 15)

Материал: тонкая бечевка, 3 фанерные дощечки длиной 20 см, шириной 2 см. 2 круглые деревяшки длиной примерно 40 см, примерно 3,5 м толстого шнура.

Подвесить на бечевке одну из фанерных дощечек. Приготовить 40 кусков бечевки длиной по 1,25 м.

Связать по два куска бечевки вместе и перекинуть через дощечку (над узлом оставить примерно 10 см бечевки, чтобы можно было потом закрепить их на круглых деревяшках} Под дощечкой завязать двойным узлом переднюю нитку первого узла и заднюю нитку второго узла. Затем связать вместе переднюю нитку второго узла и заднюю нитку третьего узла и т.д. В начале и конце остается по 1 нитке, которая связывается только в следующем ряду. Когда все нити первого ряда связаны, таким же способом выполняются узлы под второй дощечкой. После того, как выполнены уже два ряда, можно либо вытащить верхнюю дощечку и протянуть через петли толстый шнур) за который подвешивают работу, либо продолжать работу, взяв третью дощечку. Работая дальше, вытягивают среднюю дощечку, применяя ее для нового ряда узлов.

Таким образом выполнить 25 рядов, В конце снова оставить свободными примерно 10 см бечевки.

В круглых деревяшках просверлить 12 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга. Крайние отверстия должны иметь примерно 0,8 см в диаметре. Через каждое отверстие протянуть по 4 нити и завязать их толстым узлом (в последних отверстиях должно быть: в одном 3, в другом 5 нитей).

Через оба крайних отверстия протянуть толстый шнур, на который будет подвешиваться гамак. Шнур продевают также в крайние петли гамака и натяги­вают так, что он получается короче сетки, чтобы гамак хорошенько провисал и из него не выпадали куклы.

Гамак можно связать крючком как сетку для мяча из очень тонкой и мягкой веревки.

Другой очень красивой узелковой техникой является филе.

МАГАЗИН (см. стр. рис. 16)

Очень просто обставленный торговый уголок может иметь большое значение в век супермаркетов. Изредка дети и сегодня могут попасть в магазин, где, может быть, нужно немного подождать, в которых покупателя спрашивают о том, что он желает, где кто-нибудь достает товары для того, чтобы покупатель мог выбирать, где у кассы можно услышать "большое спасибо" и "пожалуйста". Устроив "магазин", мы даем детям возможность для подражания таким формам

общения.

Из стойки (см. стр. рис. 2), которую можно накрыть крышей из платка, закрепленного на поперечной балке стойки и планке, прибитой к стене, табуретки или стула и полки или второй стойки можно устроить интерьер магазина. Боль­шое количество хорошо очищенных плодовых косточек (от персиков, слив или абрикосов), желуди и каштаны, тщательно рассортированные по корзинам, будут товарами. Деревянные лопатки, ложки и маленькие корзинки, и деревянные чашки используют для расфасовки товаров.

Здесь дети учатся тому, как следует брать и давать, просить о чем-то и благодарить. Кроме того, мы создаем сферу игры, которая "растет" вместе с детьми и на всех ступенях развития дает достаточно идей для игр вплоть до седьмого года жизни и дальше. Если детям до третьего, четвертого года жизни наибольшую радость доставляет, когда они накладывают товар лопаткой или перекладывают что-то, для детей четырех-пяти лет важно, чтобы у них всегда было достаточно "яблок", "картошки", "яиц" и многого другого. Для старших детей все большее значение начинает приобретать превращение тех же предметов в деньги - в марки и пфенниги - и попутное сооружение настоящей' кассы или весов. Они также любят превращать весь "магазин" вместе с его содержимым в океанский пароход, туристский автобус и другое.

Очаровательные штучки типа игрушечных денег, кассы, весов и настоящие сладости не в такой степени вдохновляют игру детей.

 
 

Вырезанные из дерева лопатки, ложки, чашки для магазина и кукольного уголка(см. стр. рис. 16)

Ложка и лопатка

Тому, у кого есть немного опыта работы с деревом, вырезание этих предме­тов доставит радость. Каждый из них всегда будет иным и, таким образом, они создадут впечатление чего-то живого для детей, играющих с ними.

Материал Дерево, особенно подойдут береза, клен, можно попросить у столяра кусочки отходов (не брать древесину твердых сортов).

Инструменты: если можно - верстак или маленькие теки, нож для резьбы по дереву, пила, напильник, наждачная бумага.

Карандашом нарисовать на куске деревяшки форму лодки или лопаты. Во­локна дерева должны идти параллельно длине заготовки.

Обрезать лишнее дерево так, чтобы поверхность среза получилась прямой, без всяких вьшуклостен.

На боковой поверхности нарисовать изогнутую форму и снова обрезать дерево вне линии контура так, чтобы поверхность получилась прямой.

Только после этого округлить края так, чтобы приятно было дотронуться до них. Наметить поверхность, которую нужно выскоблить - смотри пунктирную линию * край оставить! Осторожно вырезать по направлению стрелок. Работу нужно постоянно осматривал» и ощупывать со всех сторон, пока не почувствуете, что форма действительно получается удачной.

В заключение хорошо отшлифовать наждачной бумагой, натереть бальзамом из пчелиного воска и отполировать.

Чашечка

Нарисовать на заготовке желаемую форму и вырезать углубление в соответствии с направлением волокон древесины. После этого ножом для резьбы пи дереву обрезать древесину вне линии края. На нижней плоскости наметить размер дна и вырезать вокруг боковую поверхность чашки.

В заключение ножом для резьбы по дереву обрезать край, к примеру, срезать внешний угол так, чтобы поверхность края получилась слегка скошенной. Отшлифовать бальзамом из пчелиного воска и отполировать.

КУКОЛЬНАЯ КОМНАТА

(см. стр. рис. 17)

В возрасте от 6 до 9 лет дети особенно любят играть с кукольной комнатой. Выдержка детей вырастает к этому времени настолько, что они занимаются этим в течение долгого времени и могут забыть обо всем окружающем. Играть означает теперь перестраивать, обустраивать по-новому, пристраивать другие помещения, сад, хлев, луг, делать новых кукол или платья для них, шить коврики или вышивать, шить подушки и одеяла для кроваток, сооружать маленькие полки из круглых деревяшек и дощечек и обставлять их посудой (из шляпок желудей и ракушек, например). Со всеми этими делами дети больше всего любят сидеть за столом или на корточках на полу, где их свобода ничем не ограничена.

Важно, чтобы взрослые давали детям возможность испытать радость открытия и лишь поставляли им материал для этого. Нужно сознательно отказаться от всяких отличных миниатюрных вещичек, любовь к которым взрослых вполне оправдана.

Материал: столярная заготовка размером примерно 40 Х 50 см, гибкие трубки или ивовые прутья приблизительно 8 мм в диаметре, легкая ткань, к при­меру, батист 80 х 100 см.

Спилить острые углы доски так, чтобы получилась более приятная форма. На поперечных сторонах просверлить по 3 отверстия, соответствующие толщине трубок или прутьев. Доску хорошо отшлифовать и натереть воском.

Отрезать дуги для арок (примерно 95 см, 90 см, 85 см) и вставить их в от­верстия. Самая длинная дута должна быть спереди.

Ткань хорошо отгладить и укрепить на передней дуге с помощью нескольких стежков. С противоположной стороны ткань сосборитъ ниткой.

Ткань можно и просто набросить сверху и, если детям это нужно, закрепить с помощью шнуров, бельевых прищепок или узлов.

В качестве дополнения: строительные чурбачки, особенно хороши куски сучьев и длинные тонкие сучья или сучья, поделенные пополам; маленькие строительные лоскутки, шнуры.

 
 

Мебель для кукольной комнаты, вырезанная из дерева (см. стр. рис 17)

Материал: сучья (береза, клен, каштан и др.), пила, нож для резьбы по дереву или перочинный нож, бальзам из пчелиного воска для обработки оструганных поверхностей.

Кресло

Кусок сука длиной от 16 до 18 см (диаметр примерно 7-8 см) распилить наискось, чтобы получились деревяшки для двух кресел. Вырезать поверхность сиденья; края округлить ножом для резьбы.

Стол

Отпилить от сука кусочек длиной примерно 7 см (диаметр приблизительно от 7 до 9 см). По направлению стрелки вырезать цоколь подставки. Поверхность отшлифовать наждачной бумагой. С таким же успехом можно положить деревянную пластинку на более тонкую круглую деревяшку.

Кроватки

Круглые деревяшки длиной около 12 см и диаметром примерно 8 см распи­лить вдоль иди расколоть топором. Выскоблить небольшое углубление, края его обработать ножом. Дно можно чуть-чуть стесать.

Из таких кроваток любят делать кораблики иди крышу, поставив их на две круглые деревяшки.

Куклы для кукольной комнаты(см. стр. рис 18)

Маленьких кукол совсем нетрудно сделать из тонкого лоскутка, завязав на нем узлы, и одеть их В незамысловатые одежки, (см. гпл "Изготовление узелковых кукол и зверюшек").

Можно взять кукол-статуэток (см, гл.: "Куклы-статуэтки") и сделать им руки: сшить из легкой ткани рукава, подходящие по размеру (см. стр>шк>. 18). Протя­нуть кончики трико головы через шейное отверстие (горловину). Пришить отверстие вокруг нитки, которой обвязана шея.

Фетр немного надрезать с обеих сторон, вложить в эти надрезы рукава и пришить фетровую одежку к голове. Рукава наполнить небольшим количеством шерсти, внизу присборить ниткой и пришить ладони. Для мужских фигурок можно сделать шляпу и подходящую накидку.

Школьники любят вязать маленьких кукол. Вначале им нужно будет помочь определить пропорции, количество убавляемых и прибавляемых петель (см. гл.: "Вязаная кукла"). Дети, которые больше любят шить, мастерят себе куколок из лоскута или кукол-статуэток. Или они делают каркас куклы из гибкого плюша и обвивают его непряденой овечьей шерстью.

Вязаная кукла(см. стр. рис.18)

Материал: 2 спицы, 25 г. цветной шерсти, трико для головы, шерсть для волос, овечья шерсть для набивки.

Вязка: лицевые и изнаночные ряды провязываются лицевыми петлями.

Набрать 40 петель, провязать 14 рядов, затем, связав половину от всего количества петель на спиле, провязать 2 петли вместе, затем сделать накид, чтобы получилось маленькое отверстие для шеи. Связать еще 14 рядов. С обеих сторон закрыть по 13 петель, затем набрать на этом же месте по 7 петель. Связать 16 рядов, разделить количество петель пополам и на 14-ти петлях вязать 34 ряда, затем петли закрыть.

Сборка: Набить овечьей шерстью. Сделать подходящие по размеру голову и руки (изготавливаются так же, как и для марионетки (см. стр. рис. 12 и 13) и пришить их (см. рис 18).

 
 

ПРОСТЫЕ МАРИОНЕТКИ (см. стр. рис. 19а, 196)

У тех детей 5-6 лет, которые видели пьески с марионетками, показанные старшими братьями и сестрами или взрослыми, часто появляется желание подражать этому. Если у них нет простых марионеток, они часто берут своих узелковых кукол, вокруг шеи которых повязывают ленту, за которую они потом водят кукол во время своих рассказов. Ниже описаны простые прочные марионетки, которые предназначены для повседневного пользования а не для. праздников.

Материал: кусочки легких одноцветных тканей, шерстяные или обычны нитки, непряденая овечья шерсть; белая - для набивки головы, желтая коричневая или серая - для волос.

Цвет и тип одеяния (вуаль, стола, мантия) характеризуют отдельны фигуры. Особенно подойдет для короля, например, - желтое, цвета золота одеяние с пурпурной мантией, золотая корона.

Для королевы - нежно-голубое или розовое одеяние с синей мантией, золотая корона.

Для королевского сына - желтое одеяние с желтой или красной столой корона.

Для королевской дочери - розовое одеяние с нежно-розовым или белым покрывалом.

Для старика - сине-фиолетовое одеяние.

Дня старухи - красно-фиолетовое одеяние с покрывалом.

Если ткань нежного цвета, всю фигуру можно сделать из одного лоскута. Мантия или покрывало изготавливают из тканей более насыщенного цвета или других оттенков, Размеры, конечно же, можно варьировать по потребности.

Хорошо распушенную овечью шерсть скатать в тугой цилиндрик (длинной примерно 12,5 см), обернуть лоскутком и перевязать на расстоянии, равной высоте головы - 5 см (см. стр. рис. 19а). ,

Квадратный кусок ткани (длина стороны примерно 40 см) натянуть поверх круглой головы и перевязать вокруг шеи. Два кончика ткани для рук свисающие с головы и находящиеся друг напротив друга, сосборить, чтобы он стали по 11 см длиной и обвязать вокруг запястья. Два других кончика ткани для одеяния закруглить на расстоянии 17 см от нитки, перевязывающей шею.

Свисающий цилиндрик из овечьей шерсти не туго обмотать. Он нужен для того, чтобы фигурка могла сидеть, не "ломаясь" если ее прислоняют к какой-нибудь опоре. Если нужно, чтобы фигурка могла стоять, цилиндр из шерсти должен иметь длину 15 см от нитки, которая перевязывает шею (см. стр. рис 19а). Волосы из цветной шерсти слегка закрепить на голове. Надеть на фигуру столу, накидку или покрывало, корону или платок.

Голову можно также обтянуть тканью нежно-розового цвета, а платье сшить из другой ткани, например, но данной здесь выкройке можно вырезать сшить рукава и платье.

Рукава закрепить на шейном отверстии (горловине) или нитке, которая обвязывает шею.

Рукава внизу присборить и вшить в них ладони овальной формы обтянутые тканью для лица.

На платье выполнить задний и плечевые швы. В боках сделать надрезы для рукавов глубиной 4 см. Присборить шейное отверстие и закрепить па нитке, ввязанной вокруг шеи. При работе с некоторыми видами тканей можно рекомендовать сосборить одеяние, легко натянув нитку на расстоянии 4 см от шеи.

Пришить волосы и нитки, за которые кукол будут водить. Для того, чтобы делать такую нитку, нужно свернуть в шнур шерстяную нитку или нитку дня вышивания под цвет одеяния. С обеих сторон головы, в местах, где должны быть уши, как можно незаметнее пришить концы шнура так, чтобы возникало впечатление, что нить начинается над головой.

Сцена(см. стр. рис. 196)

На полу, широкой скамье или низком столике со строительными чурбачками, которые можно накрыть цветными лоскутами, построить пейзаж. Во время, когда дети или взрослые рассказывают историю, фигуру спокойно, т.е.

без скачков, ведут по сцене.

 
 

 
 

ВЯЗАНЫЕ ЗВЕРЮШКИ (см. стр. рис. 20 и 21)

Вязаные животные, которые приводятся здесь в качестве примера, особенно подходят для детей после пятого года жизни. Только тогда, когда в ребенке все больше пробуждаются силы воображения, он может осмысленно играть такими животными. Он строит хлев, выводит их на пастбище, заботится о "корме" и воде". Хорошо, если игрушечные животные имеют достаточно маленькие размеры и могут, таким образом, получить в игре соответствующую роль. Если у детей не было еще возможности познакомиться с жизнью животных, например, на летнем выгоне, у них будет мало импульсов для игры со зверюшками. Побудить к этому можно настольными кукольными пьесками, стихами и рассказами. Хорошо, когда взрослые следят за тем, чтобы у детей не было слишком много игрушечных животных. Самой важной в возрасте подражания всегда будет игра в куклы.

Овечка(см. стр. рис. 20)

Материал: шерсть для вязания натурального белого цвета, непряденая овечья шерсть, 2 спицы.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. Туловище овечки (вязать по схеме (см. стр. рис. 20). Приведенные цифры указаны, соответственно: верхняя - для большой овечки, средняя - для овечки средней величины, нижняя для очень маленькой овечки.

Край детали, отмеченный точкой "О", сложить пополам и сшить. Точку «*» подтянуть с помощью нескольких стежков к точке "а", при этом уши, получающиеся по обеим сторонам, зашить. Сшить ноги и брюхо, заднюю часть оставить открытой для набивки. Для ног из шерсти свернуть тугой жгут, достающий до брюха и не позволяющий подгибаться ногам (для этого нужно очень плотно обернуть шерсть вокруг ножниц).

Голову и брюхо набивать не так туго. Набивая правой рукой, левой придаем форму. Зашить отверстие.

Пришить хвостик, связанные крючком из воздушных петель или выполнен­ный из свитого шнурочка.

Лошадка(см. стр. рис. 20)

Материал: примерно 20 г. шерстяной пряжи для туловища, приблизительно 2 м пряжи для гривы и хвоста, примерно 20 г. овечьей шерсти для набивки, 2 спицы.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми.

Туловище: Начать с 40 петель и провязать 12 рядов. С обеих сторон закрыть по 11 петель. Провязать 14 рядов. На обеих сторонах набрать по 11 петель.

В середине следующего ряда, после 20-й петли, прибавить сразу 11 петель. Получится дыра, назначение, которой будет ясно позже. Провязать еще 1 ряд. Теперь в каждом втором ряду прибавлять по 1 петле перед серединной петлей и после нее. Через 12 рядов закрыть на каждой стороне по 20 петель для передних ног. Оставшимися 19 петлями провязать 2 ряда. Теперь набрать на обеих сторонах по 3 петли, после этого прибавить на каждой стороне 2 раза по 1 петле (после кромочной). Через б рядов для головы убавить в следующем ряду по 1 петле на каждой стороне. Петли закрыть.

Уши: Набрать 5 петель, связать 10 рядов, затем до конца в каждом ряду вторую и третью петли провязывать вместе. Уши можно выполнять и прямо на голове на основе шерстяной петли. Прядем шерстяной ниткой через петлю снизу вверх, стягивая вверху немного крепче, так, чтобы ухо получилось острым.

После закрытия петель зашить отверстие на спинке, затем сшить снаружи голову, ноги и брюхо. Заднюю часть оставить открытой для набивки.

Голову и шею не набивать слишком плотно. Для ног шерсть плотно обернуть вокруг ножниц. Только после того, как ножницы уже нельзя будет свернуть, их вытаскивают и набивают в каждую ногу по такому плотному жгуту. Жгут должен доходить до живота, чтобы с течением временя ноги не начали подгибаться. В последнюю очередь хорошенько набить брюхо, потому го ребенок постоянно хватает лошадку за эту часть.

Набивка требует чуткости и ловкости в умении формировать прежде всего с левой руки. Следите за тем, чтобы все ноги были одинаковой длины и касались пола.

После набивки зашить заднюю часть вплоть до отверстия для хвоста. Уши пришить в соответствующих местах, сгибая их пополам у основания, результате чего получится ушная раковина. Грива

1) шею по направлению вверх к переду до лба заполнить стежками: вколоть иглу, не протягивая ДО конца кончик нитки вколоть иглу в том же месте еще раз, отрезать нить в соответствии с желаемой длиной гривы.

2) Выполнять такие же стежки, но в другом направлении, 2-3 ряда рядом друг с другом. Так получается торчащая грива.

Хвост: Обернуть шерсть вокруг ладони, петлю пришить и внизу надрезать.

Курица(см. стр. рис. 20)

Материал: Шерстяная пряжа, белая или желтоватая для туловища, красная для гребешка, непряденая овечья шерсть для набивки, 2 спицы.

Вязка: петли в лицевых и изнаночных рядах вязать лицевыми. Связать квадрат на основе, к примеру, 16-ти петель, закрыть петли. Сложить по диагонали. Зашить одну сторону, заполнить овечьей шерстью к затем зашить вторую сторону. С помощью стежка, стягивающего игрушку от нижней вершины примерно к середине сгиба и снова к вершине, возникает типичная форма курицы.

Красной шерстью с помощью петельных стежков обозначить гребешок и выполнить несколько стежкой на шее.

Свинка(см. стр. рис 21)

Материал: Шерсть для вязания розового цвета, непряденая овечья шерсть, 2 спицы.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. Начать с 36 петель и провязать 12 рядов. С каждой стороны убавить по 5 петель и снова провязать 12 рядов.

С каждой стороны прибавить по 5 петель и провязать еще 12 рядов. С каждой стороны убавить по 7 петель и провязать 4 ряда. В каждом из шести следующих рядов слева и справа от обеих средних петель убавлять по одной петле, провязывая по 2 петля вместе.

* Провязать один ряд не убавляя. В следующем ряду снова убавить по 1 петле справа и слева от средних двух петель *. Повторять от * до * . Закрыть последние б петель.

Уши: Связать 9 рядов на основе 5-ти петель. В каждом последующем ряду-до конца вязки вторую и третью петли провязывать вместе. Голову, брюхо и ноги зашить. Сзади оставить отверстие для набивки.

После этого наполнить голову и туловище шерстью и зашить заднюю часть. Можно пришить из скрученной жгутиком шерсти хвостик крючком. В соответствующих местах пришить уши.

Кошка(см. стр. рис. 21)

Материал: шерсть для вязания (стального, белого или бежевого цветов), 2 спицы, непряденая овечья шерсть.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. На 16-ти петлях связать прямоугольник, немного покороче квадрата. Углы сшить, как кульки, так, чтобы получились ноги.

Наполнить все туловище овечьей шерстью и закрыть шов на животе.

Голова: Набрать 7 петель и связать примерно 20 рядов, длина должна быть равна длине двух квадратов. Сложить пополам, наполнить шерстью и зашить. Тщательно выполнить нижний шов, чтобы голова получилась круглой. Уши не пришивать. Голову пришить к туловищу.

Хвост: Набрать 3 петли и вязать примерно 20 рядов. Сшить по длине и затем пришить к туловищу.

Ослик(см. стр. рис. 21)

Материалу шерсть для вязания серого цвета, темно-серая пряжа для гривы, 2 спины.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. Набрать 40 петель и связать 12 рядов. На обеих сторонах закрыть по 11 пе­тель. Связать 14 рядов. С обеих сторон прибавить по 11 петель и справа и слева от обеих средних петель в каждом втором ряду прибавить по I петле (7 раз, т.е. пока на спице не будут 54 петля).

Одновременно вязать 12 рядов для передних ног. С обеих сторон убавить 16 петель. В следующем ряду справа и слева от обеих средних петель прибавить по 1 петле.

В начале следующих двух рядов убавить по 2 петли.

В начале следующих двух рядов провязать вместе по 2 петли.

С обеих сторон прибавить 3 петли.

С обеих сторон прибавить 2 петли.

Провязать 4 ряда.

В начале двух следующих рядов 2 петли провязать вместе

Закрыть петли.

Для ушей набрать 5 петель и связать 14 рядов, потом до конца вязания в каждом ряду 2-ю и 3-ю петли провязывать вместе.

Сборка и набивка - смотри: "Лошадка".

Темной шерстью нашить гриву способом "б".

Для хвоста: сложить 3 нитки и укрепить их сзади. Свить хвост. На кончике пришить темную кисточку. з

Утка(см. стр. рис. 21)

Материал: тонкая шерсть для вязания, 2 спицы; непряденая овечья шерсть.

Вязка; в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми.

Туловище: Набрать 30 петель. Провязать 20 рядов, закрыть петли;

Сложить вдоль.

Нижний и задний швы закрыть, следя за тем, чтобы углы были закруглены.

Набить овечьей шерстью, затем закрыть верхний шов; левой рукой при этом придавать форму.

Голова: Набрать 13 петель. Провязать 18 рядов, затем петли закрыть. Сложить вдоль, зашить 2 стороны, наполнить шерстью, затем зашить третью сторону. Следить за тем, чтобы голова имела овальную форму.

Пришить голову к туловищу.

Клюв: В нужном месте пришить 2 петли из шерсти и "прясть" иголкой, пока петля не заполнится до конца.

Глаза: Вышить с помощью 2-3 стежков.

ПЕРЕВЕРТЫШ (см. стр рис. 22)

В особых случаях, когда, например, ребенок болен или когда нужно запол­нить какое-то время ожидания, такой перевертыш будет желанным отвлечением и доставит радость. Поверхностью для перекатывания может служить наклонно установленная гладильная доска, маленький стол или простая деревянная доска. Если поверхность слишком гладкая, нужно накрыть ее лоскутом для игр или шерстяным одеялом.

Материал: фетр, стеклянный шарик диаметром 2 - 2,5 см, картонный цилиндр от бытового бумажного рулона, кусочек материи, клей.

Из фетра вырезать 2 детали выкройки платья или костюма для человечка. Ладони и, если нужно, ступни, можно вырезать из этого же фетра или фетра бежевого цвета. Обе большие части соединить обычными стежками "вперед иголку" (не обметочными). Нитки подобрать под цвет фетра. Ладони и ступни (если есть) забрать в шов в соответствующих местах.

Отрезать кусочек картонного рулона (диаметр 3 см). Его длина должна быть примерно в 1,5 раза больше диаметра шарика. Например, диаметр шарика -2,5 см, длина цилиндрика - 3,75 см.

Шарик вложить в цилиндрик и заклеить оба его конца кусочком ткани (приклеивая, не заходить слишком широко налицо).

Наклеить поверх цилиндра трико или тонкий фетр бежевого цвета.

Вклеить голову в шейное отверстие (горловину) одежки. Наклеить волосы и бороду из цветной овечьей шерсти. Если хотите сделать колпачок, нельзя делать его слишком большим, чтобы он не мешал человечку кувыркаться.

Глаза и рот обозначить цветным карандашом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации