Отличительные признаки креативного образования
Содержание и особенности креативного образования
Понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креативное образование" сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое содержание.
Во многих странах, в частности в Великобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.
В процессе образования формируется:
· комплекс необходимых знаний и навыков,
· профессиональные установки,
· готовность к определенным видам деятельности и т.д.
Образование:
· определяет уровень развития способностей,
· корректирует и формирует индивидуальность специалиста.
Виды специального образования:
· креативное (системологическое) - центральное место,
· непрерывное,
· фундаментально-практическое,
· вариативное,
· ориентированное на качество деятельности,
· опережающее (перспективное).
Креативное образование — образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.
Альтернативы
Репродуктивное образование
Прагматическое образование
Креативное образование Образование "знания опыта",
Нормативное (исполнительскому) образование.
Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления.
Креативное образование расширяет диапазон видения проблем вариантов их решения.
Современный менеджер все в большей и большей степени должен становится:
· творцом,
· исследователем,
· инициатором,
· вдохновителем.
Например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, а люди, которыми он управляет - не подчиненными, а последователями.
Только творец может вести за собой.
Творцом менеджер должен стать в процессе образования.
В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка".
Формирование профессионального сознания происходит не с "чистого листа", а на основе "ломки":
· некоторых устоявшихся консервативных установок,
· негативных привычек,
· прагматических навыков.
Образовательный возраст влияет на эти процессы.
При этом надо учитывать, что управлять творчески и опираясь на коллективное творчество группы всегда сложнее.
Отличительные признаки креативного образования
1. Системологическое построение образовательного процесса.
Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. - Именно поиск. Человек далеко не всегда четко знает о своих способностях.
Очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему:
· вскрыть свои способности,
· понять и почувствовать свою индивидуальность.
Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека.
Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому.
Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практической информации без осмысления:
· причин успеха,
· тенденций развития,
· прогнозов,
· влияния изменений в макросреде и пр.
Сегодня в практике нашего образования хотя и существует понятие "образовательная программа", но им в основном оперируют как синонимом понятия "учебный план", а он строится примитивно. Чаще всего это просто:
· априорный перечень дисциплин,
· произвольное, субъективное установление их объемов,
· случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.).
Компонентами образовательной программы д.б.:
· цель образовательного процесса,
· педагогический потенциал,
· методическое обеспечение,
· технологические возможности,
· знания,
· навыки.
Рассматривать ихнадо не как независимые и не как суммарно дополняющие друг друга, а как систему.
Основой такого образовательного процесса является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний.
Композиция знаний рождает и стимулирует творчество.
Существует мнение, что проблема композиции несущественна. Главное — побольше дать:
· специальных знаний,
· конкретики,
· прагматики,
· знаний сиюминутного эффекта.
Мало кто сейчас обращает внимание на:
· конфигурацию знаний,
· их взаимодействие,
· технологию освоения.
А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.
Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты программы МВА.
Она возникла не как жесткая программа, имеющая установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин.
Она ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на:
· развитие способностей в предпринимательской деятельности,
· развитие искусства менеджмента.
Но не всегда во многих своих модификациях (особенно в современной практике нашей страны) программы МВА являются именно такими.