Отличительные признаки креативного образования

Содержание и особенности креативного образования

Понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креативное образование" сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое содержание.

Во многих странах, в частности в Великобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

В процессе образования формируется:

· комплекс необходимых знаний и навыков,

· профессиональные установки,

· готовность к определенным видам деятельности и т.д.

Образование:

· определяет уровень развития способностей,

· корректирует и формирует индивидуальность специалиста.

Виды специального образования:

· креативное (системологическое) - центральное место,

· непрерывное,

· фундаментально-практическое,

· вариативное,

· ориентированное на качество деятельности,

· опережающее (перспективное).

Креативное образование — образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Альтернативы

Репродуктивное образование

Прагматическое образование

Креативное образование Образование "знания опыта",

Нормативное (исполнительскому) образование.

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления.

Креативное образование расширяет диапазон видения проблем вариантов их решения.

Современный менеджер все в большей и большей степени должен становится:

· творцом,

· исследователем,

· инициатором,

· вдохновителем.

Например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, а люди, которыми он управляет - не подчиненными, а последователями.

Только творец может вести за собой.

Творцом менеджер должен стать в процессе образования.

В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка".

Формирование профессионального сознания происходит не с "чистого листа", а на основе "ломки":

· некоторых устоявшихся консервативных установок,

· негативных привычек,

· прагматических навыков.

Образовательный возраст влияет на эти процессы.

При этом надо учитывать, что управлять творчески и опираясь на коллективное творчество группы всегда сложнее.

Отличительные признаки креативного образования

1. Системологическое построение образовательного процесса.

Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. - Именно поиск. Человек далеко не всегда четко знает о своих способностях.

Очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему:

· вскрыть свои способности,

· понять и почувствовать свою индивидуальность.

Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека.

Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому.

Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практической информации без осмысления:

· причин успеха,

· тенденций развития,

· прогнозов,

· влияния изменений в макросреде и пр.

Сегодня в практике нашего образования хотя и существует понятие "образовательная программа", но им в основном оперируют как синонимом понятия "учебный план", а он строится примитивно. Чаще всего это просто:

· априорный перечень дисциплин,

· произвольное, субъективное установление их объемов,

· случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.).

Компонентами образовательной программы д.б.:

· цель образовательного процесса,

· педагогический потенциал,

· методическое обеспечение,

· технологические возможности,

· знания,

· навыки.

Рассматривать ихнадо не как независимые и не как суммарно дополняющие друг друга, а как систему.

Основой такого образовательного процесса является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний.

Композиция знаний рождает и стимулирует творчество.

Существует мнение, что проблема композиции несущественна. Главное — побольше дать:

· специальных знаний,

· конкретики,

· прагматики,

· знаний сиюминутного эффекта.

Мало кто сейчас обращает внимание на:

· конфигурацию знаний,

· их взаимодействие,

· технологию освоения.

А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты программы МВА.

Она возникла не как жесткая программа, имеющая установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин.

Она ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на:

· развитие способностей в предпринимательской деятельности,

· развитие искусства менеджмента.

Но не всегда во многих своих модификациях (особенно в современной практике нашей страны) программы МВА являются именно такими.

Наши рекомендации