Субъектов в сфере воспитания

Так устроена общественная жизнь, что ее субъекты обязательно вступают во взаимодействие друг с другом. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

Социальное взаимодействие представ­лено как в симметричных отношениях (союз, консенсус, сотрудничество), так и в несимметрич­ных отношениях между его участниками (гегемония, конфронтация, конфликт, управление).

Основные цели социального взаимо­действия в демократическом обществе – достижение опти­мального соотношения между интересами различных социальных сил, консенсуса и сотрудничества между ними, адекватное выражение потребностей всего общества, со­хранение и повышение социальной стабильности. В большинстве современных демократических государств указанные цели реализуются с помощью механизма социального партнерства.

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений (Новая философская энциклопедия). Один из ключевых подходов к социальному партнерству, основой которого является теория социального действия Т. Парсонса, предполагает, что отношения партнерства могут возникать у любого социального института и субъекта в любой сфере общественных отношений.

Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.

Партнеры – это не компаньоны, но и не конкуренты. Социальное партнерство как тип взаимодействия занимает срединное положение между социальным союзом (содружеством), предполагающим общность ценностей социальных субъектов (а у партнеров могут быть несовпадающие ценности), обязательное суммирование их ресурсов (а партнеры могут и не объединять ресурсы), и социальной конфронтацией – противоборством субъектов.

По данным социологических опросов*, большинство россиян, взволнованных проблемой воспитания юного поколения, хочет, чтобы произошло объединение всех конструктивных сил, способных к ее решению. Но предпринятый нами анализ воспитательного потенциала различных социальных субъектов показывает, что среди них существуют ощутимые расхождения в ценностях, целях, концепциях, методах и способах воспитания. По-видимому, говорить об объединении, союзе пока преждевременно, необходимо сделать первый шаг к сближению субъектов воспитания – начать выстраивать партнерские отношения.

В основе социального партнерства лежат принципы:

- добровольности,

- взаимовыгодности и взаимодополняемости,

- открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство;

- согласования интересов на основе переговоров и компромисса,

- закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах,

- взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей;

- взаимопомощи (а при необходимости – взаимозащиты) участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами.

Система партнерства различных социальных субъектов в воспитании должна включать в себя следующие компоненты:

· субъекты социального партнерства;

· цель социального партнерства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;

· задачи, которые решаются партнерами;

· принципы социального партнерства (см. выше), которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений;

· деятельностное содержание социального партнерства (соуправление воспитательным процессом; обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере воспитания – интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.; предоставление услуг партнеру – консультативных, информационных, технических и др.; разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; взаимообучение в сфере воспитательной деятельности; общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса);

· организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т.д.);

· механизм социального партнерства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнерских отношений).

Примерный алгоритм реализации социального партнерства. Запуск социального партнерства нескольких субъектов, обладающих позитивным воспитательным потенциалом, может быть осуществлен, к примеру, следующим образом.

Шаг 1. Проведение инициатором партнерства предварительных консультаций с потенциальными участниками и создание переговорной площадки, удобной для всех заинтересованных сторон.

Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнерства.

Шаг 3. Выявление в процессе переговоров тех направлений деятельности в сфере воспитания, на которых партнеры готовы сосредоточить свои усилия.

Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнерства.

Шаг 5. Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства, обязательная фиксация в договорной форме целей, задач, принципов, критериев и показателей эффективности совместной работы.

Шаг 6. Формирование управляющей системы социального партнерства.

Шаг 7. Разработка правил и процедур экспертизы эффективности социального партнерства.

Шаг 8. Разработка и старт реализации программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.

Шаг 9. Текущий анализ и коррекция партнерской деятельности.

Конфигурации социального партнерства могут быть самыми разнообразными: двусубъектными, трехсубъектными, многосубъектными. Главное, чтобы результаты и эффекты партнерской деятельности превосходили результаты и эффекты, которых субъекты достигают самостоятельно, вне сотрудничества с другими.

V

Наши рекомендации