Самым урожайным на чудеса оказался этот год.

Ни в каком сне мне не могло бы присниться, что увижу себя по телевизору, да еще на первом канале, да еще в программе “Время”. И тем не менее…

Не задолго до 125 –летней годовщины со дня рождения Ф.И. Шаляпина ко мне с первого канала телевидения (ОРТ) обратились с просьбой предоставить материалы по новой трактовке феномена Шаляпина. Эти материалы были озвучены редактором, а в конце передачи вставили несколько фраз из моего интервью.

«Время» ОРТ

01.02.98.

Диктор Катя Андреева: «Сегодня 125-летие со дня рождения Шаляпина. Вот уже более 100 лет многие исследователи пытаются разгадать тайну его голоса. Такой голос был только у одного человека в мире и с тех пор, как умер Шаляпин, так петь не смог никто. В продолжение темы репортаж Владимира Баталова».

Голос Владимира Баталова(выпускающего передачу) на фоне экспонатов музея – квартиры Ф.И. Шаляпина: « Вот уже более столетя не молкнет слава

ФедораИвановичаШаляпина.

Те, кто помнят выступления певца на прославленных сценах мира, называют его голос божественным: ведь так никто никогда не пел. В чем же тайна Шаляпинского феномена? Известный русский критик Стасов считал, что певец ни в каких школах не был, ни в каких классах, ни сидел и каким-то чудом уберегся от педагогической дрессировки. Выходит Шаляпин сохранил свой природный дар. Лишь уроки Усатова, певца и ученика знаменитого Эверарди помогли юному басу усвоить главный занятия по рейтингу были на первом месте. Кроме меня с политиками работало еще 6-7 человек.

О результатах занятий можно судить по следующим выборочным отзывам:

А.С.А.31 год, г. Астрахань, первый заместитель главы администрации Кировского района: голос стал более глубоким, добавились новые интонации, он стал ниже и более звучным.

К.Н.А.39 лет, председатель Рязанского городского Совета: голос стал менее резким, исчезла торопливость речи, появилась плавность и мелодичность.

П.Н.В. 43 года, г. Ростов на Дону, глава Октябрьского района: улучшилась артикуляция, упорядочилось дыхание, появились навыки ораторского искусства.

Об этих занятиях сообщалось в ИЗВЕСТИЯХ

Для успеха необходим хорошо

поставленный голос

(в сокращении)(в сокращении)

Тридцать молодых политиков из российских регионов поступили на учебу в центр развития голоса “Багратид” под руководством кандидата психологических наук Владимира Багрунова. В скором времени они вступят в предвыборную борьбу за место в Государственной думе. Для успеха они решили провести занятия по оригинальной методике с использованием граммофонных записей Шаляпина и Юрьева…

Сергей Краюхин (Санкт-Петербург),

«Известия” 9 июня 1998 года

Голос и животные

Выход любой публикации о своей деятельности, а тем более в Известиях, несет огромный положительный эмоциональный заряд. Но событие, которое произошло 4-мя днями ранее, ни с чем не сравнимо. Осуществилась моя давнишняя мечта. Наконец-то, в моем доме появилось существо, которое вот уже 9-й год является главным членом нашей семьи (ранее, когда я жил с родителями, кошки и собакибыли всегда). Это кот Нордик. Жена, которая не хотела и слышать о коте, когда мы жили в коммуналке, наконец, после переезда в отдельную квартиру, сдалась на мои уговоры и опять же совершенно при невероятных стечениях обстоятельств это сокровище оказалось у нас дома 5 июня 1998 года.

Возможно, об этом и не стоило бы говорить, если бы тема “Голос и животные” не соприкасались самым тесным образом. Мы уже знаем, какую роль сыграла канарейка для Имы Сумак. О том, как Шаляпину помогал его бульдог Булька, будет отдельный разговор.Для дрессировщиков диких животных владение голосом особенно важно. Много трагедий можно было предотвратить, владей они благозвучным голосом. Уверен, что невиданный успех Юрия Куклачв – дрессировщика кошек,связан с его мягким, приятного тембра голосом.

В семидесятые годы мне довелосьразговаривать в министестве сельского хозяйства СССР с одним сотрудником, часто бывавшем в Англии по вопросам животноводства. Когда он услышал мои предложения по заключению хоздоговора на тему “Голос и животные”, то он одобрил эту идею и сказал, что будет пробивать ее у начальства. В разговоре он сообщил, что в Англии к этой проблеме подходят очень серьезно. Там не разрешают на них кричать и вообще поднимать тон. Они уже давно знают, что это резко понижает их продуктивность.

(По телевидению транслировалась передача, в которой рассказывалось, как одна американская оперная певица потеряв голос, завела себе ферму коров. Она постоянно пела и за два года не только восстановила свой голос, но и вернулась на сцену. Для меня в этом нет никакого секрета. Коровы , когда мычат, то в это время являются образцом, как надо втягивать живот, вследствии чего голос обретает силу. То есть они - хорошие демонстраторы выполнения 1-го секрета настройки голоса. Этот договор был заключен и проделана важная и интересеая работа. За экономией места об этом будет рассказано в следующем издании книги.

Как помогает мне Нордик. Об этом можно писать много. Здесь только сообщу о том (об этом говорят и мои ученики, у которых есть собаки и кошки), что все домашние животные прекрасно реагирует на голос. Хотя кормит и с первых дней безумно полюбила Нордика Наташа, но любит все же больше он меня. Где я, та и он. Когда он ложится ко мне на грудь, и я его глажу, а он от удовольствия урчит, то здесь работает сразу несколько положительных факторов. 1.Лечебный фактор, который уже доказан . 2. Положительное влияние на ваш голос. Вы ощущаете, как звуки, идущие из его груди переходят в вашу грудь. При мурлыкании кошек звук идет на вдохе и выдохе. Это, необъяснимо до сих пор наукой. Кстати, слушая Нордика, я научиться издавать звуки на вдохе. А это очень сильный аргумент против теории, утверждающей, что издают голос связки. Об этом и других аргументах против этой теории в разделе о втором секрете настройки голоса.

Мало того, Нордик часто, особенно раньше принимал активное участие в моих занятиях. Он, как будто контролирует, то ли я делаю. Никогда не забуду эпизода, когда он спел верхнюю ноту в романсе Надира из оперы «Искатели жемчуга» Бизе. Этот зафиксировано на магнитофонной записи и возможно, когда я буду выпускать обучающий диск, этот момент в записи будет отражен. Как это произошло. В арии, выражаясь простым языком два куплета, в конце которых звучит верхняя нота СИ БЕМОЛЬ. Когда я пел, то кот находился рядом на диванных подушках, которые лежали на кресле. И вот на втором куплете при подходе к верхней ноте он неожиданно переворачивается на спину, поднимает вверх лапки, начинает ерзать на спине и в момент начала самой ноты вместе со мной идеально чисто пропевает это СИ БЕМОЛЬ (чудо!). Мне жаль, что мой несовершенный по сравнению с ним голос, его перекрывает, но не настолько, чтобы он был не слышен в записи..

Продолжая тему «Голос и животные» отмечу, что у всех наших братьев меньших идеально звучат голоса и по возможности у них надо этому учиться.

Статья в «Известиях» Сергея КраюхинаПОЧЕМУ ШАЛЯПИН ПЕЛ ТАК УНИКАЛЬНО,о которой говорилось вышебыла с энтузиазмом воспринята в Донецке, где к подобным же выводам пришел физик по первому образованию, а затем выпускник Киевской консерватории Павел Васильевич Тютюнник. После нескольких длительных телефонных переговоров весной и летом 1998 года я был приглашен в жюри 2-го международного конкурса «Украинское бельканто приглашает» (чудо!)

То, что мне посчастливилось услышать по окончанию импровизированного банкета в честь учениц, победительниц конкурса никогда не забудется. Вот тогда я мог при ближайшем рассмотрении убедиться, что самые верхние звуки не требуют абсолютно никакого физического напряжения. Девочки на глазах творили чудеса.

Следующая статья была написана сразу после моего приезда из Донецка.

МИ ТРЕТЬЕЙ ОКТАВЫ. ИНТЕРЕС УЧЁНЫХ К УНИКАЛЬНОМУ ГОЛОСУ(в сокращении)

На конкурсе бельканто (стиль особо связного, певучего исполнения), который состоялся в Донецке, фурор произвела 12-летняя Мери Саргсян. Жюри и публику заворожили божественная красота ее пения в украинской народной песне «Соловейко» и феноменально взятая нота ми третьей октавы…

Обучается Мери у Павла Тютюнника, который применяет оригинальную систему подготовки...

Таким же путем, как его украинский коллега, но независимо от него, идет уже два десятка лет петербургский психолог и вокальный педагог Владимир Багрунов.

Тютюнник и Багрунов повстречались наконец-то на конкурсе бельканто в Донецке - петербуржца пригласили сюда как консультанта. Теперь каждый еще больше утвердился в правоте своей вокальной методики. Возникли совместные проекты...

Сергей Краюхин

Известия», Санкт-Петербург, 2 сентября 1998 года

1999 (5)

Главным событием года явилось мое выступление, на которое приехали сотрудники сразу двух новостных программ телевидения: информ-ТВ СПб и «Вести» РТР.

«Вести» РТР 13.02.99. (чудо!)

Съемка проводилась в помещении Русского Географического общества во время моего выступления (второго по счету) в связи со 176-й годовщиной со дня рождения Ф.И.Шаляпина.

Голос диктора: «О вреде табака и так называемого физического зажима в актерском мастерстве знали давно. Искусство высокого эмоционального напряжения в сочетании с мышечной свободой интересовало Щепкина, Станиславского, Вахтангова. Разные школы в разное время проповедовали свои методики.

Петербургский психолог и педагог претендует на сенсацию: он знает тайну голоса Федора Шаляпина».

Владимир Багрунов: «Чувствовалось, что Шаляпин он владеет каким-то секретом, который хотел передать в своей школе, которую ему так и не удалось основать».

Голос диктора: «В 1812 году на Бородинском поле заговорили мертвые. Русский ученый Илья Грузинов, препарируя тела погибших воинов, обнаружил, что удаленные трахеи звучат, когда через них продувают воздух. На этом открытии основывает свою школу Владимир Багрунов.

Голос диктора: « У его учеников звучат не связки, как у обычных выпускников консерватории, а трахеи. Сам педагог утверждает, что именно так и пел Шаляпин. По этой методике петербургский энтузиаст обучал даже нынешних депутатов Госдумы и имеет от них документально зафиксированные положительные отзывы. Остается ждать, когда они запоют в процессе работы, чтобы оценить эффективность метода».

ГОЛОС-ЛОГОС

Вторым по важности событием года явилось моя работа психологом-воспитателем с Сережей, подростком 14 лет. Как это часто бывает в богатых семьях родители, потакая капризам детей, спохватываются, когда проблемы становится острыми и не разрешимыми для них.

Об этом рассказываю, так как это на прямую связано темой голоса.

Как только он услышал, что пришел психолог, с криком: “Не нужно мне никакого психолога” он заперся в шикарной ванной. Никакие уговоры мамы и бабушки не достигали цели.

Предчувствуя развитие событий по такому сценарию, я предпринял нетрадиционный для педагогики шаг: достал две магнитофонные кассеты с фортепианными аккомпанементами русских романсов и классических итальянских арий. Включил магнитофон и начал петь. Минут через 40, продолжая петь Романс Неморино из оперы Г.Доницетти “Любовный напиток” вижу, как входит незнакомый мне мальчуган и садится на диван, на котором удобно устроились его мама, бабушка и младшая 11-и летняя сестра. Я, как ни в чем, ни бывало, продолжаю петь и закончил этот импровизированный концерт верхней нотой СИ бемоль в Аве Мария Баха-Гуно. Так состоялось знакомство с моим будущим воспитанником (чудо!).

Для нас обоих эти занятия имели благоприятные последствия. К середине мая был достигнут результат, удовлетворивший родителей, и наши занятия были прекращены. На заработанные внеплановые средства мне удалось купить современный компьютер, с помощью которого началась компьютерная эра в моей жизни.

2000 (6)

КОРПОРАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ

В этот год к обычным тренингам, на которые надо было собирать участников самому, добавились корпоративные, на которые меня уже приглашали.

Компания “Ультра Стар”.

В январе 2000года ко мне обратилась компания “Ультра Стар”. Это была первая фирма, которая пригласила меня для настройки голоса своим сотрудникам. В ее центральном офисе и 4-х филиалах работало около 15-20 секретарей-телефонисток, имевших большую голосовую нагрузку (более 2000 звонков в день). Девушки часто теряли голос, болели, была высокая текучесть кадров. Это существенно сказывалось на продуктивности их работы и соответственно работы всей компании. Ведь от того, каким голосом вам ответят по телефону, во многом зависит продолжение контакта. Если это благозвучный, располагающий голос, то и представление о фирме складывается как о заслуживающей внимания и доверия. И напротив, если в трубке слышен противный, невыразительный голос, то хочется скорее повесить трубку и набрать новый номер. Работал с двумя группами по 7 и 8 человек соответственно. С 28 февраля по 11 марта 2000 года мною с каждой группой было проведено 10 занятий по 2 часа. Вот некоторые из этих отзывов.

Новицкая Н.В.: Изменилась интонация, скорость, голос стал более протяжный и уверенный, стал более выразительным и глубоким.

Остапенко М. Н.,33 года: Голос стал звучнее, мелодичнее, эротичнее. Появилась интонация в голосе. А главное, в голосе снято напряжение, что позволяет говорить целый день, при этом голосовые связки не устают.

Страховая кампания “МЕДЭКСПРЕСС”

С этой компанией я работал с 15 июня по 3 июля 2000 года. Было проведено 10 занятий по 2 часа. Для страхового агента голос - это главный инструмент его работы. Руководители компании пригласили меня поработать с шестью сотрудниками, у которых были проблемы с голосом. Вот два характерных отзыва.

Астапова Е.В.:

В голосе стало больше интонаций; речь стала менее торопливой.

Комочкина О.Ю.:

Считаю, что в моем голосе стали более глубокие и спокойные звуки. Перестала тараторить.

«СЕГОДНЯЧКО» ТНТ 15.09.00.

Неожиданно на меня вышел 11 канал телевидения (сейчас ТНТ) и в августе провели у меня на дому съемки. Передача вышла не сразу и принципиально нового в ней ничего не было. Поэтому из экономии места ограничусь минимумом.

Съемки у меня дома на канале Грибоедова.

(в сокращенном виде)

…Владимир Багрунов: «Я считаю, что каждый человек должен петь, и особенно те, кто испытывает стрессы»….

…Голос диктора: «Свою вокальную модель Владимир Павлович изложил когда-то тренеру Павлу Садырину. Но, тот после памятного для всех зенитовцев успеха, коварно увез ее из нашего города…

Один из телекорреспондентов под женским псевдонимом написал статью, где в сжатом виде описал наиболее важные этапы моей работы. Поскольку мы придерживаемся принципа «повторение – мать учения», то эти материалы будут полезны для закрепления.

В следующей статье корреспондент, под женским псевдонимом написал статью, в которой в сжатом виде описал главное, что было сделано мною на тот период.

С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

(в сокращении)

Вопи как младенец и будешь здоровым, ловким и политически грамотным!

Когда слушаешь человека с хорошо поставленным голосом, то попадаешь под обаяние его речи. Происходит нечто подобное мифу о сиренах: даже под угрозой неминуемой смерти, путники не могли перестать слушать сладкоголосых людоедок. Вспомните и концерты с участием Шаляпина -зрители в зимнюю стужу по несколько суток выстаивали в огромных очередях, только для того, чтобы насладиться голосом великого певца. Эти два примера, Владимир Багрунов приводит для демонстрации той роли, какую может играть наш голос. Осталось лишь научиться петь как Шаляпин. Впрочем, по-мнению ученого овладеть этим механизмом может любой мало-мальски одаренный человек.

- Подчас мы и не подозреваем, каким сокровищем владеем. Да и пользоваться не всегда умеем. Замечено, что стон раненого слышен на несколько километров. А плач ребенка вообще «пробивает» стены. Дело в том, что мощь голоса определяется вовсе не связками. Вот вам сделали больно. В коре головного мозга возникает импульс, который управляет связками, и вы издаете крик. Но при этом не успеваете вдохнуть воздух, а крик издаете весьма громкий. Этот пример говорит о том, что сила издаваемого звука и высота тона - не в силе воздушной струи.

В свое время Багрунов пострадал от ревнителей традиционной школы пения - сорвал свой голос. Именно тогда он серьезно занялся изучением шаляпинского голоса.

- Шаляпин создавал себя как певца, как это ни покажется странным, на подмостках драмтеатра. Он шлифовал свой голос на двух-трех репликах, которые произносил в спектакле. Реплика из его уст вылетала громкой, отчетливой и напевной. Шаляпин оттачивал свой неповторимый голос речевым сигналом. Когда его спрашивали, что он чувствует, когда поет, он отвечал: «Я пою пятками». В этом - ответ на вопрос, в чем сила голоса.

Почему же так мало людей в состоянии петь? Причина в нас самих, точнее, в особенностях нашей психики. Дело в том, что уже в раннем детстве в нашей психике формируется физическая модель громкости звука. Когда ребенок рождается, то произвольная поперечно-полосатая мускулатура еще не действует, и поэтому звук новорожденного, не испытывающий препятствий, такой громкий. Подрастая, ребенок привыкает соотносить усилия с результатом - Сильнее ударил в ладошки - звук громче. Эта проекция с физических явлений переносится в мир психики, и ухудшает все параметры нашего голоса. И, наоборот, снятие напряжения с этих систем позволяет нашему голосу обрести такие свойства, о которых мы никогда не подозревали.

- Через мои руки прошло множество людей, кстати 30 кандидатов в Государственную думу 99-го года и сравнительные магнитофонные записи показывают,что уже через шесть-десять занятий речевой голос звучит на профессионально-дикторском уровне. Причем ни одного срыва голоса. Совсем недавно здесь неожиданно открыли незаурядные вокальные способности у 50-летнего директора школы - после нескольких занятий у него «прорезался» необычайного тембра баритон. Человек, который никогда в жизни не пел, записал сейчас на профессиональной студии романс «Только раз бывает в жизни встреча».

С голосом Багрунов связывает успехи практически во всех областях человеческой жизни. Например, утверждает, что Частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством. Доказательство тому - долголетие многих певцов. С.Лемешев работал на профессиональной оперной сцене с одним легким и дожил до 76 лет. Современная психофизиология доказала экспериментально, что выделяющиеся при пение эндорфины являются стимуляторами, благотворно воздействующими на все без исключения системы организма.

– Мало того, работа с голосом может сделать его вашим оружием. Особенно важно это для тех, кто занимается различными видами единоборств. Боевой клич, как способ психического подавления неприятеля известен, кстати, с незапамятных времен. Голосом можно и подавлять, и очаровывать. Если бы новые руководители страны обратили внимание на такой «пустячок», как голос, они, возможно, без труда получили бы на выборах наши голоса.

Голосовые методики для спортсменов – особая темаБагрунова. Он рекомендует петь им всем – от футболистов, до шахматистов. Ведь пение - самый доступный и эффективный способ борьбы со стрессом. Среди известных спортсменов было и есть немало любителей музыки и пения. На пластинки записывались Пеле, Гуллит, Марадона, многие звезды профессионального баскетбола. Великолепным футболистом в прошлом был солист Большого театра, народный артист СССР Зураб Соткилава.. А вот победитель турнира в Линаресе (Испания) гроссмейстер Валерий Салов сам брал у Владимира Павло­вича перед поездкой уроки игры на гитаре и пения.

- Сейчас я разработал особую методику для беременных женщин. Ведь успокаивающее воздействие материнского пения на состояние новорожденного хорошо известно. Будущим мамам интересно узнать, что после появления на свет их дитя в течение не менее двух лет будет являться идеальным демонстратором природной постановки голоса и мать, если захочет преуспеть в деле улучшения всех характеристик своего голоса, должна подражать в звукоизвлечении своему ребенку, а затем, когда этот процесс пойдет на убыль, она должна обучить его тем же приемам звукоизвлечения. Тогда ее ребенок вырастет здоровым, сильным и уверенным в своих силах человеком.

Юлия Языкова

Наши рекомендации