И друзей на примере мультимедийного справочника

«С любовью и верой в Россию:

уральцы в Отечественной войне 1812 года»

Идея откликнуться выпуском электронного издания на знаменательное историческое событие – 200-летие победы в Отечественной войне 1812 г. – возникла несколько лет назад. Первоначально задумывалась только компьютерная игра. Сразу же было найдено ее название – «Как уральцы Бородинскую битву спасали». Несмотря на его ироничность, в основу игры должны были лечь реальные исторические факты об участии уральцев в войне с Наполеоном. Так оно и случилось, но позднее, потому что сразу реализовать идею не удалось. Причина в том, что подобные проекты воплотить в жизнь возможно только при условии финансирования и партнерства со специалистами различных (не библиотечных) сфер деятельности.

Участие в конкурсном отборе проектов Челябинских областных государственных учреждений культуры и искусства, который каждый год проводит Министерство культуры Челябинской области, позволило нам осуществить нашу давнишнюю задумку. Проект получил финансовую поддержку Администрации Челябинской области, но его содержание кардинально изменилось.

Дело в том, что, когда мы стали погружаться в тему, она оказалась необычайно интересной, и мы подумали, что не правильно ограничиваться одной игрой. Наши земляки-уральцы стяжали неувядаемую славу в Отечественной войне 1812 г. Они были первыми, кто встретил врага на своих западных границах и первыми, кто вошел в Париж. Нам показалось чрезвычайно важным, чтобы о подвигах уральцев в той далекой войне узнало как можно больше людей. Так, решено было сделать мультимедийный справочник «С любовью и верой в Россию» об участии уральцев в Отечественной войне 1812 г., в который включить, помимо компьютерной игры, базу данных «Южный Урал в Отечественной войне 1812 года»; сценарий исторического вечера «Уральский след в войне с Наполеоном», сопроводив его электронной презентацией; а также интерактивную карту «Мы идем с войной для мира» об участии уральцев в заграничных походах русской армии 1813–1814 гг.

Нам представляется, что для того, чтобы современная библиотека была заметной в местном сообществе, ей надо научиться удивлять это сообщество. Когда средства массовой информации и просто люди, к которым мы обращались при подготовке справочника за профессиональной помощью, узнавали, что электронное издание с компьютерной игрой готовит библиотека, это всем казалось необычным.

В календарном плане исполнения проекта на первом месте стояла работа по созданию аннотированной базы данных «Южный Урал в Отечественной войне 1812 года». Здесь партнерами библиотеки выступили ее коллеги – специалисты ЧОУНБ, научных библиотек ЧелГУ, ЧГПУ, ЮУрГУ, которые обеспечили беспрепятственный доступ к своим фондам, помогли в поисках источников, частично – в их оцифровке. Поддержало нас и Государственное учреждение «Объединенный государственный архив Челябинской области». Его фондом мы воспользовались, получив возможность оперативного знакомства с архивными документами. Конечный результат – аннотированная база данных «Южный Урал в Отечественной войне 1812 года», включающая 127 основных источников по теме, в том числе материалы, размещенные в сети Интернет. Более половины упомянутых в ней источников представлены полными текстами (вопрос авторского права урегулирован), предусмотрен контекстный поиск информации.

Составной частью электронного издания является сценарий исторического вечера «Уральский след в войне с Наполеоном», вобравшего в себя самые яркие события и факты, касающиеся вклада нашего края в победу в войне 1812 г. и на фронте, и в тылу. Сценарий вечера (до его включения в издание) прошел успешное апробирование на молодежной аудитории.

О заграничных походах русской армии 1813–1814 гг. и участии в них уральцев можно почитать, воспользовавшись источниками, отраженными в базе данных справочника. Но мы продумали, что молодежи будет интереснее наглядно увидеть победный маршрут русской армии. Так родилась идея интерактивной карты «Мы идем с войной для мира», которая показывает места знаменитых сражений, ставших поворотными в заграничном походе. Они принесли славу уральским казакам и явились символом гордости и доблести русской армии. Учитывая высокие боевые качества казачьих полков, им давали одно задание сложнее другого: рейды по тылам противника, блокада и осада многих крепостей, где пытались удержаться французские гарнизоны. Боевой славой покрыли себя казаки в боях под Берлином, Дрезденом, Лейпцигом, Бредою, у стен Парижа. Французский дипломат Арман де Коленкур в своих мемуарах писал о казаках: «Именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании…». Карта открывает текстовые комментарии, позволяющие проследить ход военных событий.

Компьютерная квестовая игра «Как уральцы Бородинскую битву спасали» – пожалуй, самая яркая страница мультимедийного справочника и наиболее сложная в исполнении. Она – продукт совместного творчества людей разных сфер деятельности: писателя, художников, программистов, композитора, библиотекарей. В основе сюжета игры подлинные исторические факты. В разгар кровопролитного Бородинского сражения на батарее Раевского возникла угроза прорыва фронта, и уральцы в составе Уфимского пехотного полка штыковой атакой, поддержанной уральскими драгунами, уничтожили противника.

Главные персонажи – обаятельные и находчивые герои-подростки из далекой уральской станицы бегут на войну сражаться с французами, проходят через нелегкие испытания в достижении своей цели.

Динамичность сюжету игры придают анимированные ролики и ролики-комиксы. Именно они позволяют героям мгновенно перебраться из казачьей станицы в горящую Москву или на поле Бородинской битвы, или на берег реки Березины.

Вместе с героями игроки станут участниками исторических событий: вторжения Наполеона в Россию, формирования казачьего войска, важнейших сражений Отечественной войны, изгнания «великой армии». Эта и другая информация рассыпана по игре в виде бонусов. Игра рассчитана на любителей логических головоломок, приключений и, конечно, тех, кто хотел бы узнать больше об отечественной истории и родном крае.

Кто же причастен к созданию игры? Как набиралась команда ее исполнителей? В качестве автора сценария игры мы пригласили Нину Александровну Ягодинцеву, профессионального писателя, члена Союза писателей России, лауреата различных литературных премий. Она сразу дала согласие. Спустя какое-то время, в разговоре с К. Рубинским узнали, что он давно мечтает написать сценарий компьютерной игры. Можно было объявлять конкурс среди писателей. Нина Александровна со своей задачей справилась: сценарий получился интересным.

Качественный сценарий, безусловно, существенная составляющая игры. Но не менее важна работа художников, владеющих флеш-анимацией. Таких специалистов найти в Челябинске оказалось не очень легко. Художники из Санкт-Петербурга и Ставрополья, которые предлагали нам свои услуги (мы их нашли через Интернет), просили за работу такую сумму, которой у нас не было.

Через Нину Александровну Ягодинцеву и Константина Рубинского мы вышли на дизайн-студию «CreativePerson». Группа молодых ребят-художников во главе с Андреем Червинским согласилась выполнить всю флеш-анимацию за те деньги, которые были заложены в нашей смете. Причем сделали все красиво и стильно, но делали безумно долго: у них это был тоже первый опыт. Но и мы добивались качества, настаивая на переделывании рисунков по два-три раза. Зато теперь фирма рекламирует себя в качестве специалистов по компьютерным играм.

Автор музыки к игре – Марина Игоревна Бушмелева, композитор, аранжировщик, преподаватель студии электронной музыки челябинского лицея № 31. Она поверила в нас и в наш проект и в рекордно короткие сроки написала музыку. На завершающем этапе подготовки игры в работу включились программисты. Основная нагрузка легла на специалиста юношеской библиотеки Илью Кайдаша. Программирование игры – вещь сложная, чтобы ускорить этот процесс, в помощь Илье мы нашли еще программиста. Наверное, не случайно, что им оказался бывший читатель нашей библиотеки, выпускник Челябинского радиотехнического техникума Алексей Парников. Он же, по нашей просьбе, протестировал игру.

Каков же вклад библиотекаря в подготовке компьютерной игры? Библиотечному специалисту, заведующей отделом новых библиотечных технологий ЧОЮБ Наталье Германовне Екимовой принадлежит идея игры. Наталья Германовна – автор бонусов к ней. Кроме того, она осуществляла организацию и управление всем проектом.

Автор вступительного ролика, разработчик стиля и дизайна главного меню и страниц электронного справочника – Алексей Голованов – не просто программист, а давнишний друг и партнер библиотеки. Вместе с ним мы создаем уже четвертый электронный продукт.

В статье от авторов мультимедийного справочника, дается представление об издании в целом; здесь перечислены все, кто причастен к его появлению: более двадцати человек, из них восемь библиотекарей Челябинской областной юношеской библиотеки.

На завершающей стадии подготовки электронного справочника состоялась его презентация для журналистов местных СМИ. Можно сказать, что на следующее утро мы проснулись знаменитыми. Не было ни одного издания – печатного или электронного, которое не дало бы об этом информацию. Нам звонили с вопросом, как можно получить (приобрести) диск.

Что мы отвечали на этот вопрос? Тираж электронного издания – 500 экземпляров. Диски обязательно получат юные участники региональных историко-патриотических чтений «Недаром помнит вся Россия», посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 г. Безусловно, все муниципальные библиотеки также станут его обладателями. В наших планах – сделать интернет-вариант игры и разместить ее на сайте библиотеки.

Мультимедийный справочник «С любовью и верой в Россию: уральцы в Отечественной войне 1812 года» – электронный краеведческий ресурс, многоаспектно раскрывающий тему, не был бы создан без коллективного творчества заинтересованных специалистов разных сфер деятельности.

И.В. Кайдаш, программист ГКУК «Челябинская областная юношеская библиотека»;

Н. Г. Екимова, заведующая отделом ГКУК «Челябинская областная юношеская библиотека»

Как библиотекари квест победили:

Наши рекомендации