Методические рекомендации по развитию творчества учащихся через проектную деятельность
Анализ теоретических источников и проведенной диагностики свидетельствуют, что актуальные проблемы личности, ее самостоятельности требуют новых педагогических решений. Среди разнообразных направлений решения целей образования в условиях школы с учетом интереса развития личности нами выбран метод проектов, потому что в рамках существующей классно-урочной системы он наиболее целостно вписывается в познавательную деятельность школьников.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.
Все учителя технологии используют на своих уроках метод проектов, но каждый работает по-своему, поэтому предлагаем стратегию и тактику проектных действий (табл. 1).
Таблица 1.
Стратегия и тактика проектных действий
Этапы проектирования | Проектные мероприятия | Срок исполнения | Промежуточный результат |
1. Ознакомительный | Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования с целью ознакомления с методом проектов применительно к исследуемой теме | 2016-2017 учебный год | Определение плана дальнейшей деятельности |
Посещение уроков коллег, семинаров и т.д. | 2016-2017 учебный год | Обмен опытом | |
Диагностика ситуации. Анкетирование учащихся и учителей на предмет отношения к данной проблеме | Сентябрь 2016 г. | Аналитическая справка | |
2. Подготовительный | Проведение выставки творческих проектов учащихся разных классов для ознакомления с опытом предшествующих «проектировщиков» | Октябрь 2016 г. | Мотивация учащихся |
Оформление стенда «Уголок проектов» | Сентябрь 2016 г. | Улучшение организации проектной деятельности | |
3. Внедренческий | Запуск проекта. Определение учащимися тем проектов. Пошаговое планирование хода проектной работы. Консультирование. Разрешение проблемных ситуаций | 2016-2017 учебный год | Организация работы, создание образовательной среды |
4. Обобщающий | Мониторинг процесса реализации проектов учащихся. Контроль, диагностика и корректировка деятельности учащихся на основе мониторинга. Подведение итогов написания проекта. Проведение итоговой выставки проектов учащихся | 2016-2017 учебный год | Перечень типовых затруднений учащихся при выполнении проекта |
Для улучшения организации работы и реализации проекта предлагаем соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение.
Значит, методика развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии предусматривает использование проектной деятельности как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
Заключение
Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.
Актуальным представляется использование проектной деятельности, как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
Список использованной литературы
1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 206 с.
2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 268 с.
3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
4. Бомбина Е.М. Аннотация к курсовой работе «Обучение школьников методам и приемам креативной педагогики на уроках технологии» // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2015. – Т. 12. – С. 48-49.
5. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. – СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 106 с.
6. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – № 100. – С.7– 17.
7. Завьялов Л.М. Особенности организации проектной деятельности на уроках технологии // Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей международной научно– практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, 2015. – С. 98– 100.
8. Ильин Е.А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Региональное образование: современные тенденции, 2013. – № 2 (20). – С. 117– 120.
9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002. – 480 с.
10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272 с.
11. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2010. – 296 с.
12. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2014. – 176 с.
13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – АРКТИ, 2005. – 110 с.
14. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. – М.: Новая школа, 2007. – 112 с.
15. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии / О.М. Сафрис // Шк. и пр-во. – 2001. - № 1. – С. 54-56.
16. Полат Е.С. Метод проектов. – М.: 2001. – 7 с.
17. Развитие детского творчества через технологические проекты: Сборник проектов 5 кл. / Под. ред. Гуревича М.И., Павловой М.Б. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. - 172 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 720 с.
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: «Академия», 2002. – 576 с.
20. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. – СПб.: Изд-во.ВВМ, 2014. – 380 с.
21. Терехина А.Е., Круподерова К.Р. Сетевые сервисы для организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии // ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ – 2015. Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров, 2015. – С. 5255.
22. Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О.А. Нессонова, В.В. Пальчикова, Л.И. Нессонова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
23. Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология: программа: 5-8 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012, – 144 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
26. Чистяков В.А. Теоретические подходы в организации проектной деятельности на уроках технологии на основе информационных технологий // Школа будущего, 2016. – № 1. – С. 124 – 131.
27. Шелковникова И.С., Молчанова Е.М., Васенина Ж.А. Развитие творческих способностей школьников через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2011. – Т. 2. – № 1-1 (6). – С. 178-183.
28. Вайнштейн, М.З. Основы научных исследований: учебное пособие / М.З. Вайнштейн, В.М. Вайнштейн, О.В. Кононова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. - 216 с. : ил., табл. - Библиограф. в кн. ; - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277061
Приложение