Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
ОК–8 -готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
ОК–9 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление:
– о государственной политике, структуре, нормативных основах в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Знать:
- характеристику опасностей природного, экологического, техногенного, социального происхождения;
- принципы, средства и методы обеспечения безопасности и сохранения здоровья при взаимодействии человека с опасной средой обитания и в условиях высоких рисков возникновения опасных ситуаций.
Уметь:
- применять практические навыки по обеспечению психологической безопасности и психологической устойчивости личности в чрезвычайных ситуациях разного характера и условиях опасных ситуаций повседневной жизни;
- выявлять способность человека адекватно вести себя в экстремальных ситуациях, следуя правилам безопасного поведения.
Владеть:
- законодательными и правовыми актами в области безопасности,
- требованиями к безопасности регламентов в сфере профессиональной деятельности;
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности образовательного процесса.
Приобрести опыт деятельности:
- в работе по оценке степени риска развития опасных ситуаций, возникающих в результате специфики психического функционирования человека;
- нахождения организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;
- постоянного самообразования и повышения культуры профессиональной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
Введение в безопасность жизнедеятельности (БЖД), основные понятия. | Основы безопасности жизнедеятельности, термины и определения. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. Человек и техносфера. | О, ДЗ | |
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов антропогенного, техногенного и природного происхождения. | Окружающая среда, источники её загрязнения. Риски. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. | О, Э, Д, ДЗ | |
Управление безопасностью жизнедеятельности | Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. | О, Д, ДЗ | |
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Прогнозирование, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Оказание первой медицинской помощи. | О, ДЗ, РИ | |
ИТОГО | Зачет |
Примечание: В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: опрос (О), эссе (Э), тестирование (Т), домашнее задание (ДЗ), дискуссия (Д), ролевая игра (РИ). Помимо этого, рубежный контроль на контрольной неделе в форме тестирования.
4.2. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).