Научно обоснованное построение процесса обучения требует обращения к диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные познавательно-преобразовательные функции.

Принципы обучения —исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В пр обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

По мере развития теории и практики обучения, формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным

Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

Порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

Обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

Обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила — его отдельные стороны.

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности (выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости) связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

Научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.

воспитывающего характера базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании.

Фундаментальности и прикладной направленности требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного; предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их сопоставимость и ценность.

Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание, обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой — своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в "другом", общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности (последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений), природосообразности (основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста), культуросообразности(должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры), принцип незавершимости(незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе). Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности(воспитание как субъект-субъектный процесс).

Обучение лексике.

Цель- усвоить значение, форму и закономерности употребления ЛЕ, т.е. сформировать навыки лексического оформления экспрессивной уст. и пись. речи, научить понимать ЛЕ на слух и при чтении.

Проблема минимизации лек.мат. Слов. состав английского 500-600 т. слов, из них 300т. терминов, носитель не использует > чем 16 т., причем 5т. в устной и 10т. в письменной речи. 70% всего увиденного и услышанного обслуживаются 700 словами, а в высшей степени клишированной речи- 950 словами.”HappyEnglish” Монк- 842 ЛЕ за 2 года обучения, к концу 11 кл. 1200 ЛЕ активно при изучении с 1-2 класса и 1000 ЛЕ если с 5 класса. Гурвич- железный запас = 300-500 ЛЕ. Первая тысяча частотных слов гарантирует понимание текстов среднего уровня сложности на 80 %, 2-я тыс. + 8-10 % понимания, 4,5 тыс. слов + 2 % к пониманию. Обязательно 100 неправильных глаголов и строевые слова (way, thing, matter), местоимения, гл. let, do, make, предлоги и союзы.

Наши рекомендации