Пути выявления маркетинговых проблем
Путь выявления | Особенности |
Состояние перечня маркетинговых проблем | Составляется список проблем, выявленных образовательным учреждением, включающий ситуации, связанные с настоящими или будущими проблемами образовательного учреждения |
Обсуждение уровня требований к различным программам и службам, анализ действующих программ и служб | Каждый руководитель определяет для себя желаемый уровень требований, который является объектом маркетинга. Действительный уровень может быть ниже, равен или выше желаемого уровня |
Проведение маркетинговой проверки | Осуществляется независимая оценка компетентным специалистом основных проблем и возможностей образовательного учреждения, на основе краткосрочных и долгосрочных рекомендаций |
Аналогично можно выстроить и иерархию потребностей предприятий и организаций - заказчиков образовательных услуг и специалистов. Это - потребности в кадрах, которые будут способны:
- выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму;
- самостоятельно решать поставленные задачи;
- находить «узкие места» в деятельности предприятия и их ликвидировать, «расшивать», наращивая конкурентоспособность фирмы, организации;
- работать на перспективу, формировать позитивный имидж фирмы;
- обеспечивать возможности для саморазвития коллектива предприятия, организации.
Знание потребностей основных потребителей образовательных услуг - безусловное требование к реализации маркетинговой стратегии. На реализацию запросов и нужд потребителей нацелены принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью:
1) сосредоточение ресурсов учреждения на создании и предложении таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка;
2) понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них. Поэтому ненужные образовательные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от значения той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги;
3) рассмотрение потребностей в широком смысле, в том числе за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения;
4) ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего, затрат на потребление образовательных услуг) и учёт их в ценообразовании, т.е. доминирование цены потребителя над ценой продажи;
5) предпочтение методов предугадывающего типа и активно формирующего спроса;
6) доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, на его решающие направления;
7) непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях;
8) использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе;
9) комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения;
10) оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится, возможно, ближе к потребителю;
11) ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.
Информационная система маркетинга состоит из следующих элементов:
внутренняя система данных - включает всю информацию, которую организация регулярно собирает (данные об учащихся, персонале, учебных программах, финансировании), необходимой при принятии управленческих решений;
маркетинговая система связей - обеспечивает администрацию оперативной информацией;
исследовательская система маркетинга - систематическое планирование, сбор, анализ, мониторинг и выявление маркетинговых проблем, стоящих перед образовательным учреждением;
аналитическая маркетинговая система - состоит из методик анализа маркетинговых данных и проблем.
Этапы маркетингового планирования
Современная рыночная экономика отнюдь не означает отказа от планирования. Поэтому образовательные учреждения должны планировать свою внебюджетную деятельность.
Стратегическое планирование - процесс развития и сохранения стратегического соответствия между целями и ресурсами образовательного учреждения и его изменяющимися рыночными возможностями.
Тактическое планирование - процесс разработки планов осуществления маркетинговой стратегии.
Таблица 4.3.
Этапы стратегического маркетингового планирования
Этап | Содержание |
Анализ окружающей среды и прогноз ее на будущее, выявление угроз и возможностей | Образовательное учреждение исследует свои внутренние проблемы, рынки, общественность, конкурентов и макросреду. Макросреда формирует возможности и содержит различные виды угроз – демографические, экономические, технологические, политические, культурные. Возможности образовательного учреждения – это новые сегменты рынка, новые виды деятельности, которые дадут преимущества учреждению |
Выявление сильных и слабых сторон образовательного учреждения в отношении различных ресурсов (персонал, фонды, оборудование и др.) | Ресурсы любого образовательного учреждения подразделяют на неявные (репутация, традиции) и явные (оборудование, педагогический персонал, материально-техническая и финансовая база). Адаптивным называют учреждение, которое способно приводить свою миссию, цели, стратегии в максимальное соответствие со своими возможностями |
Определение своей миссии, главных и специфических задач | Миссия – это основное предназначение образовательного учреждения, определяющее основную насущную потребность, которую оно пытается удовлетворить. Для реализации миссии разрабатывается система целей и задач (конкретизированных формулировок целей) |
Анализ текущих программ | Необходимо решить, какие из них будут сохранены, исключены или подготовлены новые. Их можно рассматривать по различным параметрам: направленность (соответствие спецификации учреждения), качество (степень глубины и сложности программы), жизнеспособность (степень настоящего и будущего спроса на обучение по данной программе) |
Формулировка маркетинговой стратегии | Выбор целевого рынка, определение конкурентом позиции и использование системы маркетинга для насыщения и удовлетворения выбранного рынка |
Анализ системы информации, планирования и контроля на соответствие реализации стратегии | Контроль – важная часть маркетингового планирования. Используются следующие типы контроля, контроль годового плана осуществляется в течение года для внесения поправок в план, если происходят отклонения от него: контроль рентабельности заключается в определении фактического дохода и затрат по каждой программе, подразделению; стратегический контроль состоит в систематической оценке рыночных показателей и способствует тому, что задачи учреждения, его стратегия и программы оптимально соотносятся с текущей и прогнозируемой ситуацией на рынке |
В конкурентной борьбе каждое образовательное учреждение занимает определённое место:
- лидером является признанное, доминирующее на определённом географическом, программном, демографическом или другом рынке образовательное учреждение;
- претенденты - вторые по значению образовательные учреждения;
- последователи (ведомые) - образовательные учреждения, удерживающиеся на рынке подражающими лидеру программами и курсами;
- дополняющие - образовательные учреждения, находящие незанятые рыночные ниши.
Рынок, по определению Ф. Котлера, - это совокупность людей, имеющих активный или потенциальный интерес к продукту или услуге и способных платить за них. Выделяют различные уровни рынка в зависимости от его ёмкости. Фактический рынок составляет небольшую часть от потенциального рынка, а все остальные уровни полезно знать при анализе рынка образовательных услуг и выборе потенциального рынка для новой образовательной услуги.
Оценка состояния рынка и составление прогноза его развития - важный этап для успешной реализации планов образовательного учреждения. При этом рынок не следует рассматривать как нечто однородное и единообразное, тогда можно будет определить для себя наиболее привлекательные участки, которые можно будет обслужить максимально эффективно.
Используя общий маркетинг, образовательное учреждение предлагает одни учебный план, считая всех учащихся одинаковыми. Товарно-дифференци-рованный маркетинг предполагает разработку двух и более программ, которые могут различаться по качеству, содержанию и другим параметрам. Более долговременный успех приносит целевой маркетинг, в соответствии с которым на рынке выделяются отдельные сегменты, выбираются из них подходящие, на которых концентрируется деятельность и разрабатываются рыночные предложения специально для удовлетворения нужд каждого отобранного целевого рынка.
Таким образом, при маркетинговом подходе во главу угла ставятся запросы потребителя. Причём речь идёт не о неком усреднённом потребителе (кроме стратегии массового, недифференцированного маркетинга) и не об обществе в целом, а о конкретных целевых группах потребителей, о чётко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса па образовательные услуги.
В современном маркетинге декларируется подход, выразившийся в известном лозунге: «Мы продаём не товары (услуги), а решения проблем потребителей».
Фактический рынок - потребители, купившие образовательную услугу -15 %.
Обслуживаемый рынок - часть пригодного, па котором учреждение прикладывает усилия по привлечению и обслуживанию потребителей - 30 %.
Пригодный рынок - потребители, заинтересовавшиеся предложением и обладающие необходимым доходом и квалификацией - 40 %.
Доступный рынок - потребители, заинтересовавшиеся предложением и имеющие доход, достаточный для покупки образовательной услуги - 60 %.
Потенциальный рынок - совокупность потребителей, проявивших заинтересованность в рыночном предложении образовательного учреждения - 100 %
Используя целевой маркетинг, образовательное учреждение может лучше распознать рыночные возможности, улучшить регулирование своих программ, полнее удовлетворяя рыночные требования. Кроме того возникает возможность эффективного регулирования цен и возможностей продвижения образовательных услуг. Не пытаясь привлечь всех потенциальных потребителей, образовательное учреждение разрабатывает различные маркетинговые программы для каждого сегмента рынка.
Наиболее распространены следующие факторы сегментирования рынка:
о демографические - возраст, пол, размер и состав семьи, среднедушевой доход, уровень образования, сфера занятости и т.п.;
о географические - регион (район), размер района, тип местности (город, село), число жителей и т.п.;
о психографические - стиль жизни, особенности характера, социальный слой;
о поведенческие - статус потребителя, интенсивность потребления, отношение к образовательному учреждению и др.
Например, можно поделить потребительский рынок на следующие рыночные сегменты:
о По возрастным группам:
- маленькие дети;
- молодёжь;
- юноши и девушки;
- взрослое население;
- пожилые люди.
о По образовательному уровню:
- начальное образование,
- неоконченное среднее;
- среднее общее;
- начальное профессиональное;
- среднее профессиональное;
- высшее;
- имеющие учёные степени или звания.
о По уровню доходов (или потребления):
- с низким доходом (уровнем потребления);
- со средним доходом;
- с высоким доходом;
- богатые.
Чем более чётко вы определите их особенности, тем точнее и персональнее вы сможете обратиться к представителям отдельного рыночного сегмента.